Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Усмановой Г.Ф, судей Росиной Е.А, Поддубной О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крестьянского фермерского хозяйства "Мустанг" к администрации городского округа "город Каспийск", Раджабову Малику Раджабовичу о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права путем аннулирования (исключения) из ЕГРН сведений о земельных участках, истребовании из чужого владения земельных участков, исключении из ЕГРН сведений о регистрации права собственности, признании на основании договора купли-продажи права собственности на основные средства, по иску Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан к администрации городского округа "город Каспийск", Раджабову Малику Раджабовичу об аннулировании сведений о земельных участках, снятии их с кадастрового учета, признании права собственности Республики Дагестан на земельные участки, по кассационной жалобе истца Крестьянского фермерского хозяйства "Мустанг" на решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 9 декабря 2021 года, дополнительное решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 14 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 26 октября 2022 года, Заслушав доклад судьи Росиной Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
крестьянское фермерское хозяйство "Мустанг" обратилось в суд с иском к администрации городского округа "город Каспийск", Раджабову М.Р, с иском о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, путем аннулирования (исключения) из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельных участках, истребовании из чужого незаконного владения, аннулировании (исключении) из ЕГРН сведений о государственной регистрации права собственности Батырханова Ю.М. на земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, N, Рашидовой И.К. на земельный участок с кадастровым номером N, Магомедова Р.А. на земельный участок с кадастровым номером N, Шариповой Б.Г. на земельный участок с кадастровым номером N, Гасанова Д.З. на земельный участок с кадастровым номером N, Магомедовой Н.Д. на земельный участок с кадастровым номером N, Джамаловой Г.У. на земельный участок с кадастровым номером N, Буграевой А.И. на земельный участок с кадастровым номером N, Саидовой М.М. на земельный участок кадастровым номером N, Ильясовой Р.А. на земельный участок с кадастровым номером N, Устархановой Н.А. на земельный участок с кадастровым номером N, Абдулвагидовой З.А. на земельный участок с кадастровым номером N, Магомедовой Л.Г. на земельный участок с кадастровым номером N, Муталимова Р.Х. на земельный участок с кадастровым номером N, Сулебанова Ш.А. на земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, Келеметовой Р.У. на земельный участок с кадастровым номером N, Закариевой П.М. на земельный участок с кадастровым номером N, Гебековой Н.Г. на земельный участок с кадастровым номером N, Ахмедова К.С. на земельный участок с кадастровым номером N, Магомедовой О.М. на земельный участок с кадастровым номером N, Мурсаловой Л.С. на земельный участок с кадастровым номером N, Курбановой А.А. на земельный участок с кадастровым номером N, Рашидовой Э.Г. на земельный участок с кадастровым номером N, Меджидовой М.А. на земельный участок с кадастровым номером N, Лахияловой Р.М. на земельный участок
с кадастровым номером N, Магомедовой Р.М. на земельный участок с кадастровым номером N, Раджабова М.Р. на земельный участок с кадастровым номером N, Гусейбековой Л.И. на земельный участок с кадастровым номером N, Рабаданова Д.Н. на земельный участок с кадастровым номером N, Мирзабалаева С.М. на земельный участок с кадастровым номером N, Исмаиловой З.И. на земельный участок с кадастровым номером N, Магомедовой П.И. на земельный участок с кадастровым номером N, Дайтова Г.Г. на земельный участок с кадастровым номером N, Османовой А.Г. на земельный участок с кадастровым номером N, Магомедовой А.Р. на земельный участок с кадастровым номером N, Абидинова А.М. на земельный участок с кадастровым номером N, Магомедовой К.А. на земельный участок с кадастровым номером N, Шариповой А.Ш. на земельный участок с кадастровым номером N, Шахпазовой Э.С. на земельный участок с кадастровым номером N, Дадашевой И.Д. на земельный участок с кадастровым номером N, Чупалаева Ю.