Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В, судей Улановой Е.С, Пияковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 05 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 14 декабря 2022 г. по гражданскому делу N 2-1195/2022 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области (в настоящее время Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области) о признании права на досрочную пенсию.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, объяснения представителя ФИО1 - Исенгуловой Ш.А, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что 15 июня 2021 года обратилась в УПФР в г. Орске Оренбургской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением начальника УПФР в г. Орске Оренбургской области от 17 сентября 2021 года N386 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. В стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости, пенсионный орган не засчитал периоды её работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0, 5 ставки с ведением предмета в МОАУ "Основная общеобразовательная школа N41" г. Орска со 02 сентября 2013 года по 31 августа 2014 года, а также периоды обучения в Орском государственном педагогическом институте им. Т.Г. Шевченко с 01 сентября 1991 года по 5 июля 1996 года.
Не согласившись в данным решением, ФИО1 просила обязать ответчика включить в её специальный педагогический стаж спорные периоды работы, признать за ней право на назначение пенсии с 15 июня 2021 года, взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины и расходы на оплату услуг представителя.
Решением Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 05 сентября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургской области от 14 декабря 2022 г, исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Суд возложил обязанность на ОПФР по Оренбургской области включить ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы со 02 сентября 2013 года по 31 августа 2014 года в должности заместителя директора по учебно- воспитательной работе с ведением предмета в МОАУ "Основная общеобразовательная школа N 41" г. Орска; взыскал с ОПФР по Оренбургской области в пользу ФИО1 в счёт возмещения расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказал.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение Советского районного суда от 05 сентября 2022 в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода обучения в Орском государственном педагогическом институте с 01 сентября 1991 г. по 05 июля 1996 г. и признании права на досрочную страховую пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 15 июня 2021г, апелляционное определение Оренбургского областного суда от 14 декабря 2022 г. отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении данных исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись судом кассационной инстанции о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, в обжалуемой части, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Согласно абзацу пятому подпункта "м" пункта 1 названного Постановления Правительства Российской Федерации при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Для учёта периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года, может быть применён Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").
Как следует из пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
При этом по выбору застрахованных лиц для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г. может быть применено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
В соответствии с абзацем пятым пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначении пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", применявшееся для исчисления периодов работы с 01 января 1992 по 31 октября 1999 г. включительно, не предусматривало возможность включения в стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости периода обучения.
Согласно разъяснениям Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 года N 4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 года N 70, при исчислении продолжительности страхового стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчёта стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа На соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой (абзацы первый и второй пункта 1 Разъяснений).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 15 июня 2021 года ФИО1 обратилась в УПФР по г. Орску Оренбургской области (межрайонному) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением начальника УПФР по г. Орску Оренбургской области (межрайонного) от 17 сентября 2021 года ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. Ответчиком в стаж ФИО1 не включен, в том числе период с 1 сентября 1991 года по 5 июля 1996 года - обучения в Орском государственной педагогическом институте им. Т.Г. Шевченко.
Указанным решением определена продолжительность стажа ФИО1, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, которая составила 23 года 08 месяцев 25 дней, а требуется 25 лет.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что временем обучения в педагогических учебных заведениях и университетах является период с даты зачисления в учебное заведение до даты отчисления из него, то есть весь период обучения в учебном заведении. Действующее с 1993 года нормативно-правовое регулирование не предусматривало возможности включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода обучения в педагогических учебных заведениях, независимо от того, что этому периоду предшествовала педагогическая работа, а также за данным периодом следовала педагогическая работа, период обучения истца в институте не подлежит зачету в стаж педагогической деятельности при решении вопроса о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Так как по состоянию на 15 июня 2021 года стаж истца составил 24 года 07 месяцев 23 дня, право на досрочную пенсию у истца не возникло, в удовлетворении требований ФИО1 о признании за ней права на досрочную страховую пенсию с 15 июня 2021 года суд отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном отказе в удовлетворении заявленных требований, так как пенсионное законодательство не содержит норм права, определяющих понятие "времени обучения в учебных заведениях", подлежат отклонению, поскольку то обстоятельство, что под временем обучения понимается период с даты зачисления в учебное заведение по дату отчисления в связи с окончанием учебного заведения и получения диплома, следует из смысла пункта 2 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Ссылка заявителя жалобы в обоснование своих доводов на пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972 г. N 590, основана на ошибочном толковании норм права, так как данное Положение определяет порядок исчисления стажа для назначения досрочных пенсий, назначаемых по иным основаниям.
Таким образом оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 05 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 14 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи Е.С. Уланова
Н.А. Пиякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.