Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" на решение Ставропольского краевого суда от 24 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 22 ноября 2022 г.
по административному делу по административному иску Сергеева С.А, Бутыль Я.С, Герасимова А.Ю. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Государственному бюджетному учреждению Ставропольского края "Ставкрайимущество" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав представителя Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" Волынскую В.Ю, поддержавшую доводы кассационный жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сергеев С.А. обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Государственному бюджетному учреждению Ставропольского края "Ставкрайимущество" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости:
земельного участка из категория земель населенных пунктов с кадастровым номером N, площадью 65 496 кв.м, предоставленного для использования по спецназначению в соответствии с государственным актом на право пользования землей от 9 января 1981 г, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 8 июля 2019 г. в размере 68 000 000 рублей;
расположенных по адресу: "адрес", нежилых зданий с кадастровым номером N, площадью 238 кв.м, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 398 000 рублей; с кадастровым номером N, площадью 406, 7 кв.м, по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 2 120 000 рублей; с кадастровым номером N, площадью 268, 1 кв.м, по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 1 241 000 рублей.
В обоснование требований указано, что кадастровая стоимость данных объектов недвижимости существенно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права административного истца как сособственника и налогоплательщика.
Решением Ставропольского краевого суда от 24 августа 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 22 ноября 2022 г, требования Сергеева С.А. удовлетворены, установлена равная рыночной кадастровая стоимость объектов недвижимости:
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 8 июля 2019 г. в размере 70 878 000 рублей;
нежилых зданий с кадастровым номером N - в размере 1 427 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 2 439 000 рублей, с кадастровым номером N - в размере 1 409 700 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 г.
Вместе с тем, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 22 ноября 2022 г. указано о периоде действия установленной решением суда кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами N с 1 января 2020 г. до 21 февраля 2022 г, объекта с кадастровым номером N с 8 июля 2019 г. до 17 августа 2021 г.
В кассационной жалобе Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество", поданной 30 января 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 9 февраля 2023 г, ставится вопрос об отмене решения Ставропольского краевого суда от 24 августа 2022 г. и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 22 ноября 2022 г, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, о принятии нового судебного акта об исключении заявителя из числа административных ответчиков.
Иные лица, участвующие в деле и не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, Сергеев С.А. являлся сособственником объектов недвижимости:
- земельного участка из категория земель населенных пунктов с кадастровым номером N, площадью 65 496 кв.м, предоставленного для использования по спецназначению в соответствии с государственным актом на право пользования землей от 9 января 1981 г, расположенного по адресу: "адрес", в период с 8 июля 2019 г. по 23 октября 2020 г, впоследствии земельный участок снят с государственного кадастрового учета 17 августа 2021 г.;
- нежилого здания с наименованием "Свинарник" с кадастровым номером N площадью 238 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в период с 8 апреля 2016 г. по 30 сентября 2020 г, впоследствии 16 июня 2022 г. на основании акта обследования объекту присвоен статус "Архивный";
- нежилого здания с наименованием "Свинарник" с кадастровым номером N, площадью 406, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в период с 8 апреля 2016 г. по 6 октября 2020 г, 9 июня 2022 г. на основании акта обследования объекту присвоен статус "Архивный";
- нежилого здания с наименованием "Свиноферма" с кадастровым номером N, площадью 268, 1 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" период с 8 апреля 2016 г. по 6 октября 2020 г, 16 июня 2022 г. на основании акта обследования объекту присвоен статус "Архивный".
На основании приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 15 августа 2018 г. N 570 "О наделении государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости" в соответствии со статьей 16, частью 9 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" актом ГБУ СК "Ставкрайимущество" от 30 июня 2020 г. N 111_2 определена по состоянию на 8 июля 2019 г. кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 158 874 302, 2 рублей.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 г. N 1175 по состоянию на 1 января 2019 г. утверждена кадастровая стоимость объектов недвижимости:
- нежилого здания с наименованием "Свинарник" с кадастровым номером N в размере 3 682 365, 62 рублей;
- нежилого здания с наименованием "Свинарник" с кадастровым номером N в размере 6 189 357, 07 рублей;
- нежилого здания с наименованием "Свинарник" с кадастровым номером N в размере 4 662 659, 17 рублей.
По состоянию на 21 февраля 2022 г. актом ГБУ СК "Ставкрайимущество" от 9 марта 2022 г. N АОКС-26/2022/000067 определена кадастровая стоимость объектов с кадастровыми номерами:
- N в размере 4 804 070, 84 рублей, - N в размере 8 074 730, 45 рублей, - N в размере 6 082 976, 89 рублей.
