Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Селиверстовой И.В, судей Ефремовой О.Н, Щербаковой Н.В, при секретаре Сахарове Р.П, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-204/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль плюс" об оспаривании генерального плана городского округа "город Калининград" (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года N 474), правил землепользования и застройки городского округа "город Калининград", утвержденных постановлением Правительства Калининградской области от 28 января 2022 года N 39, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль плюс" на решение Калининградского областного суда от 10 октября 2022 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В, объяснения представителя административного истца по доверенности Б.И, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства градостроительной политики Калининградской области по доверенности И.В, возражавшей относительно удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Смирновой М.В, полагавшей решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Вертикаль Плюс" (далее по тексту ООО "Вертикаль плюс", административный истец) обратилось в суд с административным иском к Правительству Калининградской области, ссылаясь на то, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N площадью 5981 кв.м из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство жилых домов с объектами социального, культурно-бытового и спортивно-оздоровительного назначения, для объектов жилой застройки, местоположение: "адрес".
Генеральным планом городского округа "город Калининград", утвержденным решением городского совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, территория земельного участка была отнесена к функциональной зоне "зона застройки многоквартирными жилыми домами".
В соответствии с функциональным зонированием рассматриваемая территория правилами землепользования и застройки городского округа "город Калининград", утвержденными решением городского совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339 была отнесена к территориальной зоне "зона застройки многоэтажными жилыми домами" (индекс Ж-1).
Постановлением Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года N 474 генеральный план городского округа "город Калининград" изложен в актуализированной редакции, при этом земельный участок с кадастровым номером N отнесен к функциональной зоне "зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)", исключающей размещение объектов жилищного строительства.
Постановлением Правительства Калининградской области от 28 января 2022 года N 39 утверждены правила землепользования и застройки городского округа "город Калининград", которыми земельный участок с кадастровым номером N отнесен к территориальной зоне "рекреационная зона" (индекс Р-1).
По мнению административного истца, такое изменение функционального и территориального зонирования данной территории нарушает его права, лишая его возможности использовать участок для многоквартирного жилищного строительства.
Решением Калининградского областного суда от 10 октября 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Вертикаль плюс" просит судебный акт отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных административных требований.
В обоснование жалобы административный истец привод доводы, изложенные в административном исковом заявлении и повторенные в суде первой инстанции. Обращает внимание на тот факт, что договор купли-продажи между ООО "Маг" и ООО "Вертикаль плюс" заключен 27 января 2021 года, то есть до официального опубликования проекта изменений генерального плана городского округа "город Калининград" - 4 февраля 2021 года. Отказ от заключения договора мог повлечь для административного истца негативные последствия.
Перевод земельного участка в зону озелененных территорий общего пользования ограничивает права административного истца на пользование, владение и распоряжение земельным участком. Предварительное и равноценное возмещение со стороны государственных органов не произведено.
Относительно доводов апелляционной жалобы, участвовавшим в деле прокурором, Министерством градостроительной политики Калининградской области представлены возражения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Правительства Калининградской области не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Б.И, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства градостроительной политики Калининградской области по доверенности И.В, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 5981 кв.м из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование - "под строительство жилых домов с объектами социального, культурно-бытового и спортивно-оздоровительного назначения, для объектов жилой застройки" местоположение: "адрес", что свидетельствует о том, что административный истец является субъектом спорных правоотношений.
ООО "Вертикаль плюс", обращаясь в Калининградский областной суд, полагает свои права нарушенными вследствие изменения генеральным планом городского округа "город Калининград" (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 г. N 474), правилами землепользования и застройки городского округа "город Калининград", утвержденными постановлением Правительства Калининградской области от 28 января 2022 года N 39, функционального и территориального зонирования территории названного земельного участка.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному кодексу (части 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (по тексту ГрК РФ), здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта).
В соответствии с частью 3 статьи 8, частью 1 статьи 24, части 1 статьи 32 ГрК РФ, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Город Калининград является муниципальным образованием, наделенным статусом городского округа (статья 1 Закона Калининградской области от 15 мая 2004 года N 397 "О наделении муниципального образования "город Калининград" статусом городского округа").
