Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Софронова В.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шишкиной Е. В, Булычевой Л. И. на решение Людиновского районного суда Калужской области от 21 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 21 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Шишкиной Е. В, Булычевой Л. И. к администрации муниципального района "Город Людиново и Людиновский район" об оспаривании постановлений.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Шароновой Е.С, заключение прокурора четвертого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в городе Самаре, городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего решения судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шишкина Е.В. и Булычева Л.И. обратились в Калужский областной суд с административным иском к администрации муниципального района "Город Людиново и Людиновский район" (далее также администрация) о признании незаконными постановлений от 15 апреля 2021 года N 495 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального района "Город Людиново и Людиновский район" от 16 апреля 2016 года N 423/1 "О создании территориального общественного самоуправления "Сукремль" (далее постановление N 495), от 15 апреля 2021 года N 496 "О внесении изменений в постановление от 13 сентября 2016 года N 1326 "О границах территории территориального общественного самоуправления "Сукремль" (далее постановление N 496), от 15 апреля 2021 года N 497 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального района "Город Людиново и Людиновский район" от 16 октября 2015 года N 884 "Об утверждении структуры системы территориального общественного самоуправления города Людиново и территориальных общественных объединений граждан города Людиново" (далее постановление N 497).
В обоснование заявленных требований административные истцы указывали, что административным ответчиком при вынесении оспариваемых постановлений фактически была произведена реорганизация территориального общественного самоуправления "Сукремль" (далее ТОС "Сукремль") в ТОС "Микрорайон Сукремль", в связи с чем просили признать эти постановления не действующими со дня принятия и обязать административного ответчика в десятидневный срок после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о принятом решении в средствах массовой информации, в которых были опубликованы оспариваемые нормативные акты.
Определением Калужского областного суда от 7 сентября 2021 года административное дело передано на рассмотрение по подсудности в Людиновский районный суд Калужской области.
Решением Людиновского районного суда Калужской области от 21 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 21 июля 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной 20 января 2023 года через Людиновский районный суд Калужской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 2 февраля 2023 года, заявители просят отменить указанные судебные акты, считая их незаконными.
Суть доводов жалобы сводится к тому, что суды первой и апелляционной инстанций в нарушение статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не дали правовой оценки доводам, на которые ссылались административные истцы в административном иске и апелляционной жалобе. Оспариваемые постановления администрации противоречат действующему федеральному законодательству.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций такого характера нарушений не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что постановлением администрации от 16 октября 2015 года N 884 утверждены территориальные общественные объединения граждан, прошедшие перерегистрацию и включенные в систему территориального общественного самоуправления города Людиново, как территориальные общественные объединения граждан города Людиново согласно приложению 2.
12 января 2016 года состоялось собрание инициативной группы по созданию местного органа общественной самодеятельности "Территориальное общественное самоуправление" (ТОС), в ходе которого было предложено избрать инициативную группу для проведения мероприятий по организации ТОС на территории "адрес" в составе Шишкиной Е.В, Первовой Н.В, Семеновой Л.И.
14 февраля 2016 года состоялось собрание инициативной группы, в ходе которого председателем собрания избрана Шишкина Е.В. и принято решение о создании ТОС "Сукремль".
Постановлением администрации муниципального района "Город Людиново и Людиновский район" от 16 апреля 2016 года N 423/1 было создано ТОС "Сукремль", а постановлением от 13 сентября 2016 года N 1326 утверждены границы ТОС "Сукремль" по точкам 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12.
22 сентября 2016 года состоялось заседание совета ТОС "Сукремль", в ходе которого был утвержден Устав, полномочным заявителем по регистрации Устава ТОС определена Шишкина Е.В.
15 февраля 2018 года администрацией зарегистрирован Устав ТОС "Микрорайон Сукремль", принятый на основании протокола N 3 собрания от 22 сентября 2016 года.
Также в дело представлена копия Устава органа общественной самодеятельности "ТОС "Сукремль" города Людиново" с указанием на его утверждение решением конференции от 2 февраля 2015 года N 1, однако данное решение конференции в дело представлено не было.
Постановлением администрации от 26 апреля 2018 года N 566 внесены изменения в постановление администрации от 16 октября 2015 года N 884, в соответствии с которым в приложение N 2 "Территориальные общественные объединения граждан, прошедшие перерегистрацию и включенные в систему территориального общественного самоуправления города Людиново как территориальные общественные объединения граждан города Людиново" добавлен пункт N 103 в следующей редакции: "103. ТОС N 131 "Сукремль", председатель - Шишкина Е.В.".
