Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Вишневской В.Д, Шеховцовой Ю.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по иску Лесовик Ирины Васильевны к ГУ МВД России по Воронежской области о взыскании денежных средств, по кассационной жалобе Лесовик Ирины Васильевны
на решение Центрального районного суда г.Воронежа от 21 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 8 ноября 2022 г, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Вишневской В.Д,
УСТАНОВИЛА:
Лесовик И.В. обратилась в суд с иском к ГУ МВД России по Воронежской области о взыскании денежных средств.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 21 июня 2022 г. в удовлетворении исковых требований Лесовик И.В. отказано. С Лесовик И.В. в доход муниципального образования городской округ город Воронеж взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 8 ноября 2022г. решение Центрального районного суда г.Воронежа от 21 июня 2022 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Лесовик И.В. - без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Лесовик И.В. просит отменить решение Центрального районного суда г.Воронежа от 21 июня 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 8 ноября 2022 г, ссылаясь на нарушения судами норм материального и процессуального права.
Лесовик И.В, ГУ МВД России по Воронежской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились, в связи с чем, руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены по делу судами первой и апелляционной инстанции.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 11.06.2019г. умер Усков В.К, ветеран Великой Отечественной войны, сотрудник МВД.
06.10.2021 Лесовик И.В. обратилась к начальнику ОПО ЦФО ГУ МВД России по Воронежской области с заявлением о возмещении расходов по изготовлению надгробного памятника на месте захоронения ее дедушки Ускова В.К, приложив документы, предусмотренные Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N, в числе прочего, документы, подтверждающие произведенные расходы.
Из копии квитанции N (справка по форме БО-13 (01)) следует, что Лесовик И.В. оказаны ИП Морозовым О.Ю. услуги по изготовлению надгробного памятника в сумме 30828 руб, из них: памятник - 8500 руб, подставка - 3400 руб, цветник - 2 500 руб, гравировка знаков размера - 1152 руб, гравировка портрета - 5800 руб, гравировка креста - 400 руб, гравировка свечи - 450 руб, гравировка эпитафия - 576 руб, установка памятника - 3500 руб, установка цветника - 550 руб, транспорт - 4000 руб.
29.10.2021 ответчиком произведена Лесовик И.В. выплата компенсации "Возмещение расходов на изготовление и установку надгробных памятников" в размере 26378 руб.
22.11.2021 в отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Воронежской области поступило заявление Лесовик И.В. с просьбой произвести полное возмещение затрат на изготовление и установку надгробного памятника.
Письмом ГУ МВД России по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ N Лесовик И.В. сообщено, что в квитанции серии БО-13(01) N от 05.09.2021 указан прейскурант выполненных работ по изготовлению и установке надгробного памятника Ускову В.К. на общую сумму 30 828 рублей, в числе которых транспорт (4000 рублей) и гравировка свечи (450 рублей). Однако данные виды услуг не входят по Постановлению в перечень норм расходов денежных средств.
Разрешая спор и отказывая Лесовик И.В. во взыскании с ГУ МВД по Воронежской области денежных средств в размере 4450 рублей, суд первой инстанции со ссылкой на нормы Федерального закона от 12.01.1996г. N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", а также на Постановление Правительства РФ от 06.05.1994 N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, государственной противопожарной службы и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (со службы в указанных органах, войсках и учреждениях, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции), а также на изготовление и установку надгробных памятников", исходил из того, что возмещение расходов на гравировку свечи, которая не является религиозным символом, а также расходов на перевозку памятника к месту захоронения законодательством не предусмотрено, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии оснований для возмещения истцу данных расходов.
С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, указав, что возмещение расходов на изготовление и установку памятника является предоставляемой государством компенсацией данных расходов, перечень которых определен. При этом родственники или лица, взявшие на себя организацию увековечивания памяти, не лишены права самостоятельно за свой счет получать дополнительные услуги по изготовлению и установке надгробий, в том числе транспортировку памятника в иную местность.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что в настоящем деле судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных организаций, граждан, призванных на военные сборы.
Условия и порядок возмещения расходов на погребение установлен Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, государственной противопожарной службы и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (со службы в указанных органах, войсках и учреждениях, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции), а также на изготовление и установку надгробных памятников".
В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 06.05.1994 N460 за счет средств федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения осуществляется погребение ветеранов военной службы, участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы (службы).
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.1994 N460 установлены нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку за счет средств федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения: погибшим (умершим) военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, курсантам военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования до заключения контракта, гражданам, призванным на военные сборы, курсантам и слушателям образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, участникам Великой Отечественной войны, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны (кроме проходивших службу в действующей армии в качестве военнослужащих), - до 28 178 рублей (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).
Порядок оплаты ритуальных услуг, расходов за изготовление и установку надгробных памятников, а также размеры данных выплат урегулированы Инструкцией о порядке погребения погибших (умерших) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел, оплаты ритуальных услуг, изготовления и установки надгробных памятников, утвержденной приказом МВД России от 31.12.2002 N 1272.
В соответствии с п.32 Инструкции погребение погибших (умерших) сотрудников и лиц, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, производится за счет средств, выделяемых Министерству внутренних дел Российской Федерации из федерального бюджета. Оплате подлежат следующие ритуальные услуги: оформление документов, необходимых для погребения умершего; перевозка умершего в морг, услуги морга, в том числе услуги по бальзамированию; предоставление и доставка гроба, урны, венка; текстильное убранство гроба (наружная и внутренняя обивка, подушка и покрывало), а также белые тапочки; перевозка тела (останков) к месту погребения (кремации); подготовка места захоронения; погребение (кремация).
Согласно пункту 37 Инструкции возмещение расходов денежных средств на изготовление и установку надгробных памятников, в том числе содержащих мемориальную информацию о лицах, в честь которых они установлены (фамилия, имя, отчество (при наличии) захороненного, даты рождения и смерти, изображения трудовых, боевых и религиозных символов, эпитафия), производится родственникам погибших (умерших) или лицам (юридическим и физическим), взявшим на себя организацию увековечивания памяти, по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации.
Учитывая, что приведенными нормативными положениями установлен особый порядок погребения погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также иных категорий ветеранов с учетом заслуг этих лиц по защите Отечества и безупречной военной службы, судебная коллегия считает, что судами первой и апелляционной инстанции приведенные правовые нормы при рассмотрении спора в полном объеме не учтены.
Принимая решение об отказе во взыскании расходов по транспортировке памятника к месту захоронения, суды исходили из того, что возмещение расходов конкретно на транспортировку законом не предусмотрено, но необоснованно не учли, что законом предусмотрена оплата расходов по установке памятника.
В данном случае с учетом заявленных требований, судам надлежало дать оценку доводам истца о том, что в установку памятника входит не только его изготовление, но и доставка к месту установки и непосредственно установка, поскольку изготовление памятника не происходит в месте его установки на могиле.
Кроме того, отказывая во взыскании расходов на гравировку свечи суды указали, что данный символ не является религиозным и не подлежит оплате, но мотивировку данного вывода не привели и не дали оценки доводам истца о том, что фактически свеча относится к символам скорби и памяти и ее гравировка на памятнике ветерана ВОВ не нарушает законодательство о погребении и похоронном деле.
Учитывая, что в данном случае памятник установлен и это обстоятельство не оспаривается ответчиком, а также учитывая, что установление памятника за счет средств федерального бюджета является гарантируемой государством льготой и носит компенсационный характер, вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для возмещения истцу расходов в пределах установленных законом сумм, не основан на законе и материалах дела.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г.Воронежа от 21 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 8 ноября 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Центральный районный суд г.Воронежа.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.