С учетом положений части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ), Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации" Законом Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области", вступившим в законную силу с 1 января 2017 года, полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, внесению изменений в такие документы, утверждению правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области, внесению изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.
Решением городского совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225 утвержден генеральный план городского округа "город Калининград" на период до 2035 года (включительно) в виде графических и текстовых материалов.
Постановлением Правительства Калининградской области от 17 февраля 2020 года N 74 внесены изменения в генеральный план с изложением его в актуализированной редакции.
Постановлением Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года N 474 "О внесении изменений в генеральный план городского округа "город Калининград" генеральный план городского округа "город Калининград" актуализирован (откорректирован) с учетом схемы территориального планирования Калининградской области и отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации применительно к требованиям, определенным Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также изменениям, внесенным в программы социально-экономического развития Калининградской области.
Проверяя соблюдение процедуры принятия указанного нормативного правового акта и введения его в действие, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Проект внесения изменений в генеральный план городского округа "город Калининград" разработан на основании приказа Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 30 июля 2020 года N 296.
Во исполнение положений статей 9, 25 ГрК РФ 11 февраля 2021 года проект был размещен в ФГИС ТП.
Общественные обсуждения по проекту назначены постановлением главы городского округа "город Калининград" от 26 января 2021 года N 1.
Оповещение о проведении общественных обсуждений опубликовано 4 февраля 2021 года в газете "Гражданин" N 5 (2218) и на официальном сайте администрации городского округа "город Калининград" (с проектом и материалами по обоснованию). Общественные обсуждения проводились с 4 февраля 2021 года по 18 марта 2021 года.
ООО "Вертикаль плюс" реализовало право на участие в общественных обсуждениях по проекту оспариваемого документа территориального планирования, направив 3 марта 2021 года предложение об исключении из таблицы 12 проекта изменений в генеральный план (в которой приведены сведения о наименованиях и основных характеристиках планируемых к размещению объектов коммунально-бытового обслуживания местного значения) пункта 39, предусматривающего размещение восточнее "адрес" в г.Калининграде парковой зоны площадью 8, 6 га, включающей, в частности, территорию земельного участка с кадастровым номером N.
Соответствующее предложение внесено в протокол общественных обсуждений от 15 марта 2021 года.
17 марта 2021 года составлено заключение о результатах общественных обсуждений по проекту, которое официально опубликовано в выпуске газеты "Гражданин" от 18 марта 2021 года N 15 (2228).
Как верно указал суд первой инстанции, само по себе то обстоятельство, что при установлении функционального зонирования рассматриваемой территории не было учтено мнение ООО "Вертикаль плюс", не свидетельствует о нарушении процедуры принятия оспариваемого в части документа территориального планирования, поскольку поданные в процессе общественных обсуждений предложения и замечания, исходя из содержания статьи 24 ГрК РФ, не являются безусловным основанием для изменения проекта документа территориального планирования.
В соответствии с положениями статьи 25 ГрК РФ приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года N 460 в целях согласования проекта внесения изменений в генеральный план Агентством направлены в Минэкономразвития России и уполномоченные органы исполнительной власти Калининградской области уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования в ФГИС ТП.
2 марта 2021 года в Агентство поступило Сводное заключение Минэкономразвития России N о несогласии с проектом, при этом заключения о несогласии с проектом поступили от Минобрнауки, МВД России, Рослесхоза.
В то же время соответствующие возражения поданы по материалам по обоснованию проекта и (или) установлению функционального зонирования в отношении иных территорий, расположенных за пределами земельного участка с кадастровым номером N.
Во исполнение положений части 9 статьи 25 ГрК РФ в целях урегулирования разногласий приказом Агентства от 16 марта 2021 года была создана согласительная комиссия.
На заседании согласительной комиссии 28 апреля 2021 года определено замечания федеральных органов исполнительной власти считать урегулированными частично, проект внесения изменений в генеральный план рекомендовать представить на утверждение в Правительство Калининградской области.
