Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Асрян А.В. Коваленко А.А. на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 12 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 15 ноября 2022 г.
по административному делу по административному иску Асрян А.В. к Комитету по управлению имуществом города Ставрополя, Администрации города Ставрополя о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Асрян А.В. обратилась в суд с административным иском к Комитету по управлению имуществом города Ставрополя, Администрации города Ставрополя о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером N для индивидуального жилищного строительства сроком на 20 лет.
В обоснование требований указано, что Асрян А.В. с 20 марта 2014 г. состоит на учете в Администрации г. Ставрополя в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и является многодетной матерью. 13 декабря 2021 г. она обратилась с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка на территории г. Ставрополя с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства. В ответ на обращение письмом от 23 декабря 2021 г. ей сообщено, что в настоящее время на территории г. Ставрополя отсутствуют свободные земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства в целях дальнейшего предоставления льготным категориям граждан. Вместе с тем, Асрян А.В. стало известно, что имеется свободный земельный участок площадью 850 кв.м, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Иверская, д. 12/2; по сведениям ЕГРН данный земельный участок собственника не имеет, ранее постановлением главы г. Ставрополя от 9 июня 2005 г. N1899 сдавался в аренду до 20 апреля 2014 г. В связи с этим Асрян А.В. полагала, что информация Комитета по управлению имуществом города Ставрополя об отсутствии свободных земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства в целях дальнейшего предоставления льготным категориям граждан, является не соответствующей действительности. Асрян А.В. обращалась в прокуратуру Октябрьского района г. Ставрополя относительно судьбы данного земельного участка, на что ей было пояснено, что будет проведена проверка по данному факту и о результатах ей будет сообщено. Позднее ей стало известно, что данный участок выставлен на аукцион в обход обязательству распределить этот участок льготным категориям граждан, что нарушает ее права и служит основанием к обращению с требованиями о возложении обязанности заключить с ней договор аренды земельного участка.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 12 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 15 ноября 2022 г, в удовлетворении административного иска Асрян А.В. отказано.
В кассационной жалобе Асрян А.В, поданной 23 января 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 30 января 2023 г, ставится вопрос об отмене решения Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 12 мая 2022 г. и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 15 ноября 2022 г, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, о направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, с 8 июля 2006 г. Асрян А.В. состоит в зарегистрированном браке с Асряном Л.Л, в период которого у них родилось трое детей. Согласно справке от 19 марта 2014 г. N 491 семья Асрян А.В. состоит из 5 человек, в том числе ее супруг и трое несовершеннолетних детей, зарегистрированы по адресу: "адрес", "адрес" "адрес".
На учете граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Асрян А.В. состоит с 23 марта 2014 г, что подтверждается письмом Комитета по управлению имуществом города Ставрополя от 23 декабря 2021 г. N 08/15-11593, согласно которому многодетная семья состоит в очереди на получение земельного участка под порядковым номером 1558.
Земельный участок с кадастровым номером N площадью 850 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", имеет вид разрешенного использования под индивидуальное жилищное строительство и выставлен на торги на право заключения договора аренды земельного участка.
Отказывая в удовлетворении требований Асрян А.В, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящее время реализация прав по обеспечению семьи административного истца как льготной категории граждан земельными участками затруднена в связи с отсутствием на территории г. Ставрополя свободных земельных участков для индивидуального жилищного строительства; при наличии свободных земельных участков, сформированных для указанных целей, они подлежат распределению нуждающимся исходя из даты постановки семьи на учет.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции, признав их основанными на верной оценке юридически значимых обстоятельств дела и на правильном применении к возникшим правоотношениям норм материального права, их регулирующих. Судом второй инстанции также указано, что решение административного ответчика соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав административного истца, поскольку орган местного самоуправления не лишен возможности самостоятельного формирования территории для платного, в том числе путем проведения аукциона, землепользования и для льготного распределения земельных участков, тогда как возложение обязанности предоставить Асрян А.В. (по состоянию на 20 декабря 2021 г. номер по списку 1558) в аренду непосредственно данный земельный участок с кадастровым номером N повлечет нарушение прав иных многодетных семей, поставленных на учет до административного истца, а также будет являться препятствием для реализации правомочий административных ответчиков по проведению запланированного аукциона.
