Дата вступления в законную силу - 29 августа 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего cудьи Веркошанской Т.А, судей Козловской Е.В. и Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Региональной общественной организации "Волгоградский союз потребителей" в интересах Носковой Н. В. к обществу с ограниченной ответственностью "Союз Профи Эксперт" о защите прав потребителей
по кассационной жалобе региональной общественной организации "Волгоградский союз потребителей" на решение Яковлевского районного суда Белгородской области от 17 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 12 апреля 2022 года
заслушав доклад судьи Шароновой Е.С, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Региональная общественная организация "Волгоградский союз потребителей" (далее также РОО "ВСП") обратилась в суд с иском в интересах Носковой Н.В. к Обществу с ограниченной ответственностью "Союз Профи Эксперт" (далее также ООО "Союз Профи Эксперт") о взыскании денежных средств, уплаченных по договору публичной оферты по программе обслуживания " "данные изъяты"" в размере "данные изъяты" рублей, неустойки за период с 11 октября 2021 года по день вынесения судом решения, компенсации морального вреда в размере "данные изъяты" рублей, штрафа.
Требования мотивированы тем, что при подписании заявления о присоединении к договору публичной оферты ООО "Союз Профи Эксперт" по программе обслуживания " "данные изъяты"" до потребителя не была доведена полная и достоверная информация о товаре, предусмотренная действующим законодательством.
Решением Яковлевского районного суда Белгородской области от 17 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 12 апреля 2022 года, в удовлетворении исковых требований, заявленных РОО "ВСП" в интересах Носковой Н.В, отказано.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, указывая на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и на нарушение норм материального права.
Такого характера нарушения допущены при рассмотрении настоящего дела.
Как усматривается из материалов дела и состоявшихся по нему судебных постановлений, 15 сентября 2021 года Носкова Н.В. подписала заявление о присоединении к договору публичной оферты ООО "Союз Профи Эксперт" по программе обслуживания " "данные изъяты"" (долее договор), на основании которого ей была выдана карта " "данные изъяты"", предоставляющая право на получение доступа к круглосуточному бесплатному сервису технической, эвакуационной и иной помощи, оказание справочно-консультационных, юридических услуг владельцам автотранспортных средств - держателям карты, а также непериодическое издание первого тома из серии книг " "данные изъяты"", содержащееся на электронном носителе (USB flash накопителе). Стоимость карты " "данные изъяты"" составила "данные изъяты" рублей, из которых стоимость услуг по круглосуточному бесплатному сервису технической, эвакуационной и иной помощи, оказание справочно-консультационных, юридических услуг - 5% от стоимости карты, стоимость непериодического издания первого тома из серии книг " "данные изъяты"" - 95% от стоимости карты.
15 сентября 2021 года ответчику была перечислена денежная сумма в размере "данные изъяты" рублей в счет оплаты стоимости подключения к программе обслуживания " "данные изъяты"".
23 сентября 2021 года Носкова Н.В. направила в адрес ООО "Союз Профи Эксперт" заявление об одностороннем отказе от договора и возврате денежных средств в сумме "данные изъяты" рублей.
28 сентября 2021 года Носковой Н.В. были возвращены денежные средства в размере "данные изъяты" рублей.
Разрешая спор, руководствуясь статьями 421, 431, 454 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Носковой Н.В. была предоставлена полная и достоверная информация о товаре при заключении договора, приобретенное ею непериодическое издание на электронном носителе входит в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2463, и в отношении такого товара потребитель имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченных денежных средств только при обнаружении недостатков (дефектов). При этом суд указал, что основанием заявленного иска не является наличие недостатка в товаре, каких-либо достоверных, допустимых и достаточных доказательств навязывания услуги по приобретению товара суду не представлено и таких обстоятельств в ходе рассмотрения дела не установлено.
Суд апелляционной инстанции нашел выводы суда первой инстанции правильными
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит, что с выводами судов первой и апелляционной инстанций согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
На основании статьи 9 Федерального закона от 26 января 1996 года N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом о защите прав потребителей и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В пункте 2 той же статьи содержится перечень тех сведений, которые должна в обязательном порядке содержать информация о товаре, доводимая изготовителем (исполнителем, продавцом) до потребителя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 указанного закона информация, предусмотренная пунктом 2 данной статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг); информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Из приведённой нормы закона следует, что на продавце лежит обязанность по предоставлению потребителю информации о товаре, обеспечивающей возможность его правильного выбора.
