Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ивановой О.Н, судей Дурневой С.Н. и Яковлева А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "адрес" на решение Курганинского районного суда "адрес" от 24.05.2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от 12.09.2022 года, по гражданскому делу по иску прокурора "адрес", действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "адрес", МАДОУ детский сад комбинированного вида N, МАДОУ ЦРР - детский сад N, МБОУ СОШ N имени ФИО4, МБДОУ детский сад N, МАОУ СОШ N им. ФИО5, МАОУ СОШ N имени ФИО6, МАОУ СОШ N имени ФИО7, МАОУ СОШ N имени ФИО8, МАОУ СОШ N имени ФИО9, МБУ ДО ДЮСШ "адрес", МАУ ДО ЦДЛ "адрес", МБУ ДО СДЮТЭ, МБОУ СОШ N имени ФИО10 о финансировании и установке в учреждениях систем оповещения и управления эвакуацией людей при угрозе совершения террористического акта, снабженных источником бесперебойного питания.
Заслушав доклад судьи Ивановой О.Н, судебная коллегия
установила:
Прокурор Курганинского района Краснодарского края обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Курганинский район Краснодарского края, МАДОУ детский сад комбинированного вида N 5, МАДОУ ЦРР - детский сад N 7, МБОУ СОШ N 21 имени В.А. Маркинтеева, МБДОУ детский сад N 37, МАОУ СОШ N 3 им. И.К. Серикова, МАОУ СОШ N 2 имени Ю.А. Гагарина, МАОУ СОШ N 1 имени В.Г. Серова, МАОУ СОШ N 5 имени А.И. Пахайло, МАОУ СОШ N 4 имени М.С. Сахненко, МБУ ДО ДЮСШ г. Курганинска, МАУ ДО ЦДТ г. Курганинска, МБУ ДО СДЮТЭ, МБОУ СОШ N 19 имени А.П. Васильева о финансировании и установке в учреждениях систем оповещения и управления эвакуацией людей при угрозе совершения террористического акта, снабженных источником бесперебойного питания.
По утверждению истца, прокуратурой Курганинского района проведена проверка антитеррористической безопасности в деятельности организаций дошкольного и общего образования, расположенных на территории муниципального образования Курганинский район. В ходе проверки установлено, в нарушение действующего законодательства и обязательных требований с указанных учреждениях, расположенных в Курганинском районе Краснодарского края, системой оповещения и управления эвакуацией людей при угрозе совершения террористического акта, снабженной источником бесперебойного питания, не оснащены. Истец просил обязать администрацию муниципального образования Курганинский район в срок до 01.07.2022 года обеспечить финансирование мероприятий по установке в указанных учреждениях и до 01.09.2020 года системы оповещения и управления эвакуацией людей при угрозе совершения террористического акта, снабженных источником бесперебойного питания.
Решением Курганинского районного суда Краснодарского края от 24.05.2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12.09.2022 года, иск удовлетворен в полном объеме. На администрацию МО Курганинский район Краснодарского края возложена обязанность обеспечить финансирование мероприятий по установке в зданиях муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида N 5, муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка - детский сад N 7, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 21 имени В.А. Маркинтеева, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада N 37, муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 3 имени И.К. Серикова, муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 2 имени Ю.А. Гагарина, муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 1 имени В.Г. Серова, муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 5 имени А.И. Пахайло, муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 4 имени М.С. Сахненко, муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детско-юношеской спортивной школы города Курганинска, муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей центра детского творчества города Курганинска, муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей станции детского и юношеского туризма и экскурсий, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 19 имени А.П.
Васильева систем оповещения и управления эвакуацией людей при угрозе совершения террористического акта, снабженных источником бесперебойного питания, в срок до 01.07.2022 года включительно. На муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N 5 за счет выделенных администрацией муниципального образования Курганинский район средств возложена обязанность обеспечить установку в здании образовательной организации системы оповещения и управления эвакуацией людей при угрозе совершения террористического акта, снабженной источником бесперебойного питания, в срок до 01.09.2022 года включительно. На муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад N 7 за счет выделенных администрацией муниципального образования Курганинский район средств возложена обязанность обеспечить установку в здании образовательной организации системы оповещения и управления эвакуацией людей при угрозе совершения террористического акта, снабженной источником бесперебойного питания, в срок до 01.09.2022 года включительно. На муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу N 21 имени В.А. Маркинтеева за счет выделенных администрацией муниципального образования Курганинский район средств возложена обязанность обеспечить установку в здании образовательной организации системы оповещения и управления эвакуацией людей при угрозе совершения террористического акта, снабженной источником бесперебойного питания, в срок до 01.09.2022 года включительно. На муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 37 за счет выделенных администрацией муниципального образования Курганинский район средств возложена обязанность обеспечить установку в здании образовательной организации системы оповещения и управления эвакуацией людей при угрозе совершения террористического акта, снабженной источником бесперебойного питания, в срок до 01.09.2022 года включительно.
