Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Солнечногорску Московской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 20 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Пинт В. В. к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Солнечногорску Московской области (далее - ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области) о признании незаконными действий по начислению земельного налога за 2020 год в отношении земельного участка с кадастровым номером N.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Шароновой Е.С, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пинт В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Солнечногорску Московской области (далее ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области) о признании незаконными действий по начислению земельного налога за 2020 год в отношении земельного участка с кадастровым номером N; в качестве способа восстановления нарушенного права просила возложить на административного ответчика обязанность аннулировать спорные начисления из налогового уведомления от 01 сентября 2021 года N N.
В обоснование требований указывала, что 29 сентября 2021 года получила направленное налоговым органом налоговое уведомление от 01 сентября 2021 года N N, в котором, в числе прочего, извещалась о необходимости в срок до 01 декабря 2021 года уплатить земельный налог за 2020 год в размере "данные изъяты" рубля по земельному участку с кадастровым номером N.
Вместе с тем, решением Солнечногорского городского суда Московской области от 01 августа 2019 года по делу N 2-2908/2019 был признан недействительным договор купли-продажи указанного земельного участка от 24 апреля 2018 года с применением последствий недействительности сделки в виде погашения регистрационной записи от 10 мая 2018 года о ее, Пинт В.В, правах на участок.
По мнению административного истца, с момента вступления в законную силу указанного судебного решения ее право собственности на земельный участок с кадастровым номером N считается отсутствующим, в связи с чем обязанность по уплате земельного налога прекращается независимо от внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее ЕГРН).
Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 14 марта 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Пинт В.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 20 июля 2022 года решение Солнечногорского городского суда Московской области от 14 марта 2022 года отменено, по делу принято новое решение. Признаны незаконными действия ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области в части начисления Пинт В.В. земельного налога за 2020 год в отношении земельного участка с кадастровым номером N; на ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области возложена обязанность направить Пинт В.В. налоговое уведомление с перерасчетом земельного налога за 2020 год.
В кассационной жалобе, поданной 28 декабря 2022 года через Солнечногорский городской суд Московской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 10 февраля 2023 года, заявитель просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 20 июля 2022 года, считая его незаконным.
В обоснование доводов жалобы указано, что признание гражданско-правовой сделки недействительной не изменяет налоговые правоотношения, поскольку возникновение обязанности по уплате земельного налога связано с регистрацией права собственности налогоплательщика на земельный участок. Признание сделки по приобретению земельного участка недействительной само по себе не является обстоятельством, с которым пункт 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации связывает изменение или прекращение ранее возникшей обязанности по уплате налога.
Обращает внимание на то, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в ЕГРН указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) владения на соответствующий земельный участок. Следовательно, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним названных прав на земельный участок. Согласно выписке из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости Пинт В.В. владела земельным участком с 10 мая 2018 года по 10 апреля 2021 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего административного дела судом апелляционной инстанции такого характера нарушений не допущено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции указал, что возникновение обязанности по уплате земельного налога связано с регистрацией права собственности налогоплательщика на земельный участок. Признание сделки по приобретению земельного участка недействительной само по себе не является обстоятельством, с которым пункт 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации связывает изменение или прекращение ранее возникшей обязанности по уплате налога.
В связи с тем, что Пинт В.В. в спорный период владела земельным участком, то оснований для признания действий ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области по начислению Пинт В.В. земельного налога за 2020 год за земельный участок с кадастровым номером N неправомерными не имеется.
Отменяя решение городского суда и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что администрация городского округа Солнечногорск Московской области, как собственник земельного участка, получая арендную плату за земельный участок за 2020 год от арендатора ООО "С-Консалтинг Групп", не вправе пополнять местный бюджет еще и путем получения земельного налога за тот же налоговый период только по факту регистрации права собственности на данный объект за Пинт В.В. на основании договора купли-продажи земельного участка, признанного судом недействительным.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует и судами установлено, что 24 апреля 2018 года между Пинт В.В. и ООО "С-Консалтинг Групп" заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Регистрация права собственности Пинт В.В. на указанный земельный участок произведена 10 мая 2018 года.
Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 1 августа 2019 года договор купли-продажи земельного участка от 24 апреля 2018 года признан недействительным, примененены последствия недействительности сделки в виде погашения регистрационной записи.
Из ответа на запрос администрации городского округа Солнечногорск Московской области следует, что 13 августа 2012 года между комитетом по управлению имуществом и экономике администрации Солечногорского района Московской области (в настоящее время - комитет по управлению имуществом городского округа Солечногорск) и ООО "Азимут" заключён договор аренды земельного участка, находящегося в неразграниченной государственной собственности, площадью 11 451 кв.м, с кадастровым номером N, категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - общественно-деловое и гражданское строительство (для размещения рынка строительных материалов).
18 декабря 2012 года права и обязанности по договору аренды были переданы ООО "С-Консалтинг Групп".
1 апреля 2021 года между комитетом по управлению имуществом городского округа Солечногорск и ООО "С-Консалтинг Групп" заключено соглашение о расторжении договора аренды от 13 августа 2012 года N от 1 апреля 2021 года).
Арендная плата по указанному договору за 2018, 2019 и 2020 годы произведена ООО "С-Консалтинг Групп" платёжными поручениями от 29 марта 2021 года на "данные изъяты" рублей и от 16 декабря 2021 года N N на "данные изъяты" рублей.
Пинт В.В. стороной по договору аренды от 13 августа 2012 года N N не выступала, сделка купли-продажи указанного земельного участка, заключённая с ней, решением суда признана недействительной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование земли являются земельный налог и арендная плата.
Частью 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность налогоплательщика по уплате налогов прекращается, в частности, с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога.
В соответствии со статьёй 1 Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" разъяснено, что судам необходимо исходить из того, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
В соответствии с пунктом 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное имущество, включая земельные участки, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В свою очередь, согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено пунктом 1 статьи 388 налогового кодекса в отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд.
В силу положений пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации муниципальные образования не могут рассматриваться в качестве организации или физического лица и, следовательно, не могут быть признаны налогоплательщиками налога.
Если земельные участки находятся в собственности муниципального образования (в муниципальной казне), то до приобретения этих земельных участков в собственность организациями или физическими лицами либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям или на праве пожизненного наследуемого владения физическим лицам в отношении таких земельных участков отсутствует плательщик налога (письмо Федеральной налоговой службы от 4 июня 2021 года N БС-4-21/7849@ "О налогообложении земельных участков, составляющих муниципальную казну").
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции об удовлетворении заявленных требований, поскольку администрация городского округа Солнечногорск Московской области, как собственник земельного участка, получая арендную плату за земельный участок за 2020 год от арендатора - ООО "С-Консалтинг Групп" не вправе пополнять местный бюджет путем получения земельного налога за тот же налоговый период только по факту регистрации права собственности на данный объект за Пинт В.В. на основании договора купли-продажи, который признан судом недействительным.
По сути доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию административного ответчика с выводами суда апелляционной инстанции, однако оспариваемый судебный акт постановлен, исходя из собранных по делу доказательств в их совокупности, которые получили оценку с учетом требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебного акта не установлено.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 20 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Солнечногорску Московской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.