Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Синьковской Л.Г, при помощнике судьи Кибаковой Т.И, с участием прокурора Драева Т.К, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-563/2022 по апелляционной жалобе административного истца Хизвер Романа Григорьевича на решение Воронежского областного суда от 21 ноября 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Хизвер Романа Григорьевича о признании недействующими отдельных положений приложения к приказу департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 13 апреля 2022 года N 76 "О внесении изменений в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 15 января 2020 года N 12".
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Стоян Е.В, заключение прокурора Драева Т.К, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением правительства Воронежской области от 6 марта 2014 года N 183 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы. Приложением к региональной программе является перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу.
Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 15 января 2020 года N 12 утверждён краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области в 2020-2022 годах согласно приложению.
Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 13 апреля 2022 года N 76 внесены изменения в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 15 января 2020 года N 12 Указанный приказ от 13 апреля 2022 года N 76 официально опубликован 19 апреля 2022 года в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет".
Многоквартирный дом N "адрес" включён в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта в рамках выполнения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области в 2020-2022 годах, утверждённого приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 15 января 2020 года N 12 в редакции от 13 апреля 2022 года N 76, по видам работ: ремонт подвальных помещений, системы водоотведения, фундамента, системы теплоснабжения.
Хизвер Р.Г, являясь собственником доли в квартире в указанном многоквартирном доме, обратился в суд с административным исковым заявлением, с учётом уточнения, о признании незаконным приложения к приказу департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 13 апреля 2022 года N 76 "О внесении изменений в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 15 января 2020 года N 12", в части исключения из состава мероприятий по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома "адрес", связанных с оснащением квартир индивидуальными приборами учёта используемой тепловой энергии.
В обоснование заявленных требований, административным истцом указано, что оспариваемым нормативным правовым актом сокращено финансирование работ в части оснащения квартир индивидуальными приборами учёта используемой тепловой энергии, что противоречит положениям части 7 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Решением Воронежского областного суда от 21 ноября 2022 года в удовлетворении административного искового заявления Хизвер Р.Г. отказано.
В апелляционной жалобе Хизвер Р.Г. просит решение суда, вынесенное с нарушением норм материального права отменить, административное исковое заявление удовлетворить. В обосновании доводов указывает, что судом первой инстанции не учтены положения пункта 1 части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Воронежской области от 8 июля 2013 года N 106-ОЗ "О порядке подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области", Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Приказа Минстроя России от 28 августа 2020 года N 485/пр "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учёта", из содержания которых не усматривается, что из состава работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения исключаются работы по оснащению жилых помещений дома индивидуальными приборами учёта тепловой энергии.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором представлены возражения об их несостоятельности и законности судебного решения.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учётом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, сославшись на положения Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 6.1 статьи 2, пункта 8.3 статьи 13, части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Воронежской области от 8 июля 2013 года N 106 "О порядке подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области", пункта 3.2.6 Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, утверждённого постановлением правительства Воронежской области от 26 ноября 2014 года N 1056, исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования, не противоречит положениям федерального законодательства, регламентирующего организацию проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, не нарушает прав и законных интересов административного истца, и в этой связи пришёл к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Как следует из материалов дела, Хизвер Р.Г. является собственником доли в праве на квартиру "адрес", который включён в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы, утверждённую постановлением правительства Воронежской области от 6 марта 2014 года N 183.
Решением Воронежского областного суда от 17 сентября 2020 года признаны недействующими со дня принятия отдельные положения указанной региональной программы, в части переноса планового периода проведения капитального ремонта системы теплоснабжения многоквартирного жилого дома "адрес" на 2038-2044 годы.
Решением Воронежского областного суда от 7 июля 2021 года признаны недействующими со дня принятия отдельные положения указанной региональной программы, в части переноса планового периода проведения капитального ремонта фасада многоквартирного дома "адрес" на 2023-2025 годы.
Согласно данной региональной программе в 2020-2022 годах в доме запланирован ремонт подвальных помещений, системы водоотведения, фундамента, системы теплоснабжения, в 2023-2025 годах - ремонт фасада, системы газоснабжения, в 2029-2031 годах - ремонт системы электроснабжения, в 2038-2040 годах - ремонт крыши, системы холодного водоснабжения.
В рамках выполнения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области в 2020-2022 годах, в редакции оспариваемого приказа от 13 апреля 2022 года N 76, указанный многоквартирный дом включён в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта по видам работ: ремонт подвальных помещений, системы водоотведения, фундамента, системы теплоснабжения.
В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 настоящего Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт (часть 2 частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Часть 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
В силу части 2 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и другими видами услуг и (или) работ.
Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (части 6 и 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Часть 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В развитие приведённых положений федерального законодательства принят Закон Воронежской области от 8 июля 2013 года N 106-ОЗ "О порядке подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области", согласно пункту 3 части 1 статьи 3 которого, установлен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, который дополнительно включает: усиление несущих и ненесущих строительных конструкций, включая несущие и ненесущие стены, плиты перекрытий, несущие колонны, промежуточные и поэтажные лестничные площадки, лестничные марши, ступени, косоуры; разработка проектной, сметной, технической документации; проведение строительного контроля; обследование технического состояния здания; капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем вентиляции и дымоудаления.
Постановлением Правительства Воронежской области от 20 июня 2014 года N 557 определен Порядок утверждения краткосрочных (на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, который устанавливает требования к составу, содержанию, срокам формирования и утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области, утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 6 марта 2014 года N 183 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы".
Согласно разделу 4 указанного Порядка утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в региональный краткосрочный план включаются следующие сведения: срок реализации регионального краткосрочного плана; информация в отношении многоквартирного дома, включенного в региональный краткосрочный план, в том числе, вид работ (услуг) по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, объем (размер) финансирования проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме с распределением по годам.
Исходя из изложенной правовой позиции, с учётом анализа обстоятельств дела, суд первой инстанции, отклоняя доводы административного истца в части незаконного исключения из состава мероприятий по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома по оснащению квартир индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, обоснованно указал, что данный вид работ (установка индивидуальных приборов учёта) не предусмотрен положениями Закона Воронежской области от 8 июля 2013 года N 106-ОЗ "О порядке подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области", постановлением правительства Воронежской области от 6 марта 2014 года N 183 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы", краткосрочным планом реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области в 2020-2022 годах, утверждённым приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 15 января 2020 года N 12.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемым нормативным правовым актом не обеспечено финансирование капитального ремонта многоквартирного жилого дома "адрес" в части проведения работ по оснащению жилых помещений дома индивидуальными приборами учёта используемой тепловой энергии, что не соответствует требованиям части 7 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 определяют индивидуальный прибор учета как средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении.
Частью 7 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3 - 6.1 настоящей статьи. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.
В соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской от 28 августа 2020 года N 485/пр "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета" и ранее действующим приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 627, предусмотрено, что техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учёта тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления (пункт 3).
Согласно пункту 5 указанного Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской от 28 августа 2020 года N 485/пр в отношении многоквартирных домов (жилых домов или помещений), для которых Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов учета имеется.
Таким образом, приведенными нормами предусмотрено, что с 1 января 2012 года многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, оснащаются дополнительно индивидуальными приборами учёта используемой тепловой энергии, а после капитального ремонта оборудуются индивидуальными приборами учёта используемой тепловой энергии только при наличии технической возможности их установки.
В рамках проверки доводов административного истца судом установлено, что многоквартирный жилой дом N 128 по ул. Ленинградской города Воронежа, год ввода в эксплуатацию - 1933, имеет вертикальную разводку системы отопления, что не оспаривалось административным истцом, поэтому технической возможности установки в квартирах данного дома индивидуальных приборов учёта тепловой энергии не имеется.
С учётом изложенного, доводы административного истца о необходимости применения пункта 5 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 августа 2020 года N 485/пр обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Кроме того, суд исходил из закрепленного в части 2 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации права субъекта Российской Федерации дополнить перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе, услугами и (или) работами по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг.
До принятия закона Воронежской области от 24 июня 2022 года N 57-ОЗ "О внесении изменений в статью 3 Закона Воронежской области "О порядке подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области" в перечне работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в Воронежской области значились работы по установке только коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа).
Судом обоснованно отмечено, что работы по установке индивидуальных приборов учёта не могут быть отнесены к работам по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, поскольку индивидуальные приборы учёта не входят в состав общедомового имущества, определенного в статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и не являются составляющей частью системы теплоснабжения.
Исходя из того, что утверждение краткосрочных планов осуществляется уполномоченным органом в соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, судом обоснованно учтено, что региональной программой среди планируемых видов работ в отношении многоквартирного дома "адрес" не предусмотрена установка индивидуальных приборов учета тепловой энергии, что исключает возможность увеличения объема финансирования на их выполнение и внесения соответствующих изменений в краткосрочный план реализации региональной программы.
Принимая во внимание изложенное, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, суд на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правомерно принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, так как данные доводы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении. Нарушений норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учётом изложенного, принятое по делу решение Воронежского областного суда следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Воронежского областного суда от 21 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Хизвер Романа Григорьевича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.