N 88-5266/2023
г. Саратов 03 марта 2023 года
Первый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Павловой Е.А, рассмотрев гражданское дело N 2-1509/2021 по иску акционерного общества "Чистая планета" к ФИО1 о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, по кассационной жалобе ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка N 67 Бежицкого судебного района г. Брянска от 18 ноября 2021 года, апелляционное определение Бежицкого районного суда г. Брянска от 14 сентября 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
АО "Чистая планета" обратилось к мировому судье с иском к ФИО1, в котором просило взыскать с ответчика в их пользу сумму задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 969 руб. 03 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 руб.
Решением мирового судьи судебного участка N 67 Бежицкого судебного района г. Брянска от 18 ноября 2021 г. исковые требования АО "Чистая планета" удовлетворены.
С ФИО1 в пользу АО "Чистая планета" взыскана задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 969 руб. 03 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 руб, а всего 7 369 руб. 03 коп.
Апелляционным определением Бежицкого районного суда г. Брянска от 14 сентября 2002 г. вышеуказанное решение мирового судьи оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене оспариваемых судебных постановлений. Считает, что судами нарушены нормы права, дана неверная оценка представленным доказательствам и обстоятельствам.
Кассационная жалоба в силу ч. 10 ст. 379.5 ГПК РФ рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, АО "Чистая планета" обладает статусом Регионального оператора по обращению с отходами на территории Брянской области на основании Соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных с Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области в соответствии со ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости ФИО1 является собственником нежилого помещения N в "адрес" в "адрес", площадью 18, 9 кв.м, (право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ).
По данным Бежицкой администрации г. Брянска (N от ДД.ММ.ГГГГ) по указанному адресу расположен магазин "Мир крепежа" ИП ФИО4 и хозяйственная деятельность ведется с ДД.ММ.ГГГГ.
Факт ведения хозяйственной деятельности по данному адресу в спорный период подтверждается также копией договора безвозмездного пользования нежилым помещением и актом приема-передачи помещений между ФИО1 и ООО "Чекан" от ДД.ММ.ГГГГ.
По данным ИФНС России по г. Брянску ИП ФИО4 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ представлены налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) за 1 ДД.ММ.ГГГГ с отражением налоговой базы (дохода), по которым предпринимательская деятельность осуществлялась по адресу: "адрес". Фактом подтверждения ведения финансово - хозяйственной деятельности за указанный период по данному адресу является представление налоговых деклараций по ЕНВД.
Ключевым моментом для определения субъекта правоотношений, на которого и возложена обязанность по заключению договора с региональным оператором, является то, что вышеуказанное помещение находится в многоквартирном доме. Для указанных объектов образования ТКО законодателем предусмотрена специальная норма.
Обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО в силу закона возложена на ФИО1
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка N 67 Бежицкого судебного района г. Брянска был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, который был отменен определением мирового судьи судебного участка N 67 Бежицкого судебного района г. Брянска от 27.05.2021 г. по ее заявлению.
При рассмотрении дела установлено, что расчет задолженности за спорный период истцом производился согласно п. 148(38) Правил предоставления коммунальных услуг на основании формулы 9(5) приложения N данных Правил и в соответствии с нормативами накопления ТКО на территории Брянской области и едиными тарифами, утвержденными соответствующими приказами.
Истцом при определении размера задолженности за спорный период применены нормативы накопления ТКО на территории Брянской области, утвержденные Приказом департамента природных ресурсов и экологии Брянской области N от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом внесенных изменений Приказом департамента природных ресурсов и экологии Брянской области N от ДД.ММ.ГГГГ и единые тарифы, утвержденные Приказом управления государственного регулирования тарифов Брянской области N- тко от ДД.ММ.ГГГГ.
Из Соглашения N между департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области и региональным оператором N (зона деятельности - районы северной, восточной и южной частей Брянской области) по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ОАО "Чистая планета" (Региональный оператор N) приняло на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с ТКО. Региональный оператор N обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Брянской области в пределах зоны деятельности. Зоной деятельности Регионального оператора N является, в том числе Муниципальное образование "г. Брянск". Срок начала деятельности регионального оператора N - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящем случае предложение о заключении договора опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в газете "Брянский рабочий", в издании "Учительская газета", а также размещено на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", следовательно, в отсутствие двустороннего договора, в соответствии с п. 8 (17) Правил N, правоотношения сторон регулируются типовым договором.
Во исполнение данного соглашения между АО "Чистая планета" и ООО "Володарка 17" были заключены договоры на оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов N от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и N от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Оказание услуги по транспортированию ТКО ООО "Володарка 17" в рамках вышеуказанных договоров подтверждается копиями актов оказания услуг по транспортированию ТКО с мест накопления отходов у населения, которые подписаны уполномоченными лицами и их подписи заверены печатями. При этом, отсутствие в актах дат их составления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не влияет на объем оказанных услуг и не является основанием для признания данных актов недопустимыми доказательствами по делу.
Приказом Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области N от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Приказа от ДД.ММ.ГГГГ N) установлены нормативы скопления твердых коммунальных отходов на территории Брянской области, которые применяются к потребителям в соответствии с видом деятельности.
Действующим законодательством предполагается, что при осуществлении торговой деятельности образуются твердые коммунальные отходы, что объективно требует их складирования в контейнер в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Расчет платы за обращение с ТКО при изложенных обстоятельствах возможен только в соответствии с среднегодовыми нормативами образования ТКО, установленных для предприятий торговли (продовольственный магазин).