Судебная коллегия полагает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими обстоятельствам дела и не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены либо изменения судебных актов, постановленных с соблюдением норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В Ставропольском крае система мер социальной поддержки многодетных семей, проживающих на его территории, определена в Законе Ставропольского края от 9 апреля 2015 г. N 36-К3 "О мерах социальной поддержки многодетных семей", принятом, как следует из его преамбулы, в целях создания условий для полноценного и достойного воспитания, развития и образования детей в многодетных семьях, улучшения демографической ситуации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 14 Закона Ставропольского края от 9 апреля 2015 г. N 36-К3 "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам в собственность бесплатно осуществляется в случаях, установленных федеральными законами, а также в случае, если граждане имеют трех и более детей, согласно положениям статьей 19 данного Закона.
В силу пункта 3 статьи 19 вышеуказанного Закона Ставропольского края, гражданам, имеющим трех и более детей, постоянно проживающим на территории Ставропольского края не менее трех лет, не имеющим в аренде земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющим основания для постановки их на данный учет, земельный участок предоставляется для указанных целей в аренду на срок 20 лет в порядке, предусмотренном данной статьей.
В соответствии с пунктом 8 статьи 19 того же Закона Ставропольского края земельные участки предоставляются в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности - с учетом даты и времени поступления их заявлений.
Выводы судебных инстанций об отсутствии предусмотренных законом оснований для возложения на административных ответчиков обязанности заключить с Асрян А.В. как лицу, относящемуся к льготной категории граждан (многодетная семья), договора аренды земельного участка с кадастровым номером N площадью 850 кв.м и видом разрешенного использования под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: "адрес", предназначенного для выставления на торги на право заключения договора аренды земельного участка, с учетом приведенных положений федерального и регионального законодательства является правильным.
Судами правильно применены положения статьи 19 Закона Ставропольского края от 9 апреля 2015 г. N 36-К3 "О мерах социальной поддержки многодетных семей", согласно которым учет граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, осуществляется в порядке очередности с учетом даты и времени поступления их заявлений и ведется независимо от оснований постановки их на такой учет. Следовательно, наличие единичного спорного земельного участка, право аренды в отношении которого выставляется на аукцион, не свидетельствует о нарушении прав административного истца, так как предоставление земельных участков многодетным семьям, постановленным на учет, осуществляется при наличии свободных участков на территории соответствующего муниципального образования, наличие свободных земельных участков для предоставления иным более полутора тысяч лицам по списку, состоящим на учете до Асрян А.В, материалами дела в судах первой и апелляционной инстанций не подтверждено.
Доводы жалобы о нарушении процессуальных прав административного истца в связи с ненадлежащим извещением о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции и передачей дела, принятого и рассмотренного в порядке гражданского судопроизводства, определением от 28 сентября 2022 г. в порядке административного судопроизводства, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку в материалах дела имеется конверт, направленный по адресу места жительства Асрян А.В, с извещением о судебном заедании 15 ноября 2022 г, который не был получен адресатом и возвращен в связи с истечением срока хранения 6 ноября 2022 г. Аналогичным образом своевременно был извещен также представитель Асрян А.В. Коваленко А.А, почтовое отправление в адрес которого возвращено в суд в связи с истечением срока хранения 5 ноября 2022 г.
Кроме того, переход к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства предусмотрен положениями статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и не повлек нарушения процессуальных прав заявителя, так как судами не допущено неправомерное распределение бремени доказывания либо применение сокращенных сроков обращения в суд.
При таком положении, выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с учетом норм материального и при соблюдении процессуального права, соответствуют обстоятельствам дела, мотивы, по которым суды пришли к указанным выводам, изложены в обжалуемых судебных актах и являются обоснованными, сделанными на правильной оценке доказательств в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 12 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 15 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Асрян А.В. Коваленко А.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.