Административным истцом в подтверждение рыночной стоимости объектов суду представлен отчет об оценке от 1 ноября 2021 г, выполненный оценщиком ООО "ДЭД Эксперт" ФИО14, в соответствии с которым определена рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 8 июля 2019 г. в размере 68 000 000 рублей.
Также представлен отчет об оценке от 27 января 2022 г, выполненный оценщиком ООО "ДЭД Эксперт" ФИО6, в соответствии с которым по состоянию на 1 января 2019 г. определена рыночная стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами:
- N в размере 1 398 000 рублей;
- N в размере 2 120 000 рублей;
- N в размере 1 241 000 рублей.
В связи с возникшими сомнениями в обоснованности отчетов об оценке и достоверности определения рыночной стоимости судом первой инстанции назначена судебная экспертиза с целью определения рыночной стоимости объектов.
Согласно заключению эксперта Автономной некоммерческой организации "Межрегиональное агентство судебных экспертиз" ФИО15. от 12 июля 2022 г. N ЭЗ 182/2022 определена рыночная стоимость объектов:
- земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 8 июля 2019 г. в размере 70 878 000 рублей;
- нежилого здания с наименованием "Свинарник" с кадастровым номером N в размере 1 427 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 г.;
- нежилого здания с наименованием "Свинарник" с кадастровым номером N в размере 2 439 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 г.;
- нежилого здания с наименованием "Свинарник" с кадастровым номером N в размере 1 409 700 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 г.
Удовлетворяя административного иска о пересмотре кадастровой стоимости, суд исходил из предусмотренных законом оснований для установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной экспертизы.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, признав судебное заключение эксперта, содержащее вывод о рыночной стоимости земельного участка и нежилых зданий соответствующим требованиям законодательства об оценочной деятельности, обязательных для применения федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов. Суд апелляционной инстанции, проанализировав содержание экспертного заключения, выполненного экспертом Автономной некоммерческой организации "Межрегиональное агентство судебных экспертиз" ФИО7, от 12 июля 2022 г. N ЭЗ 182/2022, по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основываясь на принципах всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования всех имеющихся в деле доказательств, пришел к выводу, что расчет рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, произведенный в данном заключении, следует признать полным и достоверным.
Судебная коллегия находит обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанций, а постановленные по делу судебные акты - соответствующими нормам материального и процессуального права.
В силу положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", административным ответчиком является государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В силу положений статьи 24.19 названного Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Приведенные процессуальные и материальные нормы права при вынесении судебных актов судами нижестоящий инстанций были соблюдены.
Данные выводы судебных инстанций также соответствуют правовой позиции, высказанной Верховным Судом Российской Федерации в ответе на вопрос N 10 Обзора судебной практики N 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 г. согласно которого в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации, что предусмотрено частью 2 статьи 6 названного Федерального закона.
Согласно подпунктам 1 и 2 части 1 статьи 7 того же Федерального закона полномочиями бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки являются в том числе: определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Согласно части 1 статьи 15 того же Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки утверждаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем, частью 6 статьи 16 Федерального от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" по результатам определения кадастровой стоимости в отношении объектов, кадастровая стоимость которых установлена не в порядке государственной кадастровой оценки, а в связи с образованием объектов либо изменением их характеристик, бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости содержатся в актах об их утверждении.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о круге лиц, привлеченных к участию в деле в качестве административных ответчиков, следуют из выписки из материалов дела, подтверждающих, что сведения о кадастровой стоимости данного объекта внесены на основании акта Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество".
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 15 августа 2018 г. N 570 "О наделении государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости" указанное учреждение наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края.
Таким образом, доводы жалобы о ненадлежащем административном ответчике были мотивированно отклонены судами как основанные на неверном понимании положений законодательства и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, поскольку органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, в данном случае Государственное бюджетное учреждение Ставропольского края "Ставкрайимущество".
При этом использование расчетного метода определения кадастровой стоимости (а не ее утверждение) либо какого бы то ни было иного способа не может повлечь другую трактовку норм материального права, закрепленных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и правильно приименных судом апелляционной инстанции к спорным правоотношениям.
По тем же основаниям подлежат отклонению доводы заявителя жалобы о том, что акт об определении величины кадастровой стоимости не является актом об утверждении результатов определения кадастровой стоимости по смыслу статьи 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и не содержит грифа "утверждаю", поскольку какого-либо иного способа или акта для определения кадастровой стоимости объектов, поставленных на учет в связи с их образованием либо изменением характеристик, законом не предусмотрено.
При таком положении судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ставропольского краевого суда от 24 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 22 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.