Установленный данной нормой обязательный перечень информации не является исчерпывающим и не освобождает продавца от предоставления иной информации, если она имеет значение для указанного в пункте 1 статьи 10 правильного выбора товара потребителем.
Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, владельца агрегатора) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге) установлена статьей 12 Закона о защите прав потребителей
Таким образом, действующее законодательство обязывает продавца предоставить потребителю своевременно (то есть до заключения соответствующего договора) такую информацию о товаре, которая обеспечивала бы возможность свободного и правильного выбора товара покупателем, исключающего возникновение у последнего какого-либо сомнения не только относительно потребительских свойств и характеристик товара, правил и условий его эффективного использования, но и относительно юридически значимых фактов о товаре, о которых продавец знал или не мог не знать.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При этом распределение бремени доказывания юридически значимых обстоятельств при разрешении спора, вытекающего из правоотношений между продавцом товара и потребителем, должно быть произведено на основании статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 28 и 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", согласно которым наличие оснований для освобождения от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства должен доказать продавец.
Согласно части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Таким образом, деятельность суда заключается в даче правовой оценки заявленным требованиям и в создании условий для объективного рассмотрения дела, что обусловливает необходимость правильного установления предмета и основания иска.
В рассматриваемом случае юридически значимым обстоятельством, имеющим существенное значение для разрешения спора, являлось выяснение судом вопроса о том, была ли Носковой Н.В. до заключения договора предоставлена информация о товаре, которая обеспечивала бы возможность свободного и правильного выбора.
Именно от выяснения указанных обстоятельств зависело решение судом вопроса об удовлетворении или отказе в удовлетворении исковых требований.
Однако, суд первой инстанции указанные обстоятельства не исследовал и оценку доводам истца о непредоставлении информации о товаре, в данном случае - непериодическом издании на электронном носителе, не дал, отклонив доводы истца со ссылкой на то, что такая информация доведена до Носковой Н.В. в пункте 4 договора.
Между тем, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (статья 431 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из буквального толкования слов и выражений, содержащихся в пункте 4 договора, не следует, что до Носковой Н.В. доводилась информация о потребительских свойствах непериодического издания на электронном носителе, обеспечивающая возможность его правильного выбора.
Оценка доказательствам, подтверждающим надлежащее исполнение обязательств по договору в соответствии со статьей 10 Закона о защите прав потребителей, которые с учетом бремени доказывания обязан был представить ответчик, в решении суда первой инстанции не приведена, что не соответствует требованиям статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Также судом первой инстанции не учтено, что в отношении непериодических изданий нормативными актами установлен ряд обязательных требований к их реализации, в частности, при продаже изданий, воспроизведенных на технических носителях информации, продавец обязан иметь соответствующее техническое оснащение в целях ознакомления с содержанием предлагаемых к продаже непериодических изданий и проверки качества оплаченных товаров (пункт 64 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2463).
Вместе с тем, каких-либо суждений о том, что у ответчика имелось соответствующее техническое оснащение для беспрепятственного ознакомления с содержанием непериодического издания, воспроизведенного на электронном носителе, а также проверки качества оплаченного товара, и до заключения договора оно было беспрепятственно предоставлено истцу, в обжалуемых судебных постановлениях не содержится.
Таким образом, в нарушение указаний закона и разъяснений по его применению обязанность доказывать непредоставление надлежащей информации о товаре фактически была возложена на не обладающего специальными познаниями истца, в то время как факт предоставления надлежащей информации о товаре в доступной для истца форме обязан был доказывать ответчик.
Кроме того, судом первой инстанции не принято во внимание, что истцу в рамках договора, предметом которого являлось предоставление услуг владельцам транспортных средств, был реализован товар - непериодическое издание на электронном носителе, в электронном файле которого содержался текст комментария к статьям Семейного кодекса Российской Федерации, не имеющий отношения к указанным услугам. При этом размер стоимости данного товара ("данные изъяты" рублей) многократно превышал стоимость самих услуг "данные изъяты" рублей).
Из правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утвержденном. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15 ноября 2017 года, следует, что злоупотребление доверием потребителя при предоставлении ему информации о товаре недопустимо.
При таких обстоятельствах суду первой инстанции применительно к требованиям статьи 10 Закона о защите прав потребителей надлежало дать оценку доводам истца о реализации ответчиком в рамках договора оказания услуг владельцам транспортных средств, товара, не имеющего отношения к указанным услугам.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Допущенные судом первой инстанции нарушения судом апелляционной инстанции устранены не были.
С учетом изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 12 апреля 2022 года подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.5-379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 12 апреля 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.