Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу председателя Спас-Деменского районного отделения Калужской областной общественной организации охотников и рыболовов Российской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов "Росохотрыболовсоюз" Тимошенкова А.Е. (далее - Тимошенков А.Е.) на вступившие в законную силу постановление начальника управления по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 10 ноября 2021 г., решение заместителя министра - начальника управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 1 декабря 2021 г., решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 16 августа 2022 г. и решение судьи Калужского областного суда от 19 октября 2022 г., а также представление начальника управления по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 18 января 2022 г., вынесенные в отношении Спас-Деменского районного отделения Калужской областной общественной организации охотников и рыболовов Российской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов "Росохотрыболовсоюз" (далее также - Спас-Деменское РО КООООиР) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника управления по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов министерства природных ресурсов и экологии "адрес" от 10 ноября 2021 г, оставленным без изменения решением заместителя министра - начальника управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 1 декабря 2021 г, решением судьи Калужского районного суда Калужской области от 16 августа 2022 г. и решением судьи Калужского областного суда от 19 октября 2022 г, Спас-Деменское РО КООООиР признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
18 января 2022 г. начальником управления по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов министерства природных ресурсов и экологии Калужской области внесено в Спас-Деменское РО КООООиР представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, председатель Спас-Деменского РО КООООиР Тимошенков А.Е. просит отменить названные акты, приводя доводы об их незаконности, прекратить производство по делу.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Спас-Деменского РО КООООиР к административной ответственности) нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-2 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.
Отношения в области охраны и использования животного мира и среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды регулируются Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ) (статья 2 данного Федерального закона).
Статьей 1 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ определены основные понятия, согласно которой: пользование животным миром - юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира; пользователи животным миром - граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром.
В силу статьи 35 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с названным Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.
На основании статьи 40 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ пользователи животным миром среди прочего обязаны: соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром; проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира.
Согласно статье 27 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству, животному миру и среде его обитания осуществляются меры по регулированию численности отдельных объектов животного мира.
Объекты животного мира, численность которых подлежит регулированию, определяются специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 названного Федерального закона.
Порядок регулирования численности объектов животного мира определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20 января 2009 г. N 23 утвержден Порядок регулирования численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты (далее - Порядок регулирования численности объектов животного мира), который устанавливает процедуру регулирования численности, в том числе отстрел, живоотлов, отлов с умерщвлением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением охотничьих животных, находящихся на особо охраняемых природных территориях и (или) занесенных в Красную книгу Российской Федерации (пункт 1).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 2048-р утвержден План действий по предотвращению заноса на территорию Российской Федерации африканской чумы свиней и ее распространения на территории Российской Федерации, содержащий раздел III Оперативные меры, подлежащие реализации на территории субъектов Российской Федерации, где выявлялись очаги африканской чумы свиней или существует угроза ее возникновения, согласно которому органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Минприроды России, федеральным органам исполнительной власти (на подконтрольных территориях) рекомендовано до 01 июня 2017 г, далее - ежегодно, обеспечить снижение численности и миграционной активности диких кабанов в текущий сезон охоты до показателя плотности популяции 0, 25 особи на 1000 га, в частности на территории Калужской области, в том числе диких кабанов, обитающих на особо охраняемых природных территориях регионального значения.
Во исполнение Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ правительство Калужской области постановлением от 29 декабря 2007 г. N 349 определило министерства природных ресурсов и экологии Калужской области органом, уполномоченным на осуществление функций по охране и использованию объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, на территории Калужской области.
Как усматривается из материалов дела, 16 октября 2018 г. Спас-Деменское РО КООООиР заключило с министерством сельского хозяйства Калужской области охотхозяйственное соглашение N 62 (далее - Соглашение), согласно пункту 1.1 которого организация взяла на себя обязательство по обеспечению проведения мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры.
Пунктом 4.1 Соглашения установлены требования к размещению минимального количества и максимального количества охотничьих ресурсов, в отношении которых предоставляется право на добычу в соответствии с указанным Соглашением, в границах охотничьего угодья. При этом требования к размещению минимального и максимального количества охотничьих ресурсов - кабана устанавливаются в соответствии с нормативами численности охотничьих ресурсов в охотничьем угодье.
В соответствии с пунктами 8.2.13, 10.4 Соглашения Спас-Деменское РО КООООиР обязано осуществлять проведение ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий, в том числе: защиту охотничьих ресурсов от болезней, другие мероприятия, в соответствии с перечнем, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В связи с угрозой возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов 22 июня 2021 г. министерством природных ресурсов и экологии Калужской области принято решение N 20 о регулировании численности охотничьего ресурса - кабана (все половозрастные группы) на территории Спас-Деменское РО КООООиР путем изъятия 11 голов. Срок проведения мероприятий по регулированию численности данного охотничьего ресурса определен с 22 июня по 29 июля 2021 г, способ регулирования и разрешенные орудия охоты - в соответствии с Правилами охоты, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 июля 2020 г. N 477.
