Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Лепской К.И, Шлопак С.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 26 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 12 октября 2022 г. по гражданскому делу N 2-2451/2022 по исковому заявлению ФИО1 к ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Мурманской области о защите пенсионных прав, назначении пенсии, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Мурманской области (далее - ГУ - ОПФР по Мурманской области, пенсионный орган) о защите пенсионных прав, назначении пенсии.
Решением пенсионного органа от 16 октября 2020 г. в назначении пенсии отказано, в связи с не достижением требуемого возраста, поскольку право на пенсию у ФИО1 возникает только 23 сентября 2021 г.
Решением пенсионного органа от 6 июля 2021 г, во изменение решения от 16 октября 2020 г, отказано в назначении пенсии, в котором указано, что право на пенсию у истца возникает 23 января 2022 г.
Истец полагал, что право на пенсию у него возникло 23 ноября 2018 г. с момента достижения им возраста 55лет. Ответчиком неверно применено законодательство, действующее на момент возникновения права на пенсию, и неверно определен срок возникновения права на пенсию. Кроме того, период работы в заключение с 18 апреля 2019 г. по 16 июля 2020 г. не правомерно не принят в расчет стажа, поскольку он выполнял работу на 0, 5 ставки.
ФИО1 просил обязать ответчика назначить трудовую пенсию по старости в соответствии с положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с момента возникновения у него права на трудовую пенсию по старости - с 24 ноября 2018 г, а также обязать рассчитать размер пенсии в соответствии с положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 26 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 12 октября 2022 г, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушения нижестоящими судами норм материального и процессуального права. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на доводы, приводимые в апелляционной жалобе и являющееся позицией по делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия полагает, что правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по делу не допущено.
Судами установлено, что 7 октября 2020 г. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный в системе государственного пенсионного страхования 10 октября 2002 г, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ - УПФР в городе Мурманске от 16 октября 2020 г. N Киселеву А.А. отказано в установлении пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с не достижением требуемого возраста (56 лет 4 месяца + 1 год 06 месяцев).
Из решения следует, что документально подтвержденный стаж, учтенный по состоянию на 31 декабря 2019 г, составляет: страховой стаж с учетом льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера - 25 лет 00 месяцев 11 дней; стаж работы в районах Крайнего Севера ? 11 лет 07 месяцев 10 дней.
В стаж работы в районах Крайнего Севера не зачтена работа, выполняемая осужденным, содержащимся в исправительном учреждении, на 0, 5 ставки с 18 апреля по 24 июня 2019 г, с 29 июля 2019 г. по 16 июля 2020 г.
Право на страховую пенсию по старости согласно пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" наступит 23 сентября 2021 г, из расчета: 23 марта 2020 г. (56 лет + 4 месяца) + 1 год 06 месяцев.
Решением ГУ - УПФР в городе Мурманске от 6 июля 2021 г. N 281051/20 вынесено решение об отказе в установлении пенсии (во изменение отказного решения от 16 октября 2020 г.).
ФИО1 отказано в установлении пенсии по старости в связи с не достижением установленного законом возраста для назначения пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что имеются основания для назначения ФИО1 трудовой пенсии по старости с 23 января 2022 г. и отсутствии оснований для удовлетворения остальной части исковых требований.
Проверяя законность и обоснованность решения, постановленного судом первой инстанции, с данными выводами суда и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых заявителем судебных актов по доводам его жалобы.
С мотивами принятых судами постановлений и правовым обоснованием выводов судебная коллегия кассационной инстанции соглашается.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г, (далее Федеральный закон "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с Федеральным законом N 350-ФЗ от 3 октября 2018г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в России проводится постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайней Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. 1
Таким образом, право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" возникает у заявителя, родившегося в 1963 году, по достижении возраста 58 лет 02 месяца - то есть с 23 января 2022 г.
Поскольку страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, и, учитывая, что в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" у ФИО1 право на досрочную страховую пенсию по старости возникло с 23 января 2022 г, то суды правильно возложили на пенсионный орган обязанность назначить истцу страховую пенсию по старости с указанной даты.
Довод жалобы о том, что при исчислении специального стажа работы в районах Крайнего Севера судами неверно применены нормы материального права, в том числе положения части 2 статьи 104 Уголовноисполнительного кодекса Российской Федерации, являлись предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонены судами.
Частью 2.1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации определено, что под возрастом, дающим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса, понимается возраст, установленный частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации с учетом характера работ, выполняемых осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах, допускается суммированный учет рабочего времени.
Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 применение которых допускается и после 1 января 2015 г, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из норм пенсионного законодательства, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях является специальным стажем, включение периодов работы в которой осуществляется по общим правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости. Указанные Правила не содержат каких-либо исключений при исчислении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы. В этой связи периоды работы осужденных, имевших место в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подлежат включению в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных ним местностях, также по фактически отработанному времени при условии работы полный рабочий день.
Поскольку работа ФИО1 в местах лишения свободы с 18 апреля по 24 июня 2019 г, с 29 июля 2019 г. по 16 июля 2020 г. осуществлялась не полный рабочий день, то суды правомерно не нашли оснований для включения указанных периодов в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя повторяют правовую позицию, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судов, которые правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела, что не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления.
Довод кассационной жалобы о не извещении ФИО1 судом апелляционной инстанции, является несостоятельным, и опровергается материалами дела, из которых следует, что истец был уведомлен судом апелляционной инстанции о дате и времени судебного заседания надлежащим образом.
Результаты оценки доказательств судами отражены в судебных постановлениях, в которых приведены мотивы, по которым суды пришли к соответствующим выводам.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статья 198 и статья 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты, не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Из материалов дела следует, что обстоятельства дела установлены судами на основе надлежащей оценки всех представленных доказательств, имеющих правовое значение для данного дела, в их совокупности. Изложенные в решении выводы соответствуют обстоятельствам дела. Собранные по делу доказательства соответствуют правилам относимости и допустимости, данная им судом оценка соответствует требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, обжалуемые ФИО1 судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 26 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 12 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.