Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К, Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жуковой Л.В, Неркарарян Д.С, Тертышник Е.А, Курдусовой М.И, Юнда А.А, Газюра Л.А, Иштрякова Р.Ш, Алексюк В.А, Шматько В.А, Шелудько И.И, Попрядуха М.Ю. Лотковой Е.А, Тимошиной ФИО53, Сешко С.Г, Филькина В.Д, Нестеренко М.Г, Матенковой Н.Н, Чопова А.С, Литвинова И.В, Павлюк Д.В. на решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 6 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 24 ноября 2022 г.
по административному делу по административному иску Жуковой Л.В, Неркарарян Д.С, Тертышник Е.А, Курдусовой М.И, Юнда А.А, Газюра Л.А, Иштрякова Р.Ш, Алексюк В.А, Шматько В.А, Шелудько И.И, Попрядуха М.Ю, Лотковой Е.А, Тимошиной В.И, Сешко С.Г, Филькина В.Д, Нестеренко М.Г, Матенковой Н.Н, Чопова А.С, Литвинова И.В, Павлюк Д.В. к Администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края, Управлению по работе с территориями Администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав представителя административных истцов Кулагина С.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края Савченко А.В, представителя Управления по работе с территориями Администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края Козленко В.Г, возражавших относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жукова Л.Д, Некарарян Д.С, Тертышник Е.А, Курдусова М.И, Юнда А.А, Газюра Л.А, Иштряков Р.Ш, Алексюк В.А, Шматько В.А, Шелудько И.И, Попрядуха М.Ю, Лоткова Е.А, Тимошина В.И, Сешко С.Г, Филькин В.Д, Нестеренко М.Г, Матенков Н.Н, Чопов А.С, Литвинов И.В, Павлюк Д.В. обратились в суд с административным иском к Администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края, Управлению по работе с территориями Администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края, в котором просили признать незаконным бездействие административных ответчиков в части непринятия в 2020, 2021, 2022 годах должных мер по актуализации схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края, возложить на административных ответчиков обязанность провести актуализацию схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края путем включения в перечень домов, подлежащих включению в существующую зону действия индивидуальных источников тепловой энергии с возможностью альтернативного отопления жилых и нежилых помещений, содержащихся в указанной схеме теплоснабжения, сведений о многоквартирных домах, указанных в приложении в количестве 146 домов, чье право перехода на альтернативные источники теплоснабжения нарушено, в течение одного месяца.
В обоснование требований указано, что с 2013 по 2018 годы на территории муниципального образования действовала схема теплоснабжения, согласно которой в зону действия индивидуальных источников тепловой энергии входили все многоквартирные дома г. Ипатово. В 2018 году разработана и утверждена схема теплоснабжения на 2019 год и на период до 2029 года (с перспективой 2033 года), где указано, что в связи с наличием в многоквартирных домах жилых помещений, оборудованных индивидуальными теплогенераторами, возможно рассмотреть вопрос перевода многоквартирного дома на индивидуальное отопление в соответствии с действующим законодательством. Данная схема теплоснабжения, по мнению административных истцов, незаконно отменена и в 2020 году принята новая на период с 2020 по 2040 годы. В новой схеме отсутствуют существующие и перспективные зоны действия индивидуальных источников тепловой энергии, индивидуальное теплоснабжение ограничено индивидуальной жилой застройкой, чем нарушены права жителей 146 многоквартирных домов. Решением Ипатовского районного суда Ставропольского края от 19 апреля 2022 г. многоквартирные дома по "адрес" и по "адрес", включены в схему теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края с учетом перехода на индивидуальные источники теплоснабжения. Постановлением Администрации от 28 мая 2021 г. N 682 утверждена актуализированная схема теплоснабжения, но многоквартирные дома, указанные в приложении к административному иску, в части включения в схему теплоснабжения с возможностью перехода на индивидуальное отопление, не учтены. Жильцы неоднократно направляли предложения и замечания по изменению теплоснабжения, что игнорировалось административным ответчиком.
Решением Ипатовского районного суда Ставропольского края от 6 сентября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 24 ноября 2022 г. в удовлетворении данного административного иска отказано.
В кассационной жалобе административных истцов, поданной 6 февраля 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 14 февраля 2023 г, ставится вопрос об отмене решения Ипатовского районного суда Ставропольского края от 6 сентября 2022 г. и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 24 ноября 2022 г, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, о направлении дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе судей.
В возражениях относительно доводов кассационной жалобы Администрация Ипатовского городского округа Ставропольского края и Управление по работе с территориями Администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края просят оставить решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 6 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 24 ноября 2022 г. без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, 13 января 2020 г. Управлением по работе с территориями Администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края принято решение о разработке схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период до 2040 года, в связи с чем 4 февраля 2020 г. с ООО "Спектр-С" заключен договор на выполнение работ по разработке проекта схемы теплоснабжения (срок выполнения работ до 1 мая 2020 г.).
