Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Батялова В.А, Красновой Н.П.
при секретаре Защитниковой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Капитонова Олега Сергеевича о признании незаконным решения государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка", формализованного в уведомлении о возвращении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости без рассмотрения, по апелляционной жалобе Капитонова Олега Сергеевича на решение Нижегородского областного суда от 16 декабря 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Сорокина М.С, объяснения представителя Капитонова Олега Сергеевича - Бодякшиной Н.Г, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Капитонов О.С. обратился в Нижегородский областной суд с административным иском, в котором просил:
признать решение ГБУ НО "Кадастровая оценка", формализованное в уведомлении от 1 сентября 2022 года N 2730 о возвращении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости без рассмотрения (далее - Уведомление N 2730), незаконным;
установить на период с даты применения кадастровой стоимости по 23 апреля 2021 года (включительно) архивную кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 23 апреля 2021 года в следующем размере: земельного участка с кадастровым номером N- 10 078 500 рублей, земельного участка с кадастровым номером N - 5 431 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что архивная кадастровая стоимость данных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, указанную в отчете об оценке оценщика "данные изъяты" О.Н.Г. от ДД.ММ.ГГГГ N, чем нарушаются его права как налогоплательщика.
1 сентября 2022 года Капитонов О.С. обратился в ГБУ НО "Кадастровая оценка" с заявлениями об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, указанной в названном отчете об оценке, однако Уведомлением N 2730 они были возвращены без рассмотрения, что и явилось основанием для обращения в суд.
Определением Нижегородского областного суда от 16 декабря 2022 года производство по делу в части требований Капитонова О.С. об установлении архивной кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости прекращено.
Решением Нижегородского областного суда от 16 декабря 2022 года в удовлетворении требований Капитонова О.С. о признании незаконным Уведомления N 2730 отказано.
Капитоновым О.С. на решение суда подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об его отмене, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы Капитонов О.С. повторяет доводы, изложенные в административном иске, а также указывает на то, что в настоящий момент все имеющиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о земельных участках, снятых с государственного кадастрового учета, имеют архивный статус, что возможности оспаривания их кадастровой стоимости, которая также стала архивной, в предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) порядке не предусмотрено, что выполнить оценку их рыночной стоимости на текущую дату невозможно, что ему должно быть предоставлено право на пересмотр архивной кадастровой стоимости, так как несмотря на прекращение существования объектов недвижимости исчисление налога до их снятия с государственного кадастровой учета осуществлялось исходя из их кадастровой стоимости и право на перерасчет налога административным истцом не утрачено.
Относительно доводов апелляционной жалобы министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области, ГБУ НО "Кадастровая оценка" представлены возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Капитонова О.С. - Бодякшина Н.Г, просила апелляционную жалобу удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения представителя административного истца, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным иском об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ) до 1 января 2026 года установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, особенности которого зависят от принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 8 октября 2020 года N 837 датой перехода к применению на территории Нижегородской области положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости установлено 1 января 2021 года.
Таким образом, на основании решения Правительства Нижегородской области о переходе к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ с 1 января 2021 года на территории Нижегородской области полномочиями по принятию решений о пересмотре кадастровой стоимости обладает ГБУ НО "Кадастровая оценка", решение которого об установлении или об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства, одновременно с оспариванием такого решения может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (части 11, 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ).
Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - заявление об установлении рыночной стоимости) может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета. Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости. Заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения в случае если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (части 2, 7, пункт 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Капитонов О.С. с 1 марта 2019 года по 26 апреля 2021 года являлся собственником земельных участков с кадастровыми номерами N.
22 июня 2021 года земельные участки сняты с государственного кадастрового учета.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21 октября 2020 года N 326-13-566703/20 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года" (далее - приказ министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области N 326-13-566703/20), по состоянию на 1 января 2020 года составляла:
земельного участка с кадастровым номером N - 38 911 297, 28 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N - 25 132 224, 64 рубля.
1 сентября 2022 года Капитонов О.С. обратился в ГБУ НО "Кадастровая оценка" с заявлениями об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, представив отчет об оценке оценщика "данные изъяты" О.Н.Г. от ДД.ММ.ГГГГ N, в котором их рыночная стоимость определена по состоянию на 23 апреля 2021 года в следующем размере:
земельного участка с кадастровым номером N - 10 078 500 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N - 5 431 000 рублей.
Уведомлением N 2730 Капитонову О.С. указанные заявления возвращены без рассмотрения, поскольку они поданы по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объектов недвижимости и которая указана в приложенном к таким заявлениям отчете об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости.
Рассматривая дело, суд первой инстанции проанализировал положения федерального и регионального законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и обоснованно исходил из того, что Уведомление N 2730 принято ГБУ НО "Кадастровая оценка" в соответствии с его компетенцией и при соблюдении установленного порядка принятия такого рода решений.
Оценив доводы административного истца во взаимосвязи с имеющимися в материалах дела доказательствами, суд установил, что заявления об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости поданы административным истцом в бюджетное учреждение как после даты их снятия с государственного кадастрового учета (часть 2 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ), так и по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена их рыночная оценка и которая указана в представленном отчете об оценке (часть 7 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ): дата, по состоянию на которую определена рыночная стоимость, указанная в отчете об оценке, - 23 апреля 2021 года; дата снятия земельных участков с государственного кадастрового учета - 22 июня 2021 года; дата обращения в ГБУ НО "Кадастровая оценка" с заявлениями - 1 сентября 2022 года).
