Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шостак Р.Н, судей Коробченко Н.В, Гольман С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Калужского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области, Государственному предприятию Калужской области "Калугаоблводоканал" о возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области на решение Калужского районного суда Калужской области от 7 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 20 октября 2022 года, заслушав доклад судьи Шостак Р.Н, выслушав объяснения прокурора Серебрякова А.А, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, изучив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
заместитель Калужского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области, Государственному предприятию (далее - ГП) Калужской области "Калугаоблводоканал" о возложении обязанности провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод, в обоснование заявленных требований указав, что Калужской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведенной проверки установлено, что комплекс очистных сооружений не обеспечивает надлежащую очистку сбрасываемых сточных вод в р. Ока до требований природоохранного законодательства, в связи с чем необходима реконструкция.
Заместитель Калужского межрайонного природоохранного прокурора просил суд возложить на ГП Калужской области "Калугаоблводаканал" обязанность в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений канализации "адрес", до достижения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, установленных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации N 552 от 13 декабря 2016 года "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного назначения, в том числе нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения", возложить на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области обязанность организовать финансовое обеспечение указанных мероприятий.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 7 июня 2022 года исковые требования заместителя Калужского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены.
На ГП Калужской области "Калугаоблводаканал" возложена обязанность в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений канализации "адрес", до достижения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, установленных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации N 552 от 13 декабря 2016 года "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения".
На Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области возложена обязанность организовать финансовое обеспечение указанных мероприятий.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 20 октября 2022 года решение Калужского районного суда Калужской области от 7 июня 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области просит отменить решение Калужского районного суда Калужской области от 7 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 20 октября 2022 года, в части разрешения требований, заявленных к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства, как незаконные.
В возражениях на кассационную жалобу заместитель Калужского межрайонного природоохранного прокурора просит оставить жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему делу допущено не было.
Судами установлено, что прокуратурой в связи с публикацией в сети Интернет информации о сбросе неочищенных канализационных стоков в р. "адрес" проведена проверка соблюдения требований действующего природоохранного законодательства об охране окружающей среды при водоотведении.
В ходе проверки установлено, что государственным предприятием Калужской области "Калугаоблводоканал" в процессе эксплуатации комплекса очистных сооружений канализации, расположенного в "адрес", осуществляется сброс с очистных сооружений, расположенных в указанном населенном пункте, сточных вод в р. "адрес", с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, что свидетельствует о неэффективной работе сооружений.
Согласно акту от 19 ноября 2021 года в ходе осмотра установлено, что в камере первичных отстойников при осмотре обнаружены пузырьки газа, что свидетельствует об отсутствии минерализатора, в результате чего происходят анаэробные процессы перегнивания ила, при которых возникают вторичные загрязнения сточных вод аммиаком и другими веществами; блоки емкостей очистных сооружений находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют ремонта: бетонные стены осыпаются, имеются трещины, железные конструкции проржавевшие; в первичных и вторичных отстойниках установлен факт выноса активного ила на поверхность и далее в сбросной коллектор сооружений.
Также в акте указано, что специалистами филиала "ФЛАТИ по Калужской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" произведен отбор проб воды в месте сброса сточных вод в р. "адрес" вблизи "адрес" выше и ниже места сброса сточных вод, по результатам лабораторных исследований отобранных вод установлены превышения в месте сброса в р. "адрес" по массовой концентрации взвешенных веществ.
Как следует из материалов дела, сброс сточных вод с очистных сооружений предприятия в водный объект - р. "адрес" осуществляется в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование N N от 15 декабря 2017 года, выданного министерством природных ресурсов и экологии калужской области.
В соответствии с Производственно-технологическим регламентом канализационных очистных сооружений с. Перемышль общими требованиями к сооружениям является обеспечение нормативов качества очистки до установленных нормативов.
Как следует из представленных в материалы дела документов, и не оспаривалось ответчиками, на балансе ГП Калужской области "Калугаоблводоканал" находятся объекты инженерно-технического обеспечения, расположенные в "адрес" и представляющие собой комплекс очистных сооружений канализации.
Из письменного ответа от 10 февраля 2022 года ГП Калужской области "Калугаоблводоканал", адресованного прокуратуре, следует, что очистные сооружения были построены в 1989 году, их реконструкция не проводилась, износ очистных сооружений привел к тому, что без проведения работ по их реконструкции и модернизации достичь требуемых показателей не представляется возможным.
В ходе проведенной проверки установлено, что работа очистных сооружений по указанному адресу осуществляется ненадлежащим образом, что приводит к негативному влиянию на окружающую среду.