Постановление Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года N 474 подписано Губернатором Калининградской области, официально опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 12 августа 2021 года.
Таким образом, постановление от 5 августа 2021 года N 474 "О внесении изменений в генеральный план городского округа "город Калининград" принято Правительством Калининградской области в пределах его полномочий, с соблюдением установленной процедуры обсуждения, согласования, принятия и введения в действие решения об изменении документа территориального планирования муниципального образования.
По мотиву нарушения процедуры принятия постановление Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года N 474 "О внесении изменений в генеральный план городского округа "город Калининград" административным истцом не оспаривается.
Отказывая в удовлетворении заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, о соответствии генерального плана городского округа "город Калининград" в оспариваемой части требованиям действующего законодательства, имеющего большую юридическую силу, исходя из следующего.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (статья 2 ГрК РФ).
Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 ГрК РФ).
На основании части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23); на карте функциональных зон поселения или городского округа соответственно отображаются границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (пункт 3 части 5 статьи 23); к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23); границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30).
Таким образом, из содержания статьи 23 ГрК РФ следует, что генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории муниципального образования в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
Согласно материалам дела принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером N площадью 5981 кв.м образован из земельного участка с кадастровым номером N площадью 69 390 кв.м, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - "под строительство жилых домов с объектами социального, культурно-бытового и спортивно-оздоровительного назначения", поставленного на государственный кадастровый учет 4 апреля 2007 года.
Согласно генеральному плану городского округа "город Калининград", утвержденному решением городского совета депутатов Калининграда от 22 февраля 2006 года N 69, и подлежавшему применению в период образования указанного земельного участка, участок с кадастровым номером N относился к функциональным зонам "зона застройки среднеэтажными жилыми домами" и "зона объектов транспортной инфраструктуры".
Правила землепользования и застройки в порядке, установленном статьями 31-32 ГрК РФ, в период формирования земельного участка кадастровым номером N отсутствовали.
Указанный земельный участок по договору от 27 марта 2007 года N передан в аренду ООО "Октан-сервис" под строительство жилых домов с объектами социального, культурно-бытового и спортивно-оздоровительного назначения.
В дальнейшем решением окружного совета депутатов города Калининграда от 29 июня 2009 года N 146, утвердившим правила землепользования и застройки городского округа "город Калининград", земельный участок с кадастровым номером N относился к различным территориальным зонам, в том числе к территориальным зонам с индексами Р-1, Р-5, Ж-4 и т.д.
Постановлением администрации городского округа "город Калининград" от 27 декабря 2012 года N 2469 указанный земельный участок передан в собственность ООО "Октан-сервис", право собственности ООО "Октан-сервис" зарегистрировано 28 февраля 2013 года.
В 2014 году земельный участок с кадастровым номером N площадью 69 390 кв.м был преобразован в семь земельных участков, в том числе с кадастровым номером N, разрешенное использование которых соответствует разрешенному использованию исходного участка и не в полной мере соотносится с градостроительным зонированием территории, установленным правилами землепользования и застройки 2009 года, которое, в свою очередь, определенным образом разнится с функциональным зонированием рассматриваемой территории, установленной генеральным планом городского округа "город Калининград" 2006 года.
Земельный участок с кадастровым номером N площадью 69312 кв.м, разрешенное использование - "под строительство жилых домов с объектами социального, культурно-бытового и спортивно-оздоровительного назначения", был поставлен на кадастровый учет 16 июля 2014 года.
