Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Алексеева Д.В. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 25 января 2023 года кассационную жалобу администрации города Оренбурга (далее - Администрация) на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 28 июля 2022 года по административному делу N 2а-3009/2022 по административному исковому заявлению Межмуниципального управления Министерства внутренних дел России "Оренбургское" (далее - МУ МВД России "Оренбургское") к Администрации об оспаривании муниципального правового акта.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителя административного ответчика Чуносовой Е.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н, полагавшего апелляционное определение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Администрации от 24 ноября 2014 года N 2856-п (далее - Постановление от 24 ноября 2014 года N 2856-п) утвержден Порядок организации учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, постоянно (временно) проживающих (пребывающих) на территории муниципального образования "город Оренбург", независимо от наличия (отсутствия) регистрации по месту жительства (пребывания) (далее - Порядок).
Указанное выше постановление принято во исполнение требований пункта 1 статьи 4, статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", пункта 6 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 Постановления от 24 ноября 2014 года N 2856-п руководителям муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, совместно с учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, медицинскими учреждениями, государственными учреждениями социального обслуживания населения, Межмуниципальным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации "Оренбургское", организациями жилищно-коммунального хозяйства (по согласованию) осуществлять работу по учету детей и возвращению в муниципальные образовательные организации несовершеннолетних, не обучающихся в нарушение Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Пунктом 2.3 Порядка установлено, что в учете детей принимают участие, в том числе, органы внутренних дел, иные учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (в пределах своей компетенции) (по согласованию).
Органы внутренних дел, иные учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в рамках своей компетенции участвуют в выявлении необучающихся несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, нуждающихся в помощи государства, и информируют о них управление образования и общеобразовательные организации, а также принимают соответствующие меры в пределах своей компетенции (пункт 4.5 Порядка).
Не согласившись с указанными положениями в части возложения обязанности на органы внутренних дел по учету детей, подлежащих обучению по образовательным программам, а также выявлению необучающихся несовершеннолетних и возвращению их в образовательные учреждения, МУ МВД России "Оренбургское" оспорило их в судебном порядке.
Решением Ленинского районного суда города Оренбурга от 18 апреля 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 28 июля 2022 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об удовлетворении заявленных требований. Признаны не действующими со дня принятия пункт 3 Постановление от 24 ноября 2014 года N 2856-п, пункты 2.3, 4.5 Порядка в части указания на участие органов внутренних дел в осуществлении работы по учету детей и возвращению в муниципальные образовательные организации несовершеннолетних, а также по выявлению необучающихся несовершеннолетних.
В кассационной жалобе Администрация просит об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение норм материального права. Приводит доводы о том, что оспариваемые положения муниципального правового акта разработаны в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и направлены на обеспечение конституционного права несовершеннолетних на образование. Указанному обстоятельству дана неверная оценка судом апелляционной инстанции, что повлекло принятие незаконного судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование урегулированы Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 9 вышеприведенного закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, муниципального округа, городского округа (далее - учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам).
Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" в статье 2 определилосновные направления деятельности полиции в том числе осуществление защиты личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений (пункты 1-3 части 1).
В части 1 статьи 12 названного федерального закона закреплены обязанности, возлагаемые на полицию; при этом иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон (часть 2 вышеприведенной статьи).
Согласно части 3 статьи 12 Закона о полиции порядок выполнения возложенных на полицию обязанностей, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел путем издания нормативного правового акта, в том числе совместно либо по согласованию с заинтересованными федеральными государственными органами.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что правовую основу деятельности полиции составляет Конституция Российской Федерации, в которой закреплено право каждого на образование (статья 43), в связи с чем пришел к выводу о том, что что оспариваемые положения муниципального правового акта не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Вместе с тем, отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, проанализировав положения действующего законодательства, ссылки на которые содержатся в обжалуемом судебном акте, обоснованно исходили из того, что положения Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" не предусматривают полномочия органов полиции по учету детей, подлежащих обучению по образовательным программам, а также выявлению необучающихся несовершеннолетних и возвращению их в образовательные учреждения, в связи с чем пришел к выводу о наличии правовых оснований для признания оспариваемых положений не действующими.
Вопреки утверждению в кассационной жалобе, положения Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" также не предусматривают наделение подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел полномочиями, которые предусмотрены оспариваемыми пунктами Постановления от 24 ноября 2014 года N 2856-п и вышеназванного Порядка.
Таким образом, суд апелляционной инстанций правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленный по делу судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 28 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 21 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.