М. на земельный участок с кадастровым номером N, ГБПОУ РД "Училище олимпийского резерва по футболу "Дагестан" на земельный участок с кадастровым номером N; признании на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МП "Турали " и КФХ "Мустанг", права собственности КФХ "Мустанг" на основные средства, а именно: выростной пруд N, карантинный пруд общей площадью 15 га, а также нерестовые пруды площадью 6 га, указав в обоснование требований, что ДД.ММ.ГГГГ между малым предприятием "Турали" и КФХ "Мустанг" был заключен договор купли-продажи, согласно которому КФХ "Мустанг" приобрел имущество, расположенное на вырастных, карантинном и нерестовых прудах (земли бывшего Каспийского рыбхоза), принадлежавшее малому предприятию "Турали" на основании свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением N от ДД.ММ.ГГГГ КФХ "Мустанг" предварительно согласовало предоставление в аренду земельного участка общей площадью 180 191 кв.м в кадастровом квартале N, расположенного по адресу: "адрес". ДД.ММ.ГГГГ
Управлением Росреестра по Республике Дагестан осуществление кадастрового учета земельного участка было приостановлено в связи с тем, что границы земельного участка, о кадастровом учете которого было представлено заявление, пересекают границы других земельных участков, сведения о которых содержатся в Государственном кадастре недвижимости, поставленных на кадастровый учет по инициативе Администрации г..Каспийска в границах земельного участка, на котором расположено имущество, приобретенное по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением Администрации "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ в кадастровом квартале N сформированы спорные земельные участки с видом разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство".
В ходе рассмотрения дела Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан обратилось в суд с самостоятельным иском к Администрации г. Каспийск, Раджабову М.Р. об аннулировании сведений о земельных участках и снятии с кадастрового учета земельных участков, расположенных по адресу: "адрес", признании права собственности Республики Дагестан в лице Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес"
В обосновании доводов иска Минимущество РД указало, что ДД.ММ.ГГГГ между малым предприятием "Турали" и КФХ "Мустанг" был заключен договор купли-продажи, по условиям которого последнему было передано имущество, расположенное на вырастном, карантинном и нерестовых прудах (земли Каспийского рыбхоза). На приведенные выше сооружения ДД.ММ.ГГГГ оформлены кадастровые паспорта и ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности за Раджабовым Р.А. Распоряжением Администрации "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ в кадастровом квартале N сформированы земельные участки с видом разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство" для предоставления гражданам, имеющих трех и более детей. Согласно приложению N к постановлению президиума Верховного Совета Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ "О разграничении государственной собственности в Республике Дагестан на федеральную, государственную и муниципальную собственность" к объектам, относимым к государственной собственности Республики Дагестан, относится и Каспийский рыбхоз г. Каспийска.
Решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от 9 декабря 2021 года и дополнительным решением этого же суда от 14 января 2022 года в удовлетворении исковых требований КФХ "Мустанг", Минимущества РД отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 26 октября 2022 года решение и дополнительное решение оставлены без изменения.
Крестьянско-фермерским хозяйством "Мустанг" подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения. В обоснование кассатор указывает на нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит, что имеются основания, предусмотренные законом, для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного постановления.
В соответствии со 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении настоящего дела.
Разрешая заявленные требования КФХ "Мустанг" и отказывая в их удовлетворении суд первой инстанции, сославшись на преюдициальное значение вступившего в законную силу решения Каспийского городского суда РД от 28 ноября 2017 года, исходил из того, что указанным решением признано незаконным распоряжение Комитета по земельным и имущественным отношениям РД от ДД.ММ.ГГГГ N, на котором основаны исковые требования КФХ "Мустанг", а также на факт ликвидации КФХ "Мустанг" в ДД.ММ.ГГГГ.