25 апреля 2016 года на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием восьми земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, местоположение: "адрес"- "адрес"- "адрес", в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о следующих земельных участках:
- с кадастровым номером N площадью 14207 кв.м, разрешенное использование - "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)", в границах которого в настоящее время расположен 10-этажный многоквартирный жилой дом с кадастровым номером N, 2014 года постройки, адрес: "адрес";
- с кадастровым номером N площадью 8560 кв.м, разрешенное использование - "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)", в границах которого в настоящее время расположен 9-этажный многоквартирный жилой дом с кадастровым номером N, 2016 года постройки, адрес: "адрес";
- с кадастровым номером N площадью 31 кв.м, разрешенное использование - "обслуживание жилой застройки", принадлежит ООО "Октан-сервис" на праве собственности;
- с кадастровым номером N площадью 113 кв.м, разрешенное использование - "обслуживание жилой застройки", в границах которого в настоящее время расположено нежилое здание КНС с кадастровым номером N, 2015 года постройки, адрес: "адрес", принадлежит ООО "Октан-сервис" на праве собственности;
- с кадастровым номером N площадью 24508 кв.м, разрешенное использование - "под строительство жилых домов с объектами социального, культурно-бытового и спортивно-оздоровительного назначения", снят с кадастрового учета 27 августа 2019 года;
- с кадастровым номером N площадью 5981 кв.м, разрешенное использование - "под строительство жилых домов с объектами социального, культурно-бытового и спортивно-оздоровительного назначения", который принадлежит ООО "Вертикаль плюс";
- с кадастровым номером N площадью 6782 кв.м, разрешенное использование - "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)", в границах которого в настоящее время расположен 13-этажный многоквартирный жилой дом, 2021 года постройки, с кадастровым номером N, адрес: "адрес";
- с кадастровым номером N площадью 9130 кв.м, разрешенное использование - "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)", в границах которого в настоящее время расположен 9-этажный многоквартирный жилой дом, 2018 года постройки, с кадастровым номером N, адрес: "адрес".
1 сентября 2016 года исходный участок с кадастровым номером N снят с кадастрового учета.
В дальнейшем после совершения нескольких сделок в отношении земельного участка с кадастровым номером N последний был продан по договору купли-продажи от 27 января 2021 года ООО "Вертикаль плюс".
Как установлено судом и не оспаривалось административным истцом, фактически территория исходного участка с кадастровым номером N, образованного, в свою очередь, из земельного участка с кадастровым номером N, освоена путем строительства многоквартирных жилых домов, за исключением части участка, представляющего собой с 25 апреля 2016 года самостоятельный земельный участок с кадастровым номером N.
Со дня образования земельного участка с кадастровым номером N и до вступления в силу генерального плана, утвержденного решением городского совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, его территория была отнесена генеральным планом 2006 года к функциональной зоне "зона застройки среднеэтажными жилыми домами и зоне объектов транспортной инфраструктуры".
В то же время, правилами землепользования и застройки городского округа "город Калининград", утвержденными решением окружного совета депутатов города Калининграда от 29 июня 2009 года N 146, и подлежавшими применению до вступления в силу правил землепользования и застройки 2017 года, территория земельного участка с кадастровым номером N была отнесена к территориальной зоне "зона скверов, садов, бульваров" (индекс Р-5), которая была предназначена для организации скверов, садов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения и в пределах которой не допускалось размещение объектов жилищного строительства.
В последующем генеральным планом городского округа "город Калининград", утвержденным решением городского совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, рассматриваемая территория была отнесена в большей части к функциональной зоне застройки многоэтажными жилыми домами и частично - к зоне улично-дорожной сети.
Правилами землепользования и застройки городского округа "город Калининград", утвержденными решением городского совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339 (которые подлежали применению до принятия оспариваемого постановления Правительства Калининградской области от 28 января 2022 года N 39), данная территория была отнесена к зоне застройки многоэтажными жилыми домами (индекс Ж-1), которая была установлена для обеспечения правовых условий строительства, реконструкции и эксплуатации преимущественно многоэтажных (9 этажей и выше, включая подземные) многоквартирных домов, а также сопутствующей инфраструктуры и объектов обслуживания населения.
В период действия этих документов территориального планирования и градостроительного зонирования земельный участок с кадастровым номером N площадью 5981 кв.м освоен не был.
Постановлением Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года N 474 генеральный план городского округа "город Калининград" изложен в актуализированной редакции, при этом рассматриваемая территория отнесена большей частью к функциональной зоне "зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)" и частично - к зоне "зона транспортной инфраструктуры".
Согласно пункту 42 положения о территориальном планировании в составе генерального плана зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) предназначена для размещения городских парков, скверов, садов, бульваров, набережных, городских лесов, зеленых насаждений, предназначенных для благоустройства территории, размещения плоскостных спортивных сооружений.