ГП Калужской области "Калугаоблводоканал" учреждено министерством экономического развития Калужской области и министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области и является собственностью Калужской области (п. 1.5 Устава ГП Калужской области "Калугаоблводоканал").
Предприятие создано в целях извлечения прибыли, а также для удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности, в том числе - производственной эксплуатации водопроводно-канализационного комплекса городов и населенных пунктов с осуществлением хозяйственной и финансовой деятельности по предоставлению услуг холодного водоснабжения и водоотведения (п. 2.1 и 2.2.1 Устава).
В силу п. 5.1 Устава Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области определяет цели, предмет и виды деятельности Предприятия (пп. "б" п. 5.1.), формирует уставной фонд предприятия (пп. "е" п.5.1.), осуществляет согласование объема и направление использования денежных средств, в случае привлечение их предприятием при осуществлении заимствований (пп. "м" п.5.1.).
Согласно п. 3.1. Устава имущество предприятия находится в государственной собственности Калужской области.
Как следует из письменного ответа от 10 февраля 2022 года ГП Калужской области "Калугаоблводоканал", адресованного прокуратуре, между ГП Калужской области "Калугаоблводоканал" и АО "ДАР/ВОДГЕО" заключен договор N N от 15 июня 2020 года на проведение проектно-изыскательских работ по реконструкции объекта "Очистные сооружения канализации "адрес"" со сроком окончания 1 марта 2021 года, работы по которому продолжаются.
Из указанного письма также следует, что необходимые финансовые вложения на проведение сметно-монтажных работ в настоящее время ГП Калужской области "Калугаоблводаканал" в рамках тарифов на водоотведение отсутствуют, в связи с чем ведется работа с ГП - фондом содействия реформированию ЖКХ по привлечению дополнительных источников денежных средств для финансирования строительно-монтажных работ.
Кроме того, ответчик ГП Калужской области "Калугаоблводоканал" в соответствии с п. 2 ФЗ от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" ГП Калужской области "Калугаоблводоканал" осуществляет закупки товаров, работ, услуг в соответствии с данным законом. Для заключения договора подряда на реконструкцию очистных сооружений ГП Калужской области "Калугаоблводканал" обязано: согласовать сделку, подготовить закупочную документацию, заключить договор на выполнение работ по реконструкции объекта.
Разрешая спор, суды пришли к выводу о нарушении ГП Калужской области "Калугаоблводоканал" природоохранного законодательства ввиду необеспечения надлежащей очистки сбрасываемых в р. "адрес" сточных вод.
В указанной части судебные акты не обжалуются, в связи с чем предметом проверки судебной коллегии не являются.
Возлагая на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области обязанность организовать финансовое обеспечение указанных выше мероприятий, руководствуясь Положением о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области от 16 ноября 2017 года N 660, суды исходили из того, что основными задачами министерства, в частности, являются реализация на территории Калужской области государственной политики в сфере жилищно-коммунального и строительного комплекса (пункт 2.1); формирование и реализация инвестиционной политики и содействие активизации инвестиционной деятельности, совершенствование рынка подрядных и проектных работ в указанных сферах (пункт 2.2).
При этом министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции и полномочия: совместно с другими исполнительными органами государственной власти Калужской области разрабатывает предложения по формированию областного бюджета в части деятельности министерства (пункт 3.4); обосновывает потребности в финансовых средствах, материальных и трудовых ресурсах для реализации государственных программ Калужской области, ведомственных целевых программ и других мероприятий, связанных с деятельностью министерства (пункт 3.5); в порядке, установленном Правительством Калужской области, разрабатывает и реализует государственные программы Калужской области, разрабатывает, обеспечивает реализацию и финансирование, а также утверждает ведомственные целевые программы по вопросам ведения министерства (пункт 3.7); утверждает инвестиционные программы и контролирует их выполнение, в том числе достижение в результате реализации мероприятий инвестиционных программ целевых показателей деятельности организаций, осуществляющих горячее, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (пункт 3.35).
Указанные выводы судов основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и соответствуют материалам дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что полномочия по организации водоотведения сельского поселения и установлению нормативов состава сточных вод возложены на органы местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, несостоятельны, в том числе, учитывая, что заявителем не приведен нормативный акт, на основании которого органам местного самоуправления муниципального района предоставлены полномочия по формированию бюджета или финансированию перечня мероприятий, необходимых в настоящем случае для устранения выявленных нарушений, при этом именно министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области осуществляет функции собственника имущества государственного предприятия - ГП Калужской области "Калугаоблводоканал"
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с принятыми по делу судебными актами и не опровергают выводы судов.
Принимая во внимание, что кассационная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о допущенных судами нарушениях норм права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Калужского районного суда Калужской области от 7 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 20 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.