Данные обстоятельства позволили суду констатировать как правомерность оставления ГБУ НО "Кадастровая оценка" данных заявлений без рассмотрения по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, так и отсутствие правовых оснований для признания Уведомления N 2730 незаконным, нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, что и послужило основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Соглашаясь с такими выводами суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из того, что установленный частью 7 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ срок для подачи в ГБУ НО "Кадастровая оценка" вышеназванных заявлений административным истцом с очевидностью пропущен, при этом вопреки основанным на ошибочном толковании норм материального и процессуального права доводам Капитонова О.С. возможность восстановления такого срока законом не предусмотрена вне зависимости от причин его пропуска.
Следовательно, решение суда, которым административному истцу отказано в удовлетворении требований о признании Уведомления N 2730 незаконным, следует признать законным и обоснованным, оно, исходя из доводов апелляционной жалобы, отмене не подлежит.
Обжалуя решение суда, административный истец указывает на то, что в настоящий момент все имеющиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о земельных участках, снятых с государственного кадастрового учета, имеют архивный статус, что возможности оспаривания их кадастровой стоимости, которая также стала архивной, в предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ порядке не предусмотрено, что выполнить оценку их рыночной стоимости на текущую дату невозможно, что ему должно быть предоставлено право на пересмотр архивной кадастровой стоимости, так как несмотря на прекращение существования объектов недвижимости исчисление налога до их снятия с государственного кадастровой учета осуществлялось исходя из их кадастровой стоимости и право на перерасчет налога административным истцом не утрачено.
Вместе с тем, названные доводы касаются требования административного истца об установлении на период с даты применения кадастровой стоимости по 23 апреля 2021 года (включительно) архивной кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 23 апреля 2021 года.
При этом вступившим в законную силу определением Нижегородского областного суда от 16 декабря 2022 года, которое Капитоновым О.С. не обжаловалось, производство по делу в указанной части прекращено.
Следовательно, данные доводы повлиять на правовую судьбу обжалуемого судебного решения не способны, тем более что они не опровергают того обстоятельства, что ГБУ НО "Кадастровая оценка" своим Уведомлением N 2730 правомерно возвратило заявления Капитонова О.С. без рассмотрения по существу.
Приходя к таким выводам, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21 октября 2020 года N 326-13-566703/20 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ по состоянию на 1 января 2020 года, данный приказ вступил в силу с 1 января 2021 года.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 237-ФЗ (в первоначальной редакции, действовавшей до принятия Федерального закона N 269-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Пунктом 6 части 2 статьи 18 Федерального закона N 237-ФЗ (в редакции Федерального закона N 269-ФЗ (с последующими изменениями), действующей как на момент обращения административного истца в ГБУ НО "Кадастровая оценка", так и в настоящее время) предусмотрено, что для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, применяются с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Таким образом, как по результатам рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 22 Федерального закона N 237-ФЗ), так и при установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости (статья 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение (суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости) подано соответствующее заявление.
В этом состоит отличие правового регулирования, установленного статьей 18 Федерального закона N 237-ФЗ, от правового регулирования, предусмотренного частью 5 стати 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), согласно которой кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Федеральный закон N 237-ФЗ (в отличие от Федерального закона N 135-ФЗ, положения которого к рассматриваемым правоотношениям применению не подлежат) не предусматривает применение вновь установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости иначе как с 1 января года, в котором подано соответствующее заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, в том числе, не предусматривает применение вновь установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости со дня начала применения кадастровой стоимости.
Учитывая приведенные положения федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что сведения об оспоренной кадастровой стоимости земельных участков как в порядке статьи 22, так и установленной в порядке статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ на основании заявления административного истца, право собственности которого на них прекращено в 2021 году (26 апреля 2021 года), поданного в ГБУ НО "Кадастровая оценка" в 2022 году (1 сентября 2022 года), в любом случае применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в требуемый административным истцом период (с 1 января 2021 года по 23 апреля 2021 года) не могут.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ). В случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению, производство по делу прекращается на основании пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 КАС РФ.
В данном случае на дату обращения в ГБУ НО "Кадастровая оценка" (1 сентября 2022 года) административный истец правом на применение результатов пересмотра архивной кадастровой стоимости на период с 1 января 2021 года по 23 апреля 2021 года для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не обладал, так как результаты определения кадастровой стоимости на основании данного заявления могли быть применены лишь с 1 января 2022 года, а не с даты начала применения оспоренной кадастровой стоимости.
При этом применение вновь установленной кадастровой стоимости с 1 января 2022 года не приведет к восстановлению прав административного истца, не являющегося с 26 апреля 2021 года собственником земельных участков, что исключает возможность рассмотрения по существу его требований об установлении на период с даты применения кадастровой стоимости по 23 апреля 2021 года (включительно) архивной кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 23 апреля 2021 года.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Нижегородского областного суда от 16 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Капитонова Олега Сергеевича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 30 марта 2023 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.