Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Матросовой Г.В, Булатовой Е.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Хлебалиной Р.С. к Управлению социальной политики Липецкой области, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области
на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 02 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 09 ноября 2022 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В,
УСТАНОВИЛА:
Хлебалина Р.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению социальной политики Липецкой области, Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области (далее - ГУ ОПФР по Липецкой области) о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации.
Судебной коллегией по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции на основании статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена стороны по делу - ГУ ОПФР по Липецкой области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области.
Решением Правобережного районного суда г. Липецка от 02 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 9 ноября 2022 года, за Хлебалиной Р.С. признано право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на ГУ -ОПФР по Липецкой области возложена обязанность назначить Хлебалиной Р.С. ежемесячную денежную компенсацию с 24 августа 2011 года. В удовлетворении исковых требований Хлебалиной Р.С. к Управлению социальной политики Липецкой области о признании права на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную статьей 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", возложении обязанности назначить ежемесячную денежную компенсацию отказано.
В кассационной жалобе, поданной представителем Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области ФИО5, поставлен вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Как следует из материалов дела, Хлебалина Р.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ состояла в зарегистрированном браке с ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 умер.
При жизни ФИО6 была установлена N группа инвалидности, причина инвалидности "увечье, полученное при исполнении обязанностей, связано с аварией на ЧАЭС", он являлся получателем мер социальной поддержки, компенсаций и льгот, установленных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ему ежемесячно выплачивалась сумма в размере 31394 рублей 46 копеек, компенсационная выплата в размере 926 рублей 71 копейки. Кроме того, ФИО6 являлся получателем трудовой пенсии по старости в размере 21207 рублей 62 копеек.
Хлебалина Р.С. с 10 сентября 2010 года является получателем трудовой пенсии по старости, размер которой на момент смерти супруга составлял 8373 рублей 99 копеек.
Судами установлено, что 24 августа 2011 года Хлебалина Р.С. обращалась в департамент социальной защиты населения администрации г. Липецка с заявлением о выдаче удостоверения члена семьи, потерявшего кормильца из числа граждан, перенесших лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, вследствие чернобыльской катастрофы, ставшего инвалидом.
К заявлению были приложены копии паспорта заявителя, свидетельства о заключении брака, свидетельства о смерти, справки МСЭ на имя ФИО6, решения Волгоградского межведомственного экспертного совета от 11 апреля 2000 года N, удостоверения инвалида, справка о составе семьи.
Соответствующее удостоверение было выдано Хлебалиной Р.С.
На обращение истца от 12 января 2021 года о назначении ежемесячной компенсации решением Управления социальной политики Липецкой области от 27 января 2021 года Хлебалиной Р.С. было отказано.
Вступившим в законную силу решением Правобережного районного суда г.Липецка от 29 июля 2021 года за Хлебалиной Р.С. признано право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на Управление социальной политики Липецкой области была возложена обязанность назначить истцу ежемесячную денежную компенсацию с 12 января 2021 года.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о признании за Хлебалиной Р.С. права на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную статьей 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" как нетрудоспособному члену семьи, находившему на иждивении инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, с 24 августа 2011 года, то есть с даты обращения в орган социальной защиты населения с заявлением о выдаче ей удостоверения члена семьи, потерявшего кормильца из числа инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.
При этом исходил из обязанности органов социальной защиты населения разъяснять гражданам вопросы предоставления им предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат, Хлебалина Р.С, обращаясь 24 августа 2011 года в орган социальной защиты населения с заявлением о выдаче ей удостоверения члена семьи, потерявшего кормильца из числа инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, приложила к заявлению полный пакет документов, предусмотренный Порядком выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, достаточный для назначения компенсации.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что орган социальной защиты не выполнил обязанности по предоставлению Хлебалиной Р.С. информации о её праве на получение ежемесячной денежной компенсации, что привело к несвоевременному обращению вдовы ликвидатора последствий аварии на Чернобыльской АЭС с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации.
Отказывая в удовлетворении иска к Управлению социальной политики Липецкой области, суд первой инстанции принял во внимание, что компенсации и другие выплаты, назначенные гражданину органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 01 января 2022 года, предоставляются и выплачиваются Пенсионным фондом Российской Федерации на основании сведений, переданных указанными органами субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав на то, что обязанность по реализации социальной политики Российской Федерации в области социального обеспечения мер социальной защиты (поддержки) в юридически значимый период возложены на органы социальной защиты населения, в рамках исполнения которых его региональные отделения, в том числе, обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к их компетенции.
На момент подачи Хлебалиной Р.С. заявления 24 августа 2011 года действовало Положение о Департаменте социальной защиты населения администрации г. Липецка, утвержденное распоряжением главы администрации г.Липецка от 29 ноября 2005 года N-р, основными задачи Департамента в силу пункта 2.1 Положения являлись в том числе: организация реализации прав ветеранов, инвалидов и других категорий населения на льготы во исполнение федерального и областного законодательства; организация совместно с заинтересованными органами работы по обеспечению назначения и выплаты социальных пособий и компенсаций.
При этом отметил, что граждане, являющиеся членами семьи умершего, при обращении в уполномоченные органы по вопросам осуществления им установленных законодательством Российской Федерации выплат в связи со смертью инвалида имеют право на получение от этого органа разъяснений их прав, в том числе информации о порядке обращения с заявлением о назначении таких выплат, и этому праву корреспондирует обязанность органов в целях правовой и социальной защиты указанных лиц провести с ними информационную работу по вопросам правового регулирования их социального обеспечения.
Орган социальной защиты населения при обращении гражданина с заявлением о выдаче удостоверения члена семьи, потерявшего кормильца, из числа граждан-инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы должен разъяснить гражданину права, связанные с его мерами социальной поддержки, а также право лица на получение ежемесячной выплаты, предусмотренной для нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных лиц, и необходимость подачи заявления в орган социальной защиты населения для назначения ежемесячной выплаты в целях своевременной реализации права на нее.
В случае невыполнения органом социальной защиты населения названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению нетрудоспособного членами семьи с заявлением о назначении ежемесячной выплаты, данное лицо имеет право на выплату неполученных сумм ежемесячной выплаты за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будет нарушено установленное Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" право нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении инвалидов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС на ежемесячную выплату.
Суд апелляционной инстанции полагал верным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований к Управлению социальной политики Липецкой области, поскольку компенсации и другие выплаты, назначенные гражданину органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 01 января 2022 года, предоставляются и выплачиваются Пенсионным фондом Российской Федерации на основании сведений, переданных указанными органами субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
В судебных актах приведено верное толкование норм материального права (Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года N 607 "Об утверждении Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС"), подлежащих применению к спорным правоотношениям, а также результаты оценки доказательств в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, соответствующими установленным по делу доказательствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, судами верно определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд повторно установилфакт нахождения Хлебалиной Р.С. на содержании мужа и повторно признал право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не соответствуют действительности, поскольку при рассмотрении данного дела судами за истцом признано право на получение указанной денежной компенсации с учетом первоначального обращения к ответчику.
Ссылки кассационной жалобы относительно того, что Хлебалина Р.С. с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации обратилась лишь 12 января 2021 года, ранее с заявлением не обращалась, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами обоснованно указано, что доказательств выполнения ответчиком обязанности по разъяснению Хлебалиной Р.С. права на получение ежемесячной денежной компенсации, установленной пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" при обращении истца 24 августа 2011 года не представлено.
Выводы, содержащиеся в решении суда и апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Правобережного районного суда г. Липецка от 02 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 09 ноября 2022 года оставить без изменений, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.