г. Нижний Новгород 4 апреля 2023 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Сорокина М.С, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Волосниковой Нины Викторовны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости по частной жалобе Волосниковой Нины Викторовны на определение судьи Пермского краевого суда от 3 февраля 2023 года об отказе в принятии административного искового заявления,
УСТАНОВИЛ:
Волосникова Н.В. обратилась в Пермский краевой суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просила установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу "адрес", равной рыночной стоимости в размере 7 298 000 рублей на период с 1 января 2020 года.
Определением судьи Пермского краевого суда от 3 февраля 2023 года в принятии административного искового заявления Волосниковой Н.В. отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), поскольку порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости с 1 января 2021 года на территории Пермского края регламентируется положениями статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ).
Не согласившись с указанным определением, Волосникова Н.В. подала частную жалобу, в которой просит его отменить со ссылкой на то, что, обратившись в суд с настоящим административным исковым заявлением, она устранила недостатки, послужившие основанием для возвращения ранее поданного аналогичного административного иска. Однако судьей вынесено обжалуемое определение, которое нарушает ее права и законные интересы, связанные с уменьшением налоговой нагрузки по налогу на имущество физических лиц.
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции осуществляется в апелляционном порядке по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого определения не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
При этом пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено данным Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Из административного иска следует, что Волосникова Н.В. до 19 октября 2020 года являлась собственником нежилого здания с кадастровым номером N.
Данный объект недвижимости включен в принятый в соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ приказ Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 25 октября 2018 года NСЭД-31-02-2-2-1323 (далее - Приказ N СЭД-31-02-2-2-1323), которым его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 11 009 584, 61 рубля.
Отказывая в принятии административного искового заявления, судья обоснованно исходил из того, что статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный N 269-ФЗ) до 1 января 2023 года установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, особенности которого зависят от принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального N 237-ФЗ. Постановлением Правительства Пермского края от 11 декабря 2020 года N 973-п "Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г..N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости" установлена дата перехода к применению на территории Пермского края положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года.
Таким образом, на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о переходе к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ с 1 января 2021 года на территории Пермского края полномочиями по принятию решений о пересмотре кадастровой стоимости обладает государственное бюджетное учреждение Пермского края "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" (далее - ГБУ "ЦТИ ПК"), решение которого об установлении или об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства и одновременно с оспариванием которого может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (части 11, 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ).
Поскольку доказательств обращения в ГБУ "ЦТИ ПК" с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, а равно решений бюджетного учреждения о пересмотре или об отказе в пересмотре кадастровой стоимости административном истцом не представлено, требований об оспаривании таких решений им не заявлено, судья пришел к верному выводу о наличии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, для отказа в принятии административного искового заявления.
Доводы частной жалобы об устранении административным истцом недостатков, послуживших основанием для возвращения ранее поданного аналогичного административного иска, являются несостоятельными, поскольку вышеприведенных выводов судьи о наличии предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ оснований для отказа в принятии настоящего административного искового заявления они не опровергают.
Не нашла своего подтверждения и позиция административного истца о том, что оспариваемая кадастровая стоимость является архивной.
Так, в порядке подготовки настоящего дела к судебному разбирательству в суде апелляционной инстанции у филиала ППК "Роскадастр" по Пермскому краю истребованы содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о том, является ли оспариваемая кадастровая стоимость здания актуальной либо архивной.
Согласно ответу на судебный запрос ППК "Роскадастр" от ДД.ММ.ГГГГ N, который приобщен к материалам дела, актуальная кадастровая стоимость здания утверждена Приказом N СЭД-31-02-2-2-1323 по состоянию на 1 января 2018 года в размере 11 009 584, 61 рубля, дата начала применения вышеуказанной кадастровой стоимости - 1 января 2019 года.
Учитывая изложенное, доводы частной жалобы о том, что вышеназванная кадастровая стоимость здания является архивной, подлежат отклонению как необоснованные.
При этом, соглашаясь с выводами судьи о наличии оснований для отказа в принятии административного иска, суд инстанции полагает необходимым отметить следующее.
Приказом N СЭД-31-02-2-2-1323 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) в соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ по состоянию на 1 января 2018 года, данный приказ вступил в силу с 1 января 2019 года.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 237-ФЗ (в первоначальной редакции, действовавшей до принятия Федерального закона N 269-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Пунктом 6 части 2 статьи 18 Федерального закона N 237-ФЗ (в редакции Федерального закона N 269-ФЗ (с последующими изменениями), действующей как на момент обращения административного истца в суд, так и в настоящее время) предусмотрено, что для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, применяются с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Таким образом, как по результатам рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 22 Федерального закона N 237-ФЗ), так и при установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости (статья 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение (суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости) подано соответствующее заявление.
В этом состоит отличие правового регулирования, установленного статьей 18 Федерального закона N 237-ФЗ, от правового регулирования, предусмотренного частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), согласно которой кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Федеральный закон N 237-ФЗ (в отличие от Федерального закона N 135-ФЗ, положения которого к рассматриваемым правоотношениям применению не подлежат) не предусматривает применение вновь установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости иначе как с 1 января года, в котором подано соответствующее заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, в том числе, не предусматривает применение вновь установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости со дня начала применения кадастровой стоимости.
Учитывая приведенные положения федерального законодательства, сведения об оспоренной кадастровой стоимости здания как в порядке статьи 22, так и установленной в порядке статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ на основании заявления административного истца, право собственности которого на него прекращено в 2020 году (19 октября 2020 года - о чем содержится ссылка в административном иске), поданного в суд в 2023 году (1 февраля 2023 года), в любом случае применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в требуемый административным истцом период (с 1 января 2020 года) не могут вне зависимости от того, является его кадастровая актуальной или архивной.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ). В случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению, производство по делу прекращается на основании пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 КАС РФ.
В данном случае на дату обращения в суд (1 февраля 2023 года) административный истец правом на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости на период как с 1 января 2019 года (дата начала применения кадастровой стоимости), так и с 1 января 2020 года (дата, заявленная в административном иске) для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не обладал, так как результаты определения кадастровой стоимости на основании данного заявления могли быть применены лишь с 1 января 2023 года, а не с даты начала применения оспоренной кадастровой стоимости.
При этом применение вновь установленной кадастровой стоимости с 1 января 2023 года не приведет к восстановлению прав административного истца, не являющегося с 19 октября 2020 года собственником здания, что исключает возможность рассмотрения по существу его требований об установлении на период с 1 января 2020 года кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
Доводов, способных повлечь отмену либо изменение оспариваемого судебного акта, частная жалоба не содержит.
Таким образом, обжалуемое определение вынесено с соблюдением норм процессуального права, оснований для его отмены в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 311, 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение судьи Пермского краевого суда от 3 февраля 2023 года оставить без изменения, частную жалобу Волосниковой Нины Викторовны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Пермский краевой суд.
Судья М.С. Сорокин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.