Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 16 января 2023 года кассационную жалобу Григорьева Владимира Григорьевича на решение Самарского районного суда города Самары от 16 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 1 сентября 2022 года по административному делу N 2а-489/2022 по административному исковому заявлению Григорьева В.Г. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку объяснения представителя Григорьева В.Г. по доверенности адвоката Харланчева И.В, заинтересованного лица Григорьевой Н.И, возражения представителя Управления Росреестра Самарской области по доверенности Владимерцевой Н.Н. против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Григорьев В.Г. (далее - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, административный ответчик) с требованиями о признании незаконным решения от 16 декабря 2021 года об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, возложении обязанности произвести указанную регистрацию права.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что 16 марта 2010 года на основании свидетельства на право собственности на землю от 6 октября 1997 года N 026144 произведена государственная регистрация права собственности Григорьева В.Г. на земельный участок с кадастровым номером N, площадью 2363 кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
7 августа 2013 года на основании брачного договора от 1 августа 2013 года, заключенного между супругами Григорьевыми, за Григорьевой Н.И. осуществлена государственная регистрация права собственности на указанный земельный участок.
На основании решения Сызранского районного суда Самарской области от 1 июля 2014 года и апелляционного определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 15 сентября 2014 года регистрация права Григорьевой Н.И. на указанный земельный участок прекращена.
9 сентября 2021 года Григорьев В.Г. обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 2363 кв.м с кадастровым номером N.
Уведомлением от 16 декабря 2021 года Григорьеву В.Г. отказано в государственной регистрации права в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственной регистрации права.
По мнению административного истца, названное решение административного ответчика является неправомерным, нарушает его права и законные интересы.
Решением Самарского районного суда города Самары от 16 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 1 сентября 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления Григорьева В.Г. отказано.
В кассационной жалобе административный истец Григорьев В.Г. ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального права, и принятии по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование доводов кассационной жалобы ее автор указывает, что после прекращения права собственности Григорьевой Н.И. на земельный участок право собственности Григорьева В.Г. на него не восстановлено. Отказ в регистрации права на земельный участок лишает административного истца возможности провести межевание земельного участка, уточнить его границы и площадь, поскольку указанные действия могут быть выполнены только собственником.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения, выразившиеся в неправильном применении норм материального права, допущены судами обеих инстанций при рассмотрении административного дела.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Как следует из материалов дела, 16 марта 2010 года на основании свидетельства на право собственности на землю за Григорьевым В.Г. зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 2363 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером N (запись регистрации N).
На основании заключенного между Григорьевым В.Г. и Григорьевой Н.И. 1 августа 2013 года брачного договора, 7 августа 2013 года за Григорьевой Н.И. произведена государственная регистрация права собственности на земельный участок с кадастровым номером N. Внесенная в реестр запись о праве собственности Григорьева В.Г. была погашена.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 15 сентября 2014 года по делу N 33-9155/2014 решение Сызранского городского суда Самарской области от 1 июля 2014 года изменено: признан недействительным межевой план от 3 декабря 2012 года в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу. "адрес". Указано, что решение является основанием для ФФГБУ "ФКП Росреестра по Самарской области для исключения из государственного кадастра недвижимости сведений об уточненной площади и координатах земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", внесенных на основании межевого плана от 3 декабря 2012 года. Уточнена резолютивная часть решения суда первой инстанции о том, что брачный договор от 1 августа 2013 года признан недействительным в части площади участка 2363 кв.м. Дополнена резолютивная часть решения указанием на применение последствий недействительности ничтожной сделки (брачного договора) в виде прекращения права собственности Григорьевой Н.И. на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: приусадебный участок площадью 2363 кв.м. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Из указанных судебных актов также следует, что решением Сызранского районного суда Самарской области от 7 сентября 2010 года по делу N 2-292/2010 признано недействительным выданное Григорьеву В.Г. свидетельство на право собственности на землю (регистрационная запись от 6 октября 1997 года N 632) в части указания площади земельного участка, а именно: считать равной 0, 19 га (то есть "1900 кв.м" вместо "2362, 7 кв.м").
15 ноября 2014 года погашена запись о праве собственности Григорьевой Н.И. на земельный участок площадью 2363 кв.м, с кадастровым номером N.
9 сентября 2021 года Григорьев В.Г. обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 2363 кв.м, с кадастровым номером N, представив свидетельство на право собственности на землю (регистрационная запись от 6 октября 1997 года N 632).
Уведомлением государственного регистратора от 16 сентября 2021 года государственная регистрация прав регистрирующим органом была приостановлена в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ (далее - Закон N 218-ФЗ) в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
16 декабря 2021 года Григорьеву В.Г. отказано в государственной регистрации права на земельный участок по заявлению на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ в связи с истечением 16 декабря 2021 года срока приостановления и не устранением приведенных в решении о приостановлении причин, препятствующих осуществлению регистрации прав.
