Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Р.Ю.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 10 октября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Р.Ю.С. к комитету по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, судебная коллегия по административным делам
установила:
Р.Ю.В. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, просил признать незаконным решение администрации городского округа Солнечногорск Московской области (далее - Администрация) от 18 марта 2022 года N N об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Отнесение земель, находящихся в частной собственности, в случаях установленных законодательством Российской Федерации, к определенной категории"; обязать принять решение об отнесении земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1233 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категории земель.
В обоснование административного иска указал, что является собственником указанного земельного участка, категория земель которого не установлена, разрешенное использование: для строительства жилого дома.
Оспариваемым решением неправомерно отказано в предоставлении муниципальной услуги "Отнесение земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к определенной категории" по мотиву того, что границы земельного участка частично пересекают границы государственного лесного фонда. Однако, данное обстоятельство не препятствовало отнесению земельного участка к определенной категории земель.
Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 29 июня 2022 года административный иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 10 октября 2022 года решение суда отменено, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 17 января 2023 года, Р.Ю.В. просит отменить апелляционное определение, принять новый судебный акт об удовлетворении административного иска. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, настаивает на незаконности оспариваемого решения Администрации, считает, что судом апелляционной инстанции неверно применен материальный закон.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, на основании постановления главы администрации Солнечногорского района Московской области от 17 сентября 1992 года N 521 "О выделении земельного участка для строительства жилого дома в "адрес"" Р.Ю.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 1233 кв.м, категория земель: категория не установлена, разрешенное использование: для строительства жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
Право собственности Р.Ю.В. на земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) 26 сентября 2019 года.
В соответствии с информацией комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от 25 ноября 20221 года земельный участок расположен вне границ населенного пункта в функциональной зоне СХ2, предназначенной для ведения садоводства и огородничества. Земельный участок имеет полное пересечение с границами лесничества.
По заявлению Р.Ю.В. комитетом лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) принято решение от 7 декабря 2021 года об отказе в предоставлении государственной услуги в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ) в связи с наличием противоречивых сведений в заявлении и приложенных к нему документах. В разъяснении причин отказа отмечено, что правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на объект недвижимости, указанные в запросе, отсутствуют в ЕГРН.
Р.Ю.В. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении муниципальной услуги "Отнесение земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к определенной категории".
Решением Администрация от 18 марта 2022 года N N в предоставлении муниципальной услуги отказано в связи с наложением границ на земельные участки государственного лесного фонда. В разъяснении причин отказа отмечено, что границы земельного участка частично пересекают границы лесного фонда (площадь пересечения - 203, 5 кв.м). Заявителю рекомендовано обратиться в Комитет для применения норм Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ в отношении принадлежащего на праве собственности земельного участка.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, городской суд исходил из того, что сведения Государственного лесного реестра, не соответствующие сведениям ЕГРН, не препятствуют кадастровому учету объектов недвижимости, регистрации прав на них, отнесению земельного участка к определенной категории.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции указал, что согласно данным Государственного лесного реестра земельный участок отнесен к категории земель лесного фонда, правовых оснований для установления категории "Земли населенных пунктов" не имелось. Судом отмечено, что отнесение земельного участка к нескольким категориям земель не допускается, полномочия по предоставлению земельных участков в границах земель лесного фонда, по управлению и распоряжению государственной собственностью осуществляет Рослесхоз.
Судом отмечено, что Р.Ю.В. был выделен земельный участок, расположенный в границах населенного пункта - "адрес", без описания местоположения границ земельного участка, однако земельный участок, в отношении которого подано заявление, расположен вне границ населенного пункта.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в частности - земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли лесного фонда (подпункты 1, 2, 5).
Вопросы отнесения земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории урегулированы статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель), которая подлежит применению к спорным правоотношениям в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ.
Данной статьей предусмотрено, что отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным (часть 1).
В случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (часть 3).
Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями ЕГРН, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года был, в частности, предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка (пункт 2 части 4).
В случае, если категория земель не указана в Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учетом требований части 12 настоящей статьи. Указанное правило применяется независимо от наличия в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации и (или) лесоустроительной документации сведений о нахождении земельного участка в границах земель лесного фонда (часть 11).
Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка (часть 12).
Таким образом, наличие в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации и (или) лесоустроительной документации сведений о нахождении земельного участка в границах земель лесного фонда само по себе не препятствует принятию решения об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся. Органом, уполномоченным на принятие такого решения, является орган местного самоуправления городского округа или муниципального района (часть 11 статьи 14 Закона о переводе земель). Указанное не было учтено судом апелляционной инстанции.
Ссылки суда апелляционной инстанции на то, что Р.Ю.В. был выделен земельный участок, расположенный в границах населенного пункта, однако земельный участок, в отношении которого подано заявление, расположен вне границ населенного пункта, приведены без установления каких-либо обстоятельств, которые согласно приведенным положениям статьи 14 Закона о переводе земель являются значимыми для проверки правомерности оспариваемого решения. Заявление Р.Ю.В. подано в отношении земельного участка, право на который за ним зарегистрировано в ЕГРН. В случае неправомерной регистрации за Р.Ю.В. права на земельный участок вне границ населенного пункта (на землях лесного фонда) Рослесхоз не лишен возможности обратиться в суд с соответствующим иском в защиту интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
Указание суда апелляционной инстанции на расположение земельного участка вне границ населенного пункта само по себе не препятствует принятию решения об отнесении земельного участка к землям определенной категории. При наличии условий, предусмотренных частью 4 статьи 14 Закона о переводе земель, земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях.
Данных о том, что Р.Ю.В. просил отнести земельный участок именно к землям населенных пунктов, судами не установлено, заявление о предоставлении муниципальной услуги, по которому принято оспариваемое решение, в материалах дела отсутствует, меры по его истребованию судом апелляционной инстанции не предприняты.
Таким образом, фактические обстоятельства, приведенные судом апелляционной инстанции в обоснование отказа в удовлетворении административного иска, сами по себе не свидетельствуют о законности оспариваемого решения органа местного самоуправления городского округа и наличии препятствий для отнесении земельного участка к землям определенной категории.
С учетом изложенного апелляционное определение подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 10 октября 2022 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Московский областной суд.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 21 марта 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.