Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев протест заместителя прокурора Республики Адыгея ФИО2 на вступившие в законную силу постановление временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Адыгея от 19 июля 2022 года, решение судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 10 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - главы муниципального образования "Тахтамукайский район" Савва А.Х.,
УСТАНОВИЛ:
постановление временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Адыгея ФИО3 N.32.4-314/2022 от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы муниципального образования "Тахтамукайский района" Савва А.Х, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В протесте, поданном в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора Республики Адыгея ФИО2, ссылаясь на незаконность принятых решений, ставит вопрос об их отмене. В обоснование доводов протеста указывает, что глава МО "Тахтамукайский район" в силу возложенных на него Уставом полномочий является лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно- хозяйственные функции, обязан осуществлять общее руководство и контроль за деятельной должностных лиц администрации, в том числе в сфере земельных правоотношений, в связи с чем является субъектом вмененного административного правонарушения.
Савв А.Х, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче протеста представил возражения, в которых просил состоявшиеся по делу акты оставить без изменения, протест без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы протеста, прихожу к следующему.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Согласно части 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 9 настоящей статьи и статьями 7.29 - 7.32 и 7.32.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации - о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения).
Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 8 июня 2022 года постановлением главы МО " "адрес"" от 19 апреля 2022 года N 429 принято решение о проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами N и утверждены условия и порядок проведения открытого аукциона на право заключения договоров аренды. Контроль за исполнением данного Постановления оставлен за главой МО " "адрес"" Саввом А.Х. (п. 5). В отношении земельного участка с кадастровым номером N установлен особый режим осуществления хозяйственной и иной деятельности однако, в нарушение требований пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, в извещении N от 20 апреля 2022 года сведения об указанных ограничениях прав, распространяющийся на предмет торгов отсутствуют.
На основании приведенных обстоятельств, заместителем прокурора Республики Адыгея ФИО4 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренное частью 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Савва А.Х.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении Савва А.Х. временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Адыгея установил, что распоряжением администрации МО "Тахтамукайский район" от 07.02.2017г. N27 утвержден состав конкурсной комиссии по проведению торгов по продаже земельных участков или права на заключение договора аренды земельных участков, утверждено положение о комиссии, в состав аукционной комиссии входит, в том числе, Первый заместитель главы - председатель комиссии, а руководитель земельно-имущественного отдела является членом комиссии - аукционистом, ответственным за прием предложений от участников торгов. На отдел и руководителя отдела возложены функции по обеспечению полномочий в сфере земельных отношений входящих в компетенцию администрации МО "Тахтамукайский район", при этом в пункте 3.1.11. Положения об отделе по земельно-имущественным отношениям администрации МО "Тахтамукайский район" указано, что отдел обеспечивает осуществление функции продавца муниципального имущества, в том числе земельных участков и имущественных прав и подчиняется заместителю главы по земельно-имущественным отношениям.
Принимая 19 июля 2022 года решение должностное лицо административного органа исходил из того, что согласно пункту 2.2 Должностных инструкций руководителя отдела по земельно-имущественным отношениям администрации МО "Тахтамукайский район", руководитель отдела разрабатывает и предоставляет на утверждение главы администрации МО "Тахтамукайский район" проекты постановлений, другие нормативные акты, касающиеся оформления земельных участков и муниципального имущества в аренду, для продажи или иных действий, связанных с земельными участками и муниципального имущества, а так же несет ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнения возложенных на него обязанностей; на отдел по земельно-имущественному отношению возложена обязанность обеспечить публикацию извещения о проведении аукциона на право заключения договоров аренды на земельные участки.Ссылаясь на положения статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях временно исполняющий обязанности руководителя Адыгейского УФАС России пришел к выводу, что руководитель отдела по земельно-имущественному отношениям, является лицом, на которого распространяются нормы, установленные статьей 2.4 названного Кодекса, в связи с чем постановление о возбуждении дела об административном нарушении вынесено в отношении ненадлежащего лица и прекратил производство по делу, в связи с отсутствием в действиях Савва А.Х. состава административного правонарушения.
С выводами должностного лица административного органа согласился судья районного суда, рассматривая протест заместителя прокурора Республики Адыгея ФИО2, поданный в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на постановление должностного лица административного органа указав, что само по себе наличие у главы МО "Тахтамукайский район" организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, определяющих его статус как должностного лица не является безусловным основание для его привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем, принятые в отношении главы муниципального образования "Тахтамукайский район" Савва А.Х. акты нельзя признать законными и обоснованными.
При рассмотрении дела административным органом и судебной инстанцией не принято во внимание, что решением СНД МО "Тахтамукайский район" от 02.03.2022 N 4/54-4 "О выборах главы МО "Тахтамукайский район" Савв А.Х. избран главой МО "Тахтамукайский район", который в силу положений ст. ст. 34, 35 Устава МО "Тахтамукайский район" является высшим должностным лицом муниципального образования и обладает организационно - распорядительными и административно - хозяйственными функциями.
В соответствии со ст. 34 Устава МО "Тахтамукайский район" утвержденного решением СНД МО "Тахтамукайский район" от 15.06.2009 N 20 глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и осуществляет свои полномочия на полной основе.
В силу п. п. 1, 5, п. 1, п. п. 2, 5 п. 2 ст. 35 Устава МО "Тахтамукайский район" глава МО "Тахтамукайский район" представляет интересы муниципального образования "Тахтамукайский район" в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; формирует администрацию муниципального образования и руководит ее деятельностью в соответствии с Уставом МО "Тахтамукайский район", разрабатывает и представляет на утверждение Совета народных депутатов структуру администрации муниципального образования; принимает меры поощрения и дисциплинарной ответственности к назначенным им должностным лицам.
Глава МО "Тахтамукайский район" в силу возложенных на него Уставом полномочий является лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно- хозяйственные функции, обязан осуществлять общее руководство и контроль за деятельностью должностных лиц администрации.
Из материалов дела следует, что постановлением главы МО "Тахтамукайский район" от 19.04.2022 N 429 принято решение о проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами N, а также утверждены порядок и условия проведения торгов, содержание извещения о его проведении, при этом пунктом 5 указанного постановления определено, что контроль за его исполнением оставлен за главой МО " "адрес"" Саввом А.Х. Содержание извещения о проведении торгов не отвечало требованиям п. 21 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно отсутствовали сведения об ограничениях прав, распространяющихся на земельные участки, являющиеся предметом аукциона.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - должностными лицами являются лица постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Указанные процессуальные положения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были проигнорированы должностным лицом административного органа.
Приведенные нарушения не были устранены судьей Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея, при этом в ходе пересмотра данного дела указанные в протесте аналогичные доводы не приняты во внимание, надлежащая оценка им не дана.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент рассмотрения протеста в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции не истек.
При таких обстоятельствах постановление временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Адыгея от 19 июля 2022 года, решение судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 10 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - главы муниципального образования "Тахтамукайский район" Савва А.Х. подлежат отмене, дело - возвращению Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Адыгея на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
протест заместителя прокурора Республики Адыгея Беретарь А.З. удовлетворить.
Постановление временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Адыгея от 19 июля 2022 года, решение судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 10 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - главы муниципального образования "Тахтамукайский район" Савва А.Х. отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении Савва А.Х. направить на новое рассмотрение в Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Адыгея.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.