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что представленные для осуществления государственной регистрации документы не содержат описание объекта недвижимого имущества, отражающего информацию, необходимую для государственной регистрации права и соответствующего сведениям государственного кадастрового учета, что препятствует идентификации объекта, поскольку местоположение границ земельного участка носят ориентировочный характер и не отвечает критериям недвижимого имущества, подлежащего регистрации в порядке перерегистрации ранее возникшего права.
Судебная коллегия согласиться с приведенными суждениями судов нижестоящих инстанций не может ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
На территории Самарской области таким органом является Управление Росреестра по Самарской области.
Согласно статье 27 Закона N 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.
В силу части 1 статьи 26 упомянутого Закона, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5).
Пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV этого Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными законами.
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ (статья 70 Земельного кодекса Российской Федерации).
В части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ перечислены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В силу части 1 статьи 49 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен данный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Как следует из материалов дела, для проведения государственного кадастрового учета земельного участка Григорьевым В.Г. было представлено соответствующее заявление, а также свидетельство на право собственности на землю от 6 октября 1997 года площадью 2362, 7 кв.м, которое, в силу приведенного правового регулирования, является документом, на основании которого должна быть произведена государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решения государственного регистратора по приостановлению, а в последующем отказе в регистрации права собственности на земельный участок по мотиву непредставления документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии действующего и не признанного в установленном законом порядке незаконным свидетельства о праве собственности на землю, выданного уполномоченным органом Комитетом по земельным ресурсам Сызранского района Самарской области 6 октября 1997 года, не соответствует положения Закона N 218 - ФЗ, и не могли быть признаны правомерными.
То обстоятельство, что вступившим в законную силу судебным актом упомянутое свидетельство на праве собственности на землю признано недействительным в части указания площади, которую необходимо считать равной 0, 19 га (то есть 1900 кв.м, вместо 2362, 7 кв.м) не свидетельствует о признании правоподтверждающего документа недействительным в целом и утраты им юридической силы для целей регистрации права собственности на землю.
Так, исходя из части 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков относятся к основным сведениям об объекте недвижимости.
В кадастр недвижимости в качестве основного сведения об объекте недвижимости вносится описание местоположения объекта недвижимости (пункт 3 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Приказом Росреестра от 1 июня 2021 года N П/0241 установлен порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, согласно подпунктам 7, 6 пункта 21 которого в записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются следующие основные сведения о земельном участке в том числе описание местоположения земельного участка, площадь в квадратных метрах с округлением до 1 квадратного метра с указанием погрешности вычисления.
При описании местоположения земельного участка указывается список координат характерных точек границ земельного участка (обозначения характерных точек границ земельного участка, значения координат характерных точек границ (контура) земельного участка в метрах с округлением до 0, 01 метра с указанием при наличии метода и погрешности определения координат, системы координат, описания их закрепления на местности) (пункт 24 порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости).
В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании поименованного Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 этого Федерального закона.
Как следует из частей 8, 9, 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ (в редакции закона, действующего на момент возникновения правоотношений) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с названным Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Из положений приведенной нормы и частей 8, 9, 10 статьи 22, пункта 31 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ следует, что уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет, сведения о нем, касательно площади и местоположения границ, имеет декларированный (ориентировочный) характер.
В данном случае учитывая, что площадь земельного участка административного истца ориентировочна, сведения о земельном участке, касательно местоположения его границ и площади, подлежат уточнению в установленном Законом N 218-ФЗ порядке после государственной регистрации права собственности Григорьева В.Г. на этот земельный участок.
Имеющиеся расхождения в площади спорного земельного участка, указанных в свидетельстве на праве собственности и внесенных в ЕРГН, исходя из приведенных обстоятельств, не могут быть законными препятствиями для отказа в государственной регистрации права собственности Григорьева В.Г, подтвержденного надлежащим документом.
По мнению судебной коллегии, из взаимосвязанного толкования вышеприведенных нормативных положений следует вывод об ошибочности утверждений судов первой и апелляционной инстанций о наличии у административного ответчика правовых оснований для отказа в государственной регистрации права на земельный участок по причине отсутствия правоустанавливающего документа на объект недвижимости.
Допущенные судами обеих инстанций нарушения в применении норм материального права повлекли принятие неправильных судебных актов, которые подлежат отмене, и, поскольку по делу не требуется установление новых обстоятельств и истребование дополнительных доказательств, судебная коллегия считает необходимым принять по делу новое решение о признании незаконным уведомления Управления Росреестра по Самарской области об отказе в государственной регистрации права от 16 декабря 2021 года и возложении на этот орган обязанности повторно рассмотреть заявление Григорьева В.Г. от 9 сентября 2021 года о государственной регистрации права собственности на земельный участок.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Самарского районного суда г. Самары от 16 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 1 сентября 2022 года отменить, принять по административному делу новое решение, которым признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 16 декабря 2021 года об отказе в государственной регистрации прав по заявлению Григорьева В.Г.
Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области обязанность повторно рассмотреть заявление Григорьева В.Г. от 9 сентября 2021 года о государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 22 марта 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.