Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Бура С.С., действующей в интересах администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области, на вступившие в законную силу постановление консультанта территориального отдела N 4 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области, старшего государственного административно-технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области от 8 ноября 2021 года N 4/1612/239Э, решение судьи Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 25 апреля 2022 года и решение судьи Московского областного суда от 28 июня 2022 года, вынесенные в отношении администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области (далее также - администрация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением консультанта территориального отдела N 4 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области, старшего государственного административно-технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области от 8 ноября 2021 года N4/1612/239Э, оставленным без изменения решением судьи Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 25 апреля 2022 года и решением судьи Московского областного суда от 28 июня 2022 года, администрация Сергиево-Посадского городского округа Московской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Бура С.С. просит об отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации к административной ответственности) несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ) следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом.
В силу положений пунктов 1, 3, 6 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, контейнерная площадка - это место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Распоряжением министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 26 июня 2019 года N 350-РВ утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области (далее - Порядок).
Согласно пункту 4.2 Порядка контейнерные площадки имеют твердое бетонное или асфальтовое покрытие с уклоном в сторону проезжей части, удобным для выкатывания контейнеров к мусоровозам, а также для удобства подъезда к контейнерам маломобильных групп населения. Также необходимо наличие подъездного пути с твердым покрытием (бетон, асфальт, асфальтовая крошка) для автотранспорта.
Расположение контейнерной площадки не должно мешать проезду транспорта.
Место установки контейнерной площадки определяется на свободном земельном участке, в том числе от подземных и воздушных коммуникаций, с учетом возможности подъезда и проведения маневровых работ спецтехники, осуществляющей сбор и вывоз ТКО, с учетом возможного раздельного накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 4.5 Порядка оформление (брендирование табличек, баннеров и пр.) контейнерных площадок осуществляется в соответствии с единым стандартом оформления системы раздельного накопления ТКО на территории Московской области с содержанием информации о видах ТКО, подлежащих накоплению на соответствующей контейнерной площадке, а также имеет сведения о сроках (графике) вывоза ТКО, сведения об организации, осуществляющей транспортирование ТКО от места их накопления.
За отсутствие на контейнерной площадке графика вывоза ТКО несут ответственность органы местного самоуправления Московской области или иное лицо, ответственное за содержание контейнерной площадки.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 20 октября 2021 года в 15 часов 13 минут по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский городской округ, "адрес" (координаты 56.255260 СШ, 37.991621 ВД) на контейнерной площадке для сбора твердых коммунальных отходов администрацией Сергиево-Посадского городского округа Московской области допущено нарушение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, а именно: отсутствует подъездной путь с твердым покрытием (бетон, асфальт, асфальтовая крошка) для автотранспорта, ограждение контейнерной площадки имеет повреждения, проемы, отклонения по вертикали, имеется общее загрязнение поверхности, посторонние надписи, отсутствует крыша, отсутствует график вывоза ТКО, вокруг контейнерной площадки имеются навалы травянистой растительности, веток, листвы, а также органических остатков общим объемом порядка 20 куб.м.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 25 октября 2021 года, актом осмотра от 20 октября 2021 года, фотоматериалом и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрацией Сергиево-Посадского городского округа Московской области не приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Деяние администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области правильно квалифицировано по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Вопреки доводам жалобы из акта осмотра и фотоматериала не следует, что администрацией Сергиево-Посадского городского округа Московской области было обеспечено соблюдение требований законодательства об охране окружающей среды на указанной контейнерной площадке.
В рассматриваемом случае оснований считать, что собственник (балансодержатель) контейнерной площадки администрация Сергиево-Посадского городского округа Московской области является ненадлежащим субъектом данного административного правонарушения, не имеется.
Порядок и срок давности привлечения администрации к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области в соответствии с санкцией части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление консультанта территориального отдела N 4 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области, старшего государственного административно-технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области от 8 ноября 2021 года N 4/1612/239Э, решение судьи Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 25 апреля 2022 года и решение судьи Московского областного суда от 28 июня 2022 года, вынесенные в отношении администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Бура С.С. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.