В положении о территориальном планировании в качестве целей и задач территориального планирования, помимо прочего, указаны оптимизация состояния окружающей среды, развитие системы зеленых насаждений (пункт 4 статьи 3), создание условий для устойчивого развития территории городского округа "город Калининград" и сохранения окружающей природной среды и объектов культурного наследия, а также обеспечение реализации полномочий городского округа "Город Калининград" по вопросам местного значения (пункты 1, 2 статьи 4).
В таблице 12 положения о территориальном планировании в составе генерального плана городского округа "город Калининград" (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года N 474) в качестве одного из объектов местного значения, планируемых для размещения на территории городского округа в срок до 2035 года, указана парковая зона площадью 8, 6 га восточнее ул.Карташева на территории, относящейся к зоне озелененных территорий общего пользования.
Рассматриваемая территория земельного участка с кадастровым номером N находится в пределах планируемой к созданию и благоустройству парковой зоны.
Дав оценку положению о территориальном планировании в составе генерального плана городского округа "город Калининград", приняв во внимание фактическое использование спорного земельного участка, подтвержденное актом обследования зеленых насаждений от 2 августа 2022 года N администрации городского округа "город Калининград", суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что отнесение рассматриваемой территории к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования соответствует целям и задачам территориального планирования, направлено на сохранение окружающей природной среды на землях городского округа, сохраняет баланс частных и публичных интересов.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии правил землепользования и застройки городского округа "город Калининград", утвержденных постановлением Правительства Калининградской области от 28 января 2022 года N 39, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу пункта 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с частью 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
В части 3 статьи 9, частях 9 и 10 статьи 31, пункте 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Из пунктов 2, 5, 6, 7, 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории исходя из установленных функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Калининградской области от 28 января 2022 года N 39 внесены изменения в правила землепользования и застройки городского округа "город Калининград", утвержденные решением городского совета депутатов от 25 декабря 2017 года N 339.
Данное постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 4 февраля 2022 года.
Проведение общественных обсуждений по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки городского округа в период с 17 июня 2021 года по 29 июля 2021 года назначено постановлением главы городского округа "город Калининград" от 15 июня 2021 года N 7, которое официально опубликовано в газете "Гражданин", выпуск от 17 июня 2021 года N 35 (2248) и размещено на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа.
Таким образом, как верно установилсуд первой инстанции, процедура принятия и официального опубликования правил землепользования и застройки городского округа соблюдена.
По мотиву нарушения процедуры принятия, опубликования и введения в действие постановление Правительства Калининградской области от 28 января 2022 года N 39 не оспаривается.
Названным постановлением, помимо прочего, внесены изменения в карту градостроительного зонирования, при этом земельный участок с кадастровым номером N отнесен к территориальной зоне "зона скверов, садов, бульваров" (индекс Р-5), которая предназначена для организации скверов, садов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения.
Допустимыми основными видами использования земельных участков, отнесенных к зоне Р-5, являются: скверы, сады, бульвары, детские площадки, площадки для отдыха, элементы благоустройства, малые архитектурные формы.
Правила землепользования и застройки в оспариваемой части направлены на приведение правил землепользования и застройки применительно к рассматриваемой территории в соответствие с назначением территории, установленным генеральным планом, для создания и благоустройства парковой зоны как объекта местного значения, что соответствует требованиям ГрК РФ.
При указанных обстоятельствах, поскольку несоответствия оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в ходе рассмотрения дела не выявлено, суд первой инстанции правильно, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, абзацем четвертым пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", отказал в удовлетворении административных исковых требований.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в административном исковом заявлении, были предметом проверки суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Возражения апелляционной жалобы направлены к переоценке выводов, приведенных в обжалуемом решении, основаны на ошибочном толковании норм права и не свидетельствуют о незаконности оспариваемого судебного акта.
Принятое судом решение соответствует нормам материального и процессуального права, правильно примененным и истолкованным.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Калининградского областного суда от 10 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Вертикаль плюс" - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.