Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронов В.А., рассмотрев в порядке статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на определение судьи Советского районного суда города Тулы от 5 сентября 2022 года и апелляционное определение судьи Тульского областного суда от 29 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению М.В.С. к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
решением Советского районного суда города Тулы от 1 июля 2022 года административный иск удовлетворен.
Копия решения суда направлена в адрес министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - Министерство) электронной почтой 5 июля 2022 года.
Апелляционная жалоба подана Министерством в электронном виде 12 августа 2022 года, к жалобе приложено заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока на ее подачу.
Определением судьи Советского районного суда города Тулы от 5 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Тульского областного суда от 29 ноября 2022 года, отказано в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 7 февраля 2023 года, Министерство просит отменить состоявшиеся судебные постановления, принять по делу новый судебный акт. Считает ошибочным указания судов о подаче жалобы 25 августа 2022 года и последовавший за этим вывод о пропуске без уважительных причин срока на обращение с апелляционной жалобой, который пропущен незначительно.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу такие нарушения допущены судами.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод (часть 1 статьи 46).
Право на судебную защиту подразумевает создание условий для эффективного и справедливого разбирательства дела, реализуемых в процессуальных формах, регламентированных федеральным законом, а также возможность пересмотреть ошибочный судебный акт в целях восстановления в правах посредством правосудия. Одной из задач административного судопроизводства является обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 1 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены настоящим Кодексом.
В силу положений части 1 статьи 95, части 2 статьи 302 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок подачи апелляционной жалобы, пропущенный по уважительным причинам лицом, обратившимся с такой жалобой, по заявлению указанного лица может быть восстановлен судом первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока, суд исходил из того, что представитель Министерства присутствовал в судебном заседании 1 июля 2022 года, копия решения суда направлена в адрес Министерства посредством электронной почты 5 июля 2022 года, а 8 августа 2022 года - посредством почтовой связи, апелляционная жалоба подана лишь 25 августа 2022 года со значительным пропуском срока обжалования.
Выводы судов не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.
Присутствие представителя Министерства в судебном заседании 1 июля 2022 года, в котором оглашена резолютивная часть судебного акта, не имеет правового значения для исчисления срока на апелляционное обжалование, поскольку указанный срок в соответствии с частью 1 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации исчисляется со дня принятия решения суда в окончательной форме. Сведения о дате принятия решения суда в окончательной форме в обжалуемом решении не приведены.
Указания судов о том, что апелляционная жалоба подана лишь 25 августа 2022 года со значительным пропуском срока обжалования, опровергаются имеющимися в материалах дела документами. Согласно квитанции об отправке апелляционная жалоба (заявление) с приложением ходатайства о восстановлении процессуального срока направлены 12 августа 2022 года (л.д. 89).
Таким образом, положенные в основу обжалуемых судебных постановлений выводы о значительном пропуске срока обжалования не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, при разрешении вопроса о восстановлении процессуального срока суды не учли положения процессуального закона, предусматривающие исчисление данного срока со дня принятия решения суда в окончательной форме. Допущенные нарушения являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая незначительность пропуска процессуального срока и недопустимость ограничения права на доступ к правосудию, суд кассационной инстанции считает необходимым восстановить срок апелляционного обжалования.
Руководствуясь статьями 327.1, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение судьи Советского районного суда города Тулы от 5 сентября 2022 года и апелляционное определение судьи Тульского областного суда от 29 ноября 2022 года отменить.
Восстановить министерству имущественных и земельных отношений Тульской области срок на подачу апелляционной жалобы на решение Советского районного суда города Тулы от 1 июля 2022 года.
Дело направить в Советский районный суд города Тулы для выполнения требований статьи 302 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Судья В.А. Софронов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.