По итогам конкурсного отбора по зонам деятельности N (районы северной, восточной, южной частей Брянской области) и N (районы западной части Брянской области) АО "Чистая планета" присвоен статус регионального оператора N и N.
Учитывая выше изложенное, на ответчика, как собственника нежилого помещения, возложена обязанность по внесению платы за услугу по обращению с ТКО с ДД.ММ.ГГГГ, которая определяется расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
По смыслу раздела I (1) Правил N инициатива вступления в обязательство по обращению с ТКО, а также его исполнению должна исходить от потребителя. Если такая инициатива не проявлена, то это, во-первых, не освобождает потребителя от внесения платы региональному оператору, во-вторых, не свидетельствует о неоказании услуг региональным оператором, а, напротив, может говорить о неконтролируемом вывозе ТКО на общедоступные площадки (в контейнеры) иных лиц, откуда ТКО попадают к региональному оператору иным путем.
Согласно положениям Территориальной схемы все ТКО, образованные на территории Брянской области, подлежат транспортированию посредством услуг регионального оператора. Пунктом 9 Правил N 1156 установлено, что потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
То есть, потребители осуществляют складирование ТКО в местах накопления, предусмотренных схемой обращения с отходами - Территориальной схемой. Согласно подпункту "б" пункта 10 Правил N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках.
Учитывая вышеизложенное, исходя из положений Территориальной схемы потребителям, являющимся в любом случае образователями ТКО, складирующими отходы в местах накопления на территории населенного пункта, Региональным оператором оказывается услуга по обращению с ТКО, так как потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению. Вывоз ТКО с мест накопления ТКО на территории Бежицкого района г. Брянска производится Региональным оператором с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Территориальной схемой в установленные действующим законодательством сроки, следовательно, услугой по обращению с ТКО, предоставляемой Региональным оператором, ответчик пользовался в полном объеме - складирование ТКО могло осуществляться ответчиком в любые контейнеры на любой контейнерной площадке (в любом месте накопления ТКО), расположенной на территории Бежицкого района г. Брянска, в том числе на наиболее близко расположенной к эксплуатируемому ответчиком объекту - источнику образования ТКО, контейнерной площадке.
Как следует из разъяснений, содержащихся в ответе на вопрос N 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 г, в отсутствие между арендатором нежилого помещения и исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией) договора, заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате коммунальных услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения. Указанные разъяснения применимы и к обязанности по внесению платы за услуги по сбору, транспортировке и размещению ТКО.
Факт оказания услуг ответчику подтверждается графиками вывоза ТКО с территории Бежицкого района г. Брянска, где осуществляет хозяйственную деятельность ответчик.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с ответчика задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в заявленном истцом размере, поскольку факт оказания истцом услуг ответчику подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, а также с учетом отсутствия договорных отношений между арендатором и поставщиком услуг, в свою очередь ответчик обязанность по их оплате не исполнял.
С данным выводом суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, признав его законным и обоснованным, соответствующим действующему законодательству.
Согласно частям 1, 2, 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления" региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Положения Федерального закона N 89-ФЗ предусматривает, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Помимо регионального оператора и его операторов никто не вправе оказывать услуги по обращению с ТКО на определенной ему территории, указанной в соответствующей лицензии.
В соответствии с положениями Федерального закона N 89-ФЗ, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. N 641", заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным, и собственник ТКО не вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным для собственника ТКО.
Из положений статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ, а также Правил N 1156 следует, что правоотношении между региональным оператором и потребителем (отходообразователем) могут возникать в силу подписания соответствующего договора в письменной форме, а также в силу закона.
В данном случае Правила N 1156 разъясняют, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашения и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период, исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8.18 Правил N 1156).
Согласно пункту 8(15) Правил N 1156 в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Пункт 8(17) Правил N 1156 предусматривает, что в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО является частью бремени содержания имущества, что следует также из содержания пункта 148(11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, и критериев для расчета нормативов накопления ТКО. Собственниками ТКО, обязанными заключить договор с региональными операторами являются лица, в результате деятельности которых образовались эти отходы либо уполномоченные ими лица в интересах собственников ТКО.
Региональный оператор за спорный период времени оказал ответчику услуги по вывозу ТКО, что подтверждено материалами дела. Расчет платы за вывоз ТКО произведен истцом, исходя из норматива накопления, установленного в законодательном порядке, по спорному объекту.
Поскольку доказательств того, что оказание аналогичных услуг по спорному адресу производилось иным лицом, либо выполнялось самим ответчиком без привлечения сторонних лиц, в материалы дела не представлено, суд пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Оценка представленных в материалы дела доказательств, произведена судами первой и апелляционной инстанций, в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом представленных сторонами доказательств, не является основанием для отмены постановлений в кассационном порядке.
Фактическое оказание услуги потребителю предполагает возникновение у него обязанности по ее оплате.
В целом доводы, приведенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание выводов судов по фактическим обстоятельствам спора, исследованных судами и получивших должную правовую оценку, тогда как в силу части 3 статьи 390 ГПК РФ при рассмотрении дела в порядке кассационного производства суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Таким образом, проверив судебные постановления в пределах доводов жалобы, законных оснований для их отмены не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 67 Бежицкого судебного района г. Брянска от 18 ноября 2021 года, апелляционное определение Бежицкого районного суда г. Брянска от 14 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Е.А. Павлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.