6 мая 2020 г. на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещен проект схемы теплоснабжения, а также с указанием адреса места сбора предложений и замечаний к проекту схемы теплоснабжения. 15 мая 2020 г. данная информация также опубликована в общественно-политической газете Ипатовского городского округа Ставропольского края "Степные Зори".
Администрацией Ипатовского городского округа Ставропольского края принято постановление от 29 мая 2020 г. N 675 "О назначении публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период с 2020 до 2040 года". Информация о дате, месте и времени проведения публичных слушаний размещена на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с указанием срока сбора замечаний и предложений до 29 мая 2020 г.
9 июня 2020 г. состоялись публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения, по итогам которых проект был одобрен. При этом в установленный для сбора замечаний и предложений период, а также при проведении публичных слушаний замечаний и предложений в отношении проекта схемы теплоснабжения не поступило.
Протокол собрания участников публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения 12 июня 2020 г. размещен на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Схема теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период с 2020 года до 2040 года утверждена постановлением Администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края от 23 июня 2020 г. N 787.
25 июня 2020 г. схема теплоснабжения размещена на официальном сайте Администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края, также информация о месте размещения схемы теплоснабжения опубликована 26 июня 2020 г. в общественно-политической газете Ипатовского городского округа "Степные Зори".
Учитывая необходимость ежегодной актуализации схемы, 12 января 2021 г. административным ответчиком принято решение о начале разработки проекта актуализации схемы теплоснабжения на 2022 год, в связи с этим 12 января 2021 г. на официальном сайте размещено уведомление о начале разработке проекта актуализированной на 2022 год схемы теплоснабжения.
Управлением по работе с территориями Администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края 6 апреля 2021 г. размещен проект актуализированной на 2022 год схемы теплоснабжения на официальном сайте и опубликованы в общественно-политической газете Ипатовского городского округа Ставропольского края "Степные Зори" сведения о размещении проекта актуализированной схемы теплоснабжения с объявлением об организации сбора замечаний и предложений к проекту актуализации на 2022 год схемы теплоснабжения со сроком их сбора до 5 мая 2021 г..
Администрацией Ипатовского городского округа Ставропольского края принято постановление от 14 мая 2021 г. N 594 "О назначении публичных слушаний по проекту актуализации на 2022 год схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период с 2020 до 2040 года".
19 мая 2021 г. проведены публичные слушания по проекту актуализации на 2022 год схемы теплоснабжения, по результатам проведения которых Администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края рекомендовано утвердить актуализированную на 2022 год схему теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период с 2020 до 2040 года.
Администрацией Ипатовского городского округа Ставропольского края принято постановление от 28 мая 2021 г. N 682 "Об утверждении актуализированной на 2022 год схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период с 2020 до 2040 года".
Актуализированная на 2022 год схема теплоснабжения размещена на официальном сайте, информация о размещении актуализированный на 2022 год схемы теплоснабжения опубликована в общественно-политической газете Ипатовского городского округа Ставропольского края "Степные Зори".
Постановлением Администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края от 24 ноября 2021 г. N 1810 принято решение о проведении внеплановой актуализации на 2022 год схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа "адрес" на период с 2020 до 2040 года в целях включения многоквартирного дома по адресу: "адрес", в перечень домов с возможностью перехода на индивидуальное теплоснабжение.
26 ноября 2021 г. на официальном сайте Администрации размещено уведомление о начале разработки проекта внеплановой актуализации на 2022 год схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период с 2020 до 2040 года с отсылкой на страницу официального сайта, где размещена действующая схема теплоснабжения, в том числе актуализированная схема теплоснабжения.
Сбор замечаний и предложений к проекту внеплановой актуализации на 2022 год схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период с 2020 года до 2040 года осуществлялся по указанному адресу в срок до 12 января 2022 г, о чем опубликовано 17 декабря 2021 г. в общественно-политической газете Ипатовского городского округа Ставропольского края "Степные Зори".
Одновременно 12 января 2022 г. Управлением по работе с территориями Администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края принято решение о начале разработки проекта актуализации на 2022 год схемы теплоснабжения, о чем принято постановление Администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края от 12 января 2022 г. N 21.
26 января 2022 г. проведены публичные слушания по проекту внеплановой актуализации на 2022 год схемы теплоснабжения, принято решение о возвращении на доработку проекта внеплановой актуализации на 2022 год схемы теплоснабжения согласно постановлению Администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края от 3 февраля 2022 г. N 103.
Доработанный проект внеплановой актуализации на 2022 год схемы теплоснабжения размещен на официальном сайте административного ответчика с указанием срока сбора замечаний и предложений в срок до 24 марта 2022 г.
