Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев протест заместителя прокурора Республики Адыгея ФИО2 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N "адрес" Республики Адыгея от 12 июля 2022 года, решение судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 12 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - главы муниципального образования "Тахтамукайский район" Савва А.Х.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Тахтамукайского района Республики Адыгея от 12 июля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 12 сентября 2022 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы муниципального образования "Тахтамукайский района" Савва А.Х, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В протесте, поданном в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора Республики Адыгея ФИО2, ссылаясь на незаконность принятых решений, ставит вопрос об их отмене. В обоснование доводов протеста указывает, что глава МО "Тахтамукайский район" в силу возложенных на него Уставом полномочий является лицом, наделенным полномочиями по распоряжению от имени администрации земельными участками, государственная собственность которых не разграничена, в связи с чем является субъектом вмененного административного правонарушения.
Савв А.Х, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче протеста представил возражения, в которых просил судебные акты оставить без изменения, протест без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы протеста, прихожу к следующему.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В соответствии с частью 3 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Савва А.Х. к административной ответственности) нарушение установленного законом порядка информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости должностным лицом, ответственным за представление в указанном порядке соответствующего документа, а равно представление в указанном порядке документа, содержащего недостоверные сведения, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ) органы местного самоуправления, в случае принятия ими решений об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка, обязаны направлять в органы государственной регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу положений части 20 статьи 32 указанного закона срок предоставления органом местного самоуправления документов (содержащихся в них сведений) в органы государственной регистрации прав составляет 5 рабочих дней со дня вступления в силу соответствующих решений (актов).
Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы МО "Тахтамукайский район от ДД.ММ.ГГГГ N принято решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N, однако указанное постановление об изменении вида разрешенного вида использования земельных участков поступило в орган государственного регистрации прав ДД.ММ.ГГГГ, то есть на 7 рабочий день с даты его вступления в законную силу.
На основании приведенных обстоятельств, заместителем прокурора Республики Адыгея ФИО3 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренное частью 3 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Савва А.Х.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении Савва А.Х. мировой судья установил, что распоряжением администрации МО "Тахтамукайский район" от 23.03.2017 г. N64 "О назначении ответственных должностных лиц в системе межведомственного электронного взаимодействия" были назначены ответственные специалисты администрации за предоставление сведений системы межведомственного электронного взаимодействия и определены должностные лица ответственные за предоставление сведений в системе межведомственного электронного взаимодействия, которые несут персональную ответственность за нарушение сроков и установленного порядка информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости.
Ссылаясь на п. 3.15 ч. 3 Должностной инструкции от 2 мая 2017 года, согласно которой, руководитель отдела архитектуры, градостроительства и муниципального земельного контроля администрации района осуществляет ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и объяснения руководителя отдела архитектуры, градостроительства и муниципального земельного контроля АМО "Тахтамукайский район" ФИО4 мировой судья пришел к выводу, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено в отношении ненадлежащего лица, а глава муниципального образования "Тахтамукайский район" Савв А.В. не является субъектом вмененного административного правонарушения, в связи с чем прекратил производство по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
С выводами мирового судьи согласился судья вышестоящей инстанции, рассматривая протест прокурора района ФИО6, поданный в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на постановление мирового судьи указав, что мировым судьей все имеющиеся в деле доказательства были исследованы и оценены в совокупности и каких-либо обстоятельств, не учтенных мировым судьей и которые способны повлиять на принятое решение не представлено.
Вместе с тем, судебные акты в отношении главы муниципального образования "Тахтамукайский район" Савва А.Х. нельзя признать законными и обоснованными.
При рассмотрении дела судебными инстанциями не принято во внимание, что решением СНД МО "Тахтамукайский район" от ДД.ММ.ГГГГ N "О выборах главы МО "Тахтамукайский район" Савв А.Х. избран главой МО " "адрес"", который в силу положений ст. ст. 34, 35 Устава МО " "адрес"" является высшим должностным лицом муниципального образования и обладает организационно - распорядительными и административно - хозяйственными функциями.
В соответствии со ст. 34 Устава МО " "адрес"" утвержденного решением СНД МО "Тахтамукайский район" от 15.06.2009 г. N 20 глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и осуществляет свои полномочия на полной основе.
В силу п. п. 1, 5, п. 1, п. п. 2, 5 п. 2 ст. 35 Устава МО "Тахтамукайский район" глава МО "Тахтамукайский район" представляет интересы муниципального образования "Тахтамукайский район" в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; формирует администрацию муниципального образования и руководит ее деятельностью в соответствии с Уставом МО "Тахтамукайский район", разрабатывает и представляет на утверждение Совета народных депутатов структуру администрации муниципального образования; принимает меры поощрения и дисциплинарной ответственности к назначенным им должностным лицам.
Глава МО "Тахтамукайский район" в силу возложенных на него Уставом полномочий является лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно- хозяйственные функции, обязан осуществлять общее руководство и контроль за деятельностью должностных лиц администрации.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - должностными лицами являются лица постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
С учётом названных положений закона, иные должностные лица органа местного самоуправления несут дисциплинарную ответственность согласно трудовому законодательству.
Указанные процессуальные положения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были проигнорированы мировым судьей.
Приведенные нарушения не были устранены судьей Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея, при этом в ходе пересмотра данного дела указанные в протесте аналогичные доводы не приняты во внимание, надлежащая оценка им не дана.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент рассмотрения протеста в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции не истек.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 1 Тахтамукайского района Республики Адыгея от 12 июля 2022 года, решение судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 12 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - главы муниципального образования "Тахтамукайский район" Савва А.Х. подлежат отмене, дело - возвращению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 1 Тахтамукайского района Республики Адыгея.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
протест заместителя прокурора Республики Адыгея ФИО2 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 1 Тахтамукайского района Республики Адыгея от 12 июля 2022 года, решение судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 12 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - главы муниципального образования "Тахтамукайский район" Савва А.Х. отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении Савва А.Х. направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 1 Тахтамукайского района Республики Адыгея.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.