Судом также установлено, что поводом для вынесения оспариваемых постановлений NN 495, 496, 497 послужила техническая ошибка, допущенная специалистами администрации при регистрации Устава и вместо ТОС "Микрорайон Сукремль", как указано в Уставе, было зарегистрировано ТОС "Сукремль".
В частности, согласно постановлению администрации N 497 внесены изменения в постановление администрации от 16 октября 2015 года N 884, в соответствии с которыми в приложение N 2 "Территориальные общественные объединения граждан, прошедшие перерегистрацию и включенные в систему территориального общественного самоуправления города Людиново как территориальные общественные объединения граждан города Людиново" добавлен пункт N 103 в следующей редакции: "103. 131 Микрорайон Сукремль, председатель - Коптурова Т.А.
При этом в дело представлен протокол собрания (конференции) граждан ТОС "Микрорайон Сукремль" от 18 января 2021 года, согласно которому прежний состав совета ТОС был распущен в связи с отсутствием отчёта перед жителями и отсутствием пятерых членов совета ТОС на указанной конференции; избран новый совет ТОС "Микрорайон Сукремль", председателем которого избрана Коптурова Т.А.
Отказывая в удовлетворении административного иска, руководствуясь положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Положением о территориальном общественном самоуправлении городского поселения "Город Людиново", утверждённым решением городской Думы городского поселения "Город Людиново" от 29 апреля 2016 года N 70-р, суд первой инстанции исходил из того, что вопреки доводам административных истцов оспариваемыми постановлениями администрации реорганизация ТОС "Микрорайон "Сукремль" не осуществлялась, а была устранена техническая ошибка и внесена актуальная информация о председателе ТОС Коптуровой Т.А, что может быть изменено административным ответчиком в случае, в том числе, оспаривания в судебном порядке решений, принятых согласно протоколу собрания (конференции) граждан территориального общественного самоуправления "Микрорайон Сукремль" от 18 января 2021 года.
Соглашаясь с правовой позицией суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что решение суда, учитывая установленные по делу обстоятельства в их совокупности, является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не содержит доводов, которые могли бы повлечь его отмену.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела.
Осуществляя согласно Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации проверку законности и обоснованности оспариваемых актов, суд определяет обстоятельства, подлежащие доказыванию (часть 3 статьи 62), принимает только относимые и допустимые доказательства (статьи 60 и 61) и руководствуется общими правилами их оценки (статья 84).
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации определяет в качестве основания для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (пункт 1 части 2 статьи 215).
В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет статус местной администрации как исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, наделенного уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, включает правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования, в систему муниципальных правовых актов, а также устанавливает, что глава муниципального образования издает в том числе постановления и распоряжения местной администрации по вопросам местного значения в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации, глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования также издает постановления местной администрации по вопросам местного значения (часть 1 статьи 37, пункт 3 части 1, части 4 и 6 статьи 43).
В силу положений статьи 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" к числу организационно-правовых форм общественных объединений относится орган общественной самодеятельности.
Права членов общественного объединения избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом закреплены в части третий статьи 6 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Согласно статье 12 указанного закона органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.
На основании абзаца второго статьи 39 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения и граждане, чьи права, предоставленные названным выше федеральным законом и другими законами об отдельных видах общественных объединений, оказались нарушенными, могут обратиться с исковым заявлением в судебные органы.
Разрешая данное административное дело, суды выполнили приведенные требования Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды верно исходили из того, что оспариваемые постановления приняты администрацией в рамках предоставленных полномочий и соответствуют положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а следовательно, права и охраняемые законом интересы административных истцов не нарушают.
По результатам оценки представленных в материалы административного дела доказательств по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды установили, что указанными постановлениями устранена техническая ошибка и внесена актуальная информация о председателе ТОС, при этом административные истцы не были лишены возможности оспорить в судебном порядке решения, принятые на основании протокола собрания (конференции) граждан ТОС "Микрорайон Сукремль" от 18 января 2021 года.
Утверждение подателей кассационной жалобы о том, что доводы, приводимые в обоснование своей позиции по административному делу, оставлены судами без внимания, судебная коллегия признает несостоятельным, поскольку оно опровергается содержанием обжалуемых судебных актов, отвечающих требованиям части 4 статьи 180, статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, то есть включающем в себя ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судами обстоятельства и мотивы, по которым суды отдали предпочтение одним доказательствам перед другими.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и на несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Людиновского районного суда Калужской области от 21 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 21 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шишкиной Е. В, Булычевой Л. И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.