Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Картовенко С.С., рассмотрев жалобу (с учетом уточнения) Хайруллиной Фирдаус Нуриахметовны на вступившие в законную силу постановление судьи Вахитовского районного суда города Казани от 14 января 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 16 марта 2022 года, вынесенные в отношении Хайруллиной Фирдаус Нуриахметовны (далее - Хайруллина Ф.Н.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Вахитовского районного суда города Казани от 14 января 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 16 марта 2022 года, Хайруллина Ф.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, и уточнении к ней Хайруллина Ф.Н. выражает несогласие с судебными актами, вынесенными в отношении нее, ставя вопрос об их отмене.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы (с учетом уточнения), прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уничтожение или повреждение объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Из статьи 59 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) следует, что историческим поселением являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.
Предмет охраны исторического поселения включает в себя в том числе исторически ценные градоформирующие объекты - здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединенные в том числе масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами.
Объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения, как сохранившиеся, так и утраченные, границы зон охраны объектов культурного наследия, границы территорий объектов культурного наследия, границы территории исторического поселения, точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения, отображаются в историко-культурном опорном плане исторического поселения, составляемом на основе историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований.
Пунктом 1 статьи 60 Закона об объектах культурного наследия определено, что градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 января 2016 года N 13 "Об образовании Межведомственной комиссии по вопросам градостроительной деятельности в исторических поселениях" все градостроительные намерения в границах исторического поселения, оформленные в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке, подлежат рассмотрению вышеуказанной Комиссией.
В силу пункта 9 статьи 60 Закона об объектах культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия в течение двадцати пяти дней со дня поступления от застройщика, технического заказчика либо органа или организации, уполномоченных в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство, раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, рассматривает указанный раздел проектной документации объекта капитального строительства и направляет соответственно застройщику, техническому заказчику, в орган или организацию, уполномоченные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство, заключение о соответствии или несоответствии указанного раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, на основании приказа Министерства культуры Республики Татарстан от 13 марта 2017 года N 218од "Об утверждении границ территории, предмета охраны и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения город Казань" здание, расположенное по адресу: "адрес", является исторически ценным градоформирующим объектом "Дом жилой, кон. XIX в." (далее - ИЦГФО).
Указанный ИЦГФО расположен в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ (А)-2 объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Казанского Кремля", XV- первая четверть ХХ вв. (Республика Татарстан), включенного в Список всемирного наследия (приказ Министерства культуры Российской Федерации от 28 июля 2020 года N 845 "Об установлении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Казанского кремля", XV - первая четверть XX вв. (Республика Татарстан (Татарстан)), включенного в Список всемирного наследия, об утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон, и о признании утратившим силу приказа Минкультуры России от 8 сентября 2015 года N 2367").
Собственником указанного здания является Хайруллина Ф.Н. (л.д. 21 - 23).
В рамках проведенных должностным лицом Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия в отношении указанного ИЦГФО мероприятий по контролю за состоянием объекта, установлено проведение несанкционированных работ, а именно со стороны "адрес" на фасаде ИЦГФО осуществлено раскрытие нового дверного проема.
Данные несанкционированные работы на объекте привели к утрате конструктивных элементов объекта, исторический материал отделки фасада утрачен.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Хайруллиной Ф.Н. постановлением судьи районного суда, с выводами которого согласилась вышестоящая судебная инстанция, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 22 ноября 2021 года; фотоматериалом; выпиской из Единого государственного реестра недвижимости; актом осмотра объекта от 18 октября 2021 года и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Довод, изложенный в настоящей жалобе о том, что Хайруллина Ф.Н. необоснованно привлечена к административной ответственности, поскольку дверной проем выполнен Хайруллиным М.Г, без ведома собственника Хайруллиной Ф.Н, являлся предметом проверки судьей районного суда, обоснованно отвергнут по основаниям, приведенным в обжалуемом судебном акте.
Судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что обязанность по содержанию и использованию ИЦГФО несет его собственник, в данном случае Хайруллина Ф.Н. При этом при добросовестном отношении к своим обязанностям по содержанию и использованию ИЦГФО Хайруллина Ф.Н. не должна была допустить проведение несанкционированных работ - осуществление раскрытия нового дверного проема на фасаде ИЦГФО, приведших к утрате конструктивных элементов объекта, исторического материала отделки, без согласования.
Таким образом Хайруллина Ф.Н. обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушение установленного частью 2 статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока составления протокола об административном правонарушении не является существенным нарушением, поскольку этот срок не является пресекательным, и не исключает производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 указанного Кодекса.
Ссылка Хайруллиной Ф.Н. на то, что пристрой к зданию не входит в установленный предмет охраны здания, так как был возведен в середине 90-х годов ХХ-го века, является несостоятельной, поскольку как следует из приказа Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия от 30 января 2020 года N 15-П "О внесении изменений в приказ Министерства культуры Республики Татарстан от 13 марта 2017 года N 218од "Об утверждении границ территории, предмета охраны и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения город Казань", предметом охраны ИЦГФО - здания, расположенного по адресу: "адрес", "Дом жилой, кон. XIX в.", также является пристрой со стороны улицы "адрес". Указанный приказ является действующим.
Из доводов поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Несогласие заявителя выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Доводы настоящей жалобы направлены на иную оценку установленных по делу фактических обстоятельств, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, не являются основанием для отмены обжалуемых актов.
Порядок и срок давности привлечения Хайруллиной Ф.Н. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 3 статьи 7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена в порядке, установленном статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Вахитовского районного суда города Казани от 14 января 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 16 марта 2022 года, вынесенные в отношении Хайруллиной Фирдаус Нуриахметовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу (с учетом уточнения) Хайруллиной Ф.Н. - без удовлетворения.
Судья С.С. Картовенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.