Дело N 3а-1607/2021
г. Краснодар 29.11.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Шелудько В.В, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 23.08.2022 кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 15.12.2021 и апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 29.03.2022 по административному делу по административному иску Общества с ограниченной ответственностью "ТСС-Аренда" к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Государственному бюджетному учреждению Краснодарского края "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестр" по Краснодарскому краю, заинтересованное лицо - Администрация г. Краснодара об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Погосяна Ю.А, поддержавшего кассационную жалобу, представителя Общества с ограниченной ответственностью "ТСС-Аренда" по доверенности Дьяченко А.С, просившего об оставлении судебных актов без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТСС-Аренда" (ООО "ТСС-Аренда", Общество) обратилось в суд с административным иском, в котором просило установить кадастровую стоимость земельных участков:
-с кадастровым номером N площадью 8871 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020;
-с кадастровым номером N, площадью 1228 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020;
-с кадастровым номером N, площадью 1540 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 и на 19.03.2021.
В обоснование требований Общество указало на то, что является собственником упомянутых земельных участков, кадастровая стоимость которых, установленная по состоянию на 01.01.2020 в размере 76 534 375, 08 руб, 11 916 082, 20 руб, 15 029 291, 20 руб. соответственно, а в отношении земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 19.03.2021 в размере 14 908 524, 40 руб, значительно превышает их рыночную стоимость, что приводит к необоснованному увеличению земельного налога.
Ссылаясь на изложенное, ООО "ТСС-Аренда" просило об удовлетворении административного иска.
"адрес"вого суда от 15.12.2021, оставленным без изменения апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 29.03.2022, административный иск удовлетворен.
Суды установили кадастровую стоимость:
-земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01.01.2020 в размере его рыночной стоимости - 54 671 000 руб.;
-земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01.01.2020 в размере его рыночной стоимости - 8 457 000 руб.;
-земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01.01.2020, на период с 08.12.2020 до 19.03.2021 в размере его рыночной стоимости - 10 605 000 руб.;
-земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на период 19.03.2021 в размере его рыночной стоимости - 10 631 000 руб.
Датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка постановлено считать 20.08.2021.
В кассационной жалобе Департамент имущественных отношений Краснодарского края просит отменить решения судов обеих инстанций, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, вынести новое решение об отказе в административном иске.
Доводы жалобы сводятся к тому, что кадастровая стоимость земельных участков была определена уполномоченным органом на основании и в полном соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель. В этой связи оснований полагать, что такой оценкой нарушены права и законные интересы административного истца у судов, по мнению Департамента, не имелось. Снижение кадастровой стоимости земельных участков повлечет уменьшение отчислений в бюджет муниципального образования.
Кроме того, заявитель жалобы обращает внимание, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на период 19.03.2021 Департаментом не утверждалась.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных иных лиц, участвующих в деле.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания кассационного суда.
В связи с родственными связями судьи Шелудько В.В. с работником Управления Росреестра по Краснодарскому краю отводов не заявлено.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Согласно статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "ТСС-Аренда" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами N, расположенные по адресу: "адрес", земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", с видом разрешенного использования ? земли населенных пунктов.
Оспариваемая кадастровая стоимость определена в результате проведения массовой государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2020: земельного участка с кадастровым номером N в сумме 76 534 375, 08 руб, с кадастровым номером N - 11 916 082, 20 руб, с кадастровым номером N - 15 029 291, 20 руб.
Также, в связи с изменением Государственным бюджетным учреждением Краснодарского края "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ" по состоянию на 19.03.2021 вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N его кадастровая стоимость определена в размере 14 908 524, 40 руб.
Поскольку земельный налог рассчитывается из кадастровой стоимости земельных участков, ООО "ТСС-Аренда" имеет материально-правовой интерес в части приведения кадастровой стоимости объектов в соответствие с их рыночной стоимостью.
В целях определения рыночной стоимости участков судом первой инстанции по делу проведена судебная экспертиза в ООО "Инвест-Оценка".
Согласно заключению эксперта от 05.11.2021 N М-10/2021 по состоянию на 01.01.2020 рыночная стоимость земельных участков: с кадастровым номером N составила 54 671 000 руб, с кадастровым номером N - 8 457 000 руб, с кадастровым номером N - 10 605 000 руб. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 19.03.2021 - 10 631 000 руб.
Оценив заключение судебной оценочной экспертизы, суды посчитали его достоверным доказательством для разрешения спора по существу.
По мнению судов, заключение судебной экспертизы соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода доказательствам, предусмотренным статьей 82 КАС РФ. Оно содержит полное описание проведенного исследования, сделанные по его результатам выводы отвечают на поставленный судом вопрос.
Кассационный суд полагает выводы судов верными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и с соблюдением процессуального закона.
Несогласие административного ответчика с заключением судебной экспертизы не свидетельствует о необоснованности или ошибочности выводов судов.
В целом, доводы кассационной жалобы Департамента были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
В этой связи решения судов подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 15.12.2021 и апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 29.03.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 05.12.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.