Отказывая в удовлетворении требований Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, суд посчитал установленным, что Постановлением Президиума Верховного Совета РД от ДД.ММ.ГГГГ "О разграничении государственной собственности в Республике Дагестан на федеральную, государственную и муниципальную собственность" утвержден перечень государственной собственности, а не перечень земель, отнесенных к государственной собственности, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что в государственную собственность передан объект рыбхоз, а не земли Каспийского рыбхоза. На этом основании суд также пришел к выводу, что земли Каспийского рыбхоза относятся к числу земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находятся в пределах ГО "город Каспийск", распоряжение такими участками осуществляется органом местного самоуправления городского округа в соответствии со ст. абзацу 2 пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
С выводами судов согласиться нельзя по следующим основаниям.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Из исковых заявлений следует, что между сторонами- Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан и администрацией городского округа "город Каспийск" возник спор о праве собственности на спорный земельный участок, от разрешения которого зависит разрешение производных требований КФХ "Мустанг".
Следовательно, с учетом приведенных выше норм права, а также положений части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по данному делу юридически значимым для правильного разрешения исковых требований являлось установление критериев спорного земельного участка, позволяющих на основе применения норм материального права, подлежащих применению, отнести спорный земельный участок к собственности субъекта Российской Федерации или к муниципальной собственности.
Однако, указанные обстоятельства, имеющие значение для дела, судами не установлены, нормы материального права, подлежащие применению, не применены, представленные доказательства оценены формально, без внимания и правовой оценки ряд существенных, имеющих значение для дела обстоятельств.
Так, согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований является одним из принципов земельного законодательства. Правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: 1) которые признаны таковыми федеральными законами; 2) право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; 3) которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; 4) которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей 3.1 Вводного закона, вступившей в силу с 01.07.2006 (Федеральный закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ). Указанная статья является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой государственная собственность на земельные участки, которые по своим характеристикам подпадают под определенные законом критерии считается разграниченной, соответствующие земельные участки признаются находящимися в собственности соответствующего публичного образования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Вводного закона к собственности субъектов Российской Федерации, в том числе, относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Дагестан от 10 марта 1993 года N б/н "О разграничении государственной собственности в Республике Дагестан на федеральную, республиканскую и муниципальную собственность" к государственной собственности Республики Дагестан отнесен Каспийский рыбхоз.
С учетом вышеизложенных норм материального права, вывод судов о том, что в республиканскую собственность было передано только имущество Каспийского рыбхоза, а не земельный участок под ним, не может быть признан законным, поскольку он противоречит как положениям пункта 2 статьи 3.1 Вводного закона, так и подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, в котором закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, в соответствии с которым все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Противоречит положениям 61 ГПК РФ и применение судами, в качестве преюдициального, вступившего в законную силу решения Каспийского городского суда РД от 28 ноября 2017 года, поскольку в рамках рассмотрения этого дела вопрос о праве собственности на спорный земельный участок не разрешался, Минимущество РД и КФХ "Мустанг" к участию в деле не привлекались.
Признание судебным решением незаконным распоряжения Комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N, не влечет безусловного основания к отказу в иске, поскольку требования истцов основаны на других обстоятельствах и доказательствах, которые не получили надлежащей, в порядке ст. 67 ГПК РФ, оценки со стороны судов.
Только со ссылкой на вышеуказанное решение Каспийского городского суда РД от 28 ноября 2017 года, суды пришли к выводу об отсутствие на спорном земельном участке имущества, принадлежащего КФХ "Мустанг". Доводы КФХ "Мустанг" о наличии на спорном земельном участке прудов и гидротехнических сооружений, судами, в том числе с применением ст. 79 ГПК РФ, не исследовались и не оценивались.
Не исследованным и не основанным на доказательствах и нормах материального права являются и выводы судов о ликвидации КФХ "Мустанг", доводы истца о том, что КФХ не исключено из ЕГРЮЛ судами не проверены.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда находит нужным отменить судебные акты, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенную в настоящем определении правовую позицию, определить правоотношения сторон и материальный закон их регулирующий, установить круг обстоятельств, имеющих значение для дела и подлежащих доказыванию, распределить между сторонами бремя доказывания, принять законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 9 декабря 2021 года, дополнительное решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 14 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 26 октября 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий Усманова Г.Ф.
Судьи Росина Е.А.
Поддубная О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.