29 июня 2021 г. Спас-Деменским РО КООООиР в министерстве природных ресурсов и экологии Калужской области получено 11 разрешений на добычу копытного животного - кабана в рамках регулирования численности охотничьих ресурсов.
Данные разрешения возвращены Спас-Деменским РО КООООиР в министерство природных ресурсов и экологии Калужской области 2 сентября 2021 г, согласно которым осуществлено изъятие 6 особей кабана.
Таким образом, в нарушение положений вышеуказанных нормативных правовых актов Спас-Деменское РО КООООиР в установленный срок не обеспечило названное выше регулирование численности охотничьего ресурса - кабана в границах своего охотничьего угодья, направленное на предотвращение возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов.
Факт нарушения Спас-Деменским РО КООООиР правил пользования объектами животного мира подтвержден собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние Спас-Деменского РО КООООиР верно квалифицировано по части 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению правил пользования объектами животного мира, не представлено.
Материалы дела свидетельствуют, что рассматривая дело об административном правонарушении, должностные лица и судебные инстанции не допустили нарушения норм процессуального права, правильно организовали и провели разбирательство по делу, разрешили все заявленные ходатайства, создали лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав. Ссылаясь на установленные факты и доказательства, в актах дали полное и логически обоснованное объяснение своим выводам о виновности Спас-Деменского РО КООООиР в совершении административного правонарушения.
Оценив все исследованные доказательства, приведенные в обоснование Спас-Деменского РО КООООиР, должностные лица и судебные инстанции обоснованно признали их достоверными, допустимыми и достаточными, в соответствии с которыми правомерно пришли к выводу о его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку они подробны и согласуются друг с другом.
Установив факт совершения административного правонарушения, а также причины административного правонарушения и условия, способствовавшие его совершению, должностным лицом на основании частью 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правомерно было внесено в Спас-Деменского РО КООООиР соответствующее представление с указанием мер по устранению выявленных нарушений. Данное представление внесено надлежащему юридическому лицу уполномоченным должностным лицом, в порядке, предусмотренном законом.
Оснований для обращения в порядке статьи 101 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности подлежащих применению по данному делу об административном правонарушении положений законодательства, о чем ходатайствует заявитель в жалобе, не установлено. В связи с этим, довод жалобы об оставлении без внимания судьей областного суда аналогичного ходатайства, не может повлечь отмену его решения.
Вопреки доводам жалобы, каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков процессуальных документов, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены.
Доводы жалобы о неверной оценке доказательств по делу, являются несостоятельными. Согласно материалам дела, все доказательства по делу были исследованы судами, доказательствам в совокупности дана надлежащая правовая оценка, не согласиться которой оснований не имеется.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем содержатся все необходимые данные для разрешения дела по существу.
Ходатайства, заявленные в защиту Спас-Деменского РО КООООиР в ходе производства по настоящему делу, рассмотрены должностными лицами и судьями в соответствии с требованиями стати 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с приведением мотивов своих выводов и решений, которые соответствуют обстоятельствам дела. При этом имеющаяся по делу совокупность доказательств, являлась достаточной для рассмотрения и разрешения дела.
Нарушений части 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как указывает об этом заявитель в жалобе, не усматривается, дело рассмотрено уполномоченным должностным, к юрисдикции которого отнесено место совершения административного правонарушения.
С учетом установленных фактических обстоятельств дела, доводы об отсутствии в деянии Спас-Деменского РО КООООиР состава вмененного административного правонарушения, в том числе в виду того, что названным юридическим лицом не нарушены обязательные требования закона, являются несостоятельными, они опровергаются материалами дела.
Обстоятельств, исключающих ответственность названного юридического лица как пользователя животным миром за выполнение конкретных показателей регулирования численности охотничьих ресурсов, определенных уполномоченным исполнительным органом во исполнение Плана действий по предотвращению заноса на территорию Российской Федерации африканской чумы свиней и ее распространения на территории Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 2048-р, не установлено.
Доводы жалобы, сводятся к несогласию с принятыми по делу актами, не содержат каких-либо подтвержденных правовых аргументов, которые могли бы являться основанием для изменения либо отмены обжалуемых актов, не опровергают наличие в деянии Спас-Деменского РО КООООиР состава вмененного административного правонарушения, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления, решений, представления.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что должностными лицами и судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении Спас-Деменского РО КООООиР к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением положений статьи 4.1 названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление начальника управления по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 10 ноября 2021 г, решение заместителя министра - начальника управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 1 декабря 2021 г, решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 16 августа 2022 г. и решение судьи Калужского областного суда от 19 октября 2022 г, а также представление начальника управления по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 18 января 2022 г, вынесенные в отношении Спас-Деменского районного отделения Калужской областной общественной организации охотников и рыболовов Российской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов "Росохотрыболовсоюз" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу председателя Спас-Деменского районного отделения Калужской областной общественной организации охотников и рыболовов Российской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов "Росохотрыболовсоюз" Тимошенкова А.Е. - без удовлетворения.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.