Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев жалобу генерального директора АО "Азовская судоверфь" Бартника М.И. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10 сентября 2021 года, решение судьи Азовского городского суда Ростовской области от 9 декабря 2021 года, решение судьи Ростовского областного суда от 14 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении акционерного общества "Азовская судоверфь",
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 0155/02/0221/ПР/2021 от 10 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Азовского городского суда Ростовской области от 9 декабря 2021 года и решением судьи Ростовского областного суда от 14 февраля 2022 года, АО "Азовская судоверфь" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции генеральный директор АО "Азовская судоверфь" Бартник М.И. не оспаривая фактических обстоятельств дела, просит изменить принятые по делу акты, снизить размер административного штрафа до 10 000 рублей. Обращает внимание, что юридическое лицо с 10 августа 2017 года относится к субъекту среднего предпринимательства, что в соответствии со статьей 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для снижения суммы административного штрафа.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
На основании части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 названного кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В силу статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Исходя из пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ, юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В пункте 3 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ) определено, что при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).
Как следует из материалов дела, в ходе проведения плановой выездной проверки АО "Азовская судоверфь" установлено, что указанному юридическом улицу была присвоена III категория негативного воздействия на окружающую среду, код объекта 60-0161- 002959-П. В апреле 2021 года была проведена актуализация сведений об объекте, оказывающем HBOC, и объект был включён в государственный реестр объектов HBOC, как объект II-й категории. Представлено свидетельство об актуализации сведений N 4867489 от 2 апреля 2021 года.
По данным инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятии имеется 22 источника загрязнения атмосферы, в том числе 9 организованных и 13 неорганизованных; 2 источника загрязнения атмосферы оснащены установками очистки газа (ПТУ). Валовый выброс составляет 4, 7169 т/год. из которых: твердые вещества - 0.52117 т; жидкие и газообразные - 4, 19573 т. В выбросах содержится 41 загрязняющее вещество I-IV класса опасности, в т. ч. твёрдых - 16, жидких и газообразных - 2.
Выброс загрязняющих веществ в атмосфере осуществляется на основании Декларации о воздействии на окружающею среду от ДД.ММ.ГГГГ. Ранее на основании приказа Департамента Росприроднадзора по ЮФО от ДД.ММ.ГГГГ N предприятию было выдано разрешение N В-; 15/131 от ДД.ММ.ГГГГ на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период с от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что объём декларированного выброса загрязняющих веществ в атмосферу не превышает 5 т. в год, предприятие не составляет и не представляет в надзорный орган сведения об охране атмосферного воздуха по форме N-ТП (воздух).
Контроль соблюдения нормативов допустимого выброса загрязняющих веществ в атмосферу на источниках выбросов, проверка эффективности работы ПТУ в 2018, 2019, 2020 годах проводились в соответствии с план-графиком контроля, в соответствии с которым периодичность контроля составляет на 19-ти ИЗА один раз в год, на 8-ми ИЗА один раз в квартал.
Основанием для привлечения АО "Азовская судоверфь" к административной ответственности послужило то обстоятельство, что указанное юридическое лицо для объекта II категории HBOC NП не разработало план мероприятий (перечень) по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий, согласованный с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии АО "Азовская судоверфь" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным в деле доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, административный орган и судебные инстанции сочли, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, АО "Азовская судоверфь" обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, в ходе производства по данному делу допущено не было.
Административное наказание назначено АО "Азовская судоверфь" в соответствии с санкцией статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако, имеются основания для изменения вынесенных по делу судебных актов.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, введена в действие с 6 апреля 2022 года статья 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающая особенности назначения наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Согласно части 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица.
АО "Азовская судоверфь" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10 августа 2017 года (категория среднее предприятие). Санкцией статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, поэтому административный штраф АО "Азовская судоверфь" должен назначаться в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть в размере от 10 000 рублей до 50 000 рублей.
Учитывая статус юридического лица, неисполнение назначенного административного наказания на день рассмотрения жалобы заявителя кассационным судом, с учетом положений части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, улучшающей правовое положение общества, назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
В связи с чем, постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10 сентября 2021 года, решение судьи Азовского городского суда Ростовской области от 9 декабря 2021 года, решение судьи Ростовского областного суда от 14 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении акционерного общества "Азовская судоверфь", подлежат изменению, путем снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 10 000 рублей.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу генерального директора АО "Азовская судоверфь" Бартника М.И. удовлетворить.
Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10 сентября 2021 года, решение судьи Азовского городского суда Ростовской области от 9 декабря 2021 года, решение судьи Ростовского областного суда от 14 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении акционерного общества "Азовская судоверфь" изменить, снизить размер назначенного акционерному обществу "Азовская судоверфь" административного штрафа с 20 000 рублей до 10 000 (десять тысяч) рублей.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.