25 марта 2022 г. проведены публичные слушания по проекту внеплановой актуализации на 2022 год схемы теплоснабжения на основании постановления Администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края от 23 марта 2022 г. N 394.
25 марта 2022 г. проведены публичные слушания по доработанному проекту внеплановой актуализации на 2022 год схемы теплоснабжения, принято решение разработать проект актуализации на 2023 год схемы теплоснабжения.
При разработке проекта актуализации на 2023 год схемы теплоснабжения Управлением 30 мая 2022 г. размещен проект актуализированной на 2022 год схемы теплоснабжения на официальном сайте Администрации и информация о том что, проводится работа по актуализации на 2023 год схемы теплоснабжения, опубликована информация в общественно-политической газете Ипатовского городского округа Ставропольского края "Степные Зори" с объявлением об организации сбора замечаний и предложений к проекту актуализации на 2023 год схемы теплоснабжения со сроком их сбора до 20 июня 2022 г. включительно.
Администрацией принято постановление от 9 июня 2022 г. N 864 "О назначении публичных слушаний по проекту актуализации на 2023 год схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период с 2020 до 2040 года". Сведения о проведении публичных слушаний 15 июня 2022 г. размещены на официальном сайте.
23 июня 2022 г. проведены публичные слушания по проекту актуализации на 2023 год схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период с 2020 до 2040 года, по результатам проведения которых Администрации Управления по работе с территориями Администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края рекомендовано утвердить актуализированную на 2023 год схему теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период с 2020 до 2040 года.
Администрацией Ипатовского городского округа Ставропольского края принято постановление от 30 июня 2022 г. N 941 "Об утверждении актуализированной на 2023 год схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период с 2020 до 2040 года".
Административные истцы, полагая незаконным бездействие административных ответчиков по непринятию должных мер по актуализации схемы теплоснабжения, что, по их мнению, нарушает их право на выбор альтернативных источников теплоснабжения, обратились в суд с настоящим административным иском, который принят 22 июня 2022 г.
Постановлением Администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края от 2 сентября 2022 г. N 1345 признаны утратившими силу ранее приведенные постановления от 23 июня 2020 г. N 787, от 28 мая 2021 г. N 682, от 30 июня 2022 г. N 941.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что у административных истцов было право на подачу замечаний и предложений к проектам актуализированной схемы теплоснабжения, при этом органы местного самоуправления не обязаны по своей инициативе в одностороннем порядке включать в перечень многоквартирные дома с возможностью перехода на индивидуальные источники теплоснабжения, отказ от централизованного теплоснабжения и переход на автономное теплоснабжение возможен только для многоквартирного дома в целом, соответствующее решение о должны принять собственники помещений.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции, признав их соответствующими фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, отклонив также доводы апелляционной жалобы о наличии оснований к прекращению производства по административному делу в связи с тем, что суд первой инстанции, разрешив спор по существу, предоставил в условиях равноправия и состязательности процесса стороне административных истцов реализовать весь объем прав, которыми они наделены процессуальным законом, а также довод жалобы о соблюдении срока на обращение в суд, поскольку судом первой инстанции в качестве основания к отказу в удовлетворении требований пропуск процессуального срока не указывался.
Судебная коллегия не находит предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены либо изменения постановленных судебных актов.
Согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" схема теплоснабжения представляет собой документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В силу части 15 статьи 14 названного Федерального закона запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Согласно пунктам 4, 27 и 41 Требований к схемам теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154, в схему теплоснабжения включаются условия применения отопления жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, определение условий организации централизованного и индивидуального отопления. Пунктами 20, 21 Требований предусмотрены меры, обеспечивающие открытость процедуры разработки и утверждения проекта семы теплоснабжения, порядок и сроки организации сбора замечаний и предложений к проекту схемы теплоснабжения либо проекту актуализированной схемы теплоснабжения.
Согласно пункта 36 названных Требований схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации в отношении разделов и сведений, указанных в требованиях к схемам теплоснабжения.
В силу пункта 51 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2018 г. N 787 и действовавших на момент актуализации 2020 г, в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям:
а) наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;
б) наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;
в) температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия;
г) давление теплоносителя - до 1 МПа.
С 1 марта 2022 г. действуют Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. N 2115, согласно подпункту "д" пункта 64 которых названный перечень дополнен также требованием о запрете использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения в случаях, если с использованием таких источников осуществляется отопление менее 50 процентов общей площади помещений в многоквартирном доме.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что содержащаяся в части 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" норма, направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (Определения от 17 ноября 2011 г. N 1514-О-О, от 25 января 2012 г. N 199-О-О, от 21 марта 2013 г. N 457-О, от 17 июля 2014 г. N 1681-О и другие).
Предусмотренный частью 15 статьи 14 Федерального закона "О теплоснабжении" запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения, что затрагивает права собственников общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается лишь при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность, а также при соблюдении требований о безопасности производимых работ, соблюдении гидравлического режима во внутридомовой системе теплоснабжения, согласии собственников на распоряжение общим имуществом многоквартирного дома.
Как верно указано судами, принятая административным ответчиком схема теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края, а также актуализированные схемы теплоснабжения, не содержат сведений в отношении реконструкции систем теплоснабжения многоквартирных домов, указанных в приложении к административному иску. Вместе с тем, обеспечение открытости процедуры разработки и утверждения проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) осуществляется органами местного самоуправления, органами исполнительной власти городов федерального значения путем сбора замечаний и предложений к соответствующему проекту, а также организации публичных слушаний.
Для организации сбора замечаний и предложений к проекту схемы теплоснабжения (проекту актуализированной схемы теплоснабжения) органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения при его размещении на официальном сайте указывают адрес, по которому осуществляется сбор замечаний и предложений, а также срок их сбора, который не может быть менее 20 и более 30 календарных дней со дня размещения соответствующего проекта.
Как установлено судом, приведенные положения пунктов 20, 21 Требований, в том числе и процедура проведения публичных слушаний, установленная пунктом 23 Требований, с учетом необходимости ежегодной актуализации схемы теплоснабжения органом местного самоуправления соблюдены, что указывает об отсутствии незаконного бездействия на стороне административных ответчиков.
Причем схемой теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края предусмотрено, что для включения многоквартирного дома в схему теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края как имеющего право перехода на индивидуальные источники теплоэнергоснабжения жильцам многоквартирного дома необходимо представить в Администрацию протокол общего собрания собственников многоквартирного дома и заявление в установленной форме (раздел 5.3 тома 1). В связи с этим, суды первой и апелляционной инстанций суд первой инстанции, применив нормы пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 25 части 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, правильно пришли к выводам о необходимости проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решения о переходе многоквартирного дома на индивидуальные источники теплоснабжения, в свою очередь, данное решение общего собрания являлось бы предложением, замечанием при актуализации схемы теплоснабжения.
Поскольку представленные в материалы административного дела заявления собственников помещений в многоквартирных домах не соответствовали предъявляемым к ним требованиям, они обоснованно не приняты административным ответчиком в качестве предложений, замечаний, подлежащих рассмотрению при актуализации схемы теплоснабжения.
Доводы жалобы о применении судом первой инстанции норм материального права, не подлежащих применению, о нарушении процессуальных норм в связи с тем, что срок обращения в суд административными истцами не был пропущен, а оснований для прекращения производства по делу, проверены судом апелляционной инстанции и не нашли своего подтверждения, поскольку административной иск был рассмотрен по существу требований и отказ по формальным основаниям пропуска срока обращения в суд либо в связи с отменой принятой и актуализированной на 2022 и 2023 годы схемы теплоснабжения постановлением Администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края от 2 сентября 2022 г. N 1345 не допущен.
Ссылка заявителя на преюдициальный характер решения Ипатовского районного суда Ставропольского края от 19 апреля 2022 г. подлежит отклонению как несостоятельная в связи с отсутствием тожественности предмета спора и круга лиц, участвующих в деле.
Вопреки утверждению заявителя жалобы о том, что судами рассматривался вопрос о праве перехода на индивидуальное отопление, который не являлся предметом административного иска, заявленного о несоответствии схемы теплоснабжения, обстоятельства и круг вопросов, имеющих значение для правильного разрешения спора, судами установлено верно, административный спор разрешен в соответствии с положениями статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по заявленным административным истцом требованиям, уточненным 6 сентября 2022 г, о признании незаконным бездействия административных ответчиков в части непринятия должных мер по актуализации схемы теплоснабжения в 2020-2022 годах и возложении обязанности провести ее актуализацию путем включения в перечень домов с возможностью использования альтернативного отопления названных 146 многоквартирных домов. При этом судами выяснено нарушены ли права, свободы и законные интересы административных истцов, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, совершившего оспариваемое действие (бездействия), порядок совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствует ли оспариваемое действие (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, как то предусмотрено частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 6 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 24 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Жуковой Л.В, Неркарарян Д.С, Тертышник Е.А, Курдусовой М.И, Юнда А.А, Газюра Л.А, Иштрякова Р.Ш, Алексюк В.А, Шматько В.А, Шелудько И.И, Попрядуха М.Ю, Лотковой Е.А, Тимошиной В.И, Сешко С.Г, Филькина В.Д, Нестеренко М.Г, Матенковой Н.Н, Чопова А.С, Литвинова И.В, Павлюк Д.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.