На муниципальное автономное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу N 3 имени И.К. Серикова за счет выделенных администрацией муниципального образования Курганинский район средств возложена обязанность обеспечить установку в здании образовательной организации системы оповещения и управления эвакуацией людей при угрозе совершения террористического акта, снабженной источником бесперебойного питания, в срок до 01.09.2022 года включительно. На муниципальное автономное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу N 2 имени Ю.А. Гагарина за счет выделенных администрацией муниципального образования Курганинский район средств возложена обязанность обеспечить установку в здании образовательной организации системы оповещения и управления эвакуацией людей при угрозе совершения террористического акта, снабженной источником бесперебойного питания, в срок до 01.09.2022 года включительно. На муниципальное автономное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу N 1 имени В.Г. Серова за счет выделенных администрацией муниципального образования Курганинский район средств возложена обязанность обеспечить установку в зданиях образовательной организации (ул. Первомайская, 1; ул. Комсомольская, 95; пер. Попова, 3, г..Курганинск) систем оповещения и управления эвакуацией людей при угрозе совершения террористического акта, снабженных источником бесперебойного питания, в срок до 01.09.2022 года включительно. На муниципальное автономное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу N 5 имени А.И. Пахайло за счет выделенных администрацией муниципального образования Курганинский район средств возложена обязанность обеспечить установку в здании образовательной организации системы оповещения и управления эвакуацией людей при угрозе совершения террористического акта, снабженной источником бесперебойного питания, в срок до 01.09.2022 года включительно.
На муниципальное автономное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу N 4 имени М.С. Сахненко за счет выделенных администрацией муниципального образования Курганинский район средств возложена обязанность обеспечить установку в здании образовательной организации системы оповещения и управления эвакуацией людей при угрозе совершения террористического акта, снабженной источником бесперебойного питания, в срок до 01.09.2022 года включительно. На муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детско-юношескую спортивную школу города Курганинска за счет выделенных администрацией муниципального образования Курганинский район средств возложена обязанность обеспечить установку в зданиях образовательной организации (ул. Д. Бедного, 213, г..Курганинск, ул. Чехова, 23, г..Курганинск, ул. Красная, 1 ст. Темиргоевская) систем оповещения и управления эвакуацией людей при угрозе совершения террористического акта, снабженных источником бесперебойного питания, в срок до 01.09.2022 года включительно. На муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей центр детского творчества города Курганинска за счет выделенных администрацией муниципального образования Курганинский район средств возложена обязанность обеспечить установку в здании образовательной организации системы оповещения и управления эвакуацией людей при угрозе совершения террористического акта, снабженной источником бесперебойного питания, в срок до 01.09.2022 года включительно. На муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей станцию детского и юношеского туризма и экскурсий за счет выделенных администрацией муниципального образования Курганинский район средств возложена обязанность обеспечить установку в здании образовательной организации системы оповещения и управления эвакуацией людей при угрозе совершения террористического акта, снабженной источником бесперебойного питания, в срок до 01.09.2022 года включительно.
На муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу N 19 имени А.П. Васильева за счет выделенных администрацией муниципального образования Курганинский район средств возложена обязанность обеспечить установку в здании образовательной организации системы оповещения и управления эвакуацией людей при угрозе совершения террористического акта, снабженной источником бесперебойного питания, в срок до 01.09.2022 года включительно.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить судебные акты как незаконные и необоснованные ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права. Указывает на то, что выделение денежных средств, необходимых для устранения отраженных в исковом заявлении нарушений в срок, указанный в иске, не представляется возможным, что делает не исполнимым принятое решение суда. Также ссылается на то, что в связи с невозможностью выделения денежных средств в один финансовый год, в целях соблюдения принципа реальной возможности исполнения решения суда и сбалансированности местного бюджета, а также с невозможностью выполнить соблюдения принципа реальной возможности исполнения решения суда, установление срока администрации муниципального образования Курганинский район о выделении денежных средств в срок до 01.07.2022 года является крайне малым и не реализуемым.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, по результатам изучения доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в нарушение действующего законодательства, системой оповещения и управления эвакуацией людей при угрозе совершения террористического акта, снабженной источником бесперебойного питания, не оснащены следующие учреждения, расположенные в г. Курганинске и в Курганинском районе: МАДОУ детский сад комбинированного вида N 5, МАДОУ ЦРР - детский сад N 7, МБОУ СОШ N 21 имени В.А. Маркинтеева, МБДОУ детский сад N 37, МАОУ СОШ N 3 им. И.К. Серикова, МАОУ СОШ N 2 имени Ю.А. Гагарина, МАОУ СОШ N 1 имени В.Г. Серова, МАОУ СОШ N 5 имени А.И. Пахайло, МАОУ СОШ N 4 имени М.С. Сахненко, МБУ ДО ДЮСШ г. Курганинска, МАУ ДО ЦДТ г. Курганинска, МБУ ДО СДЮТЭ, МБОУ СОШ N 19 имени А.П. Васильева.
Руководителями учреждения подготовлены локально-сметные расчеты на монтаж вышеуказанных систем оповещения и управления, и поданы заявки в управление образования муниципального образования Курганинский район на выделение денежных средств для финансирования проведения работ по установке данных систем.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции на основании произведенной оценки представленных в дело доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ исходил из того, что наличие указанных нарушений создает реальную опасность возникновения травматизма, причинение вреда жизни и здоровью в случае возникновения террористической угрозы, что нарушает право граждан на охрану здоровья, а также право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, а именно - нарушение интересов несовершеннолетних, осваивающих образовательные программы в учреждениях, а также педагогических коллективов и иных лиц, посещающих данные учреждения.
Суд апелляционной инстанции, проверив соответствие выводов суда материалам дела, правильность применения к правоотношениям сторон норм материального и процессуального права, пришел к верному выводу о законности состоявшегося по делу судебного постановления.
Оснований ставить под сомнение выводы судов обеих инстанций суд кассационной инстанции по результатам изучения дела не установил, принимая во внимание, что судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, применены подлежащие применению нормы материального права, регулирующие спорные отношения, соблюдены требования процессуального закона.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона РФ от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, создание условий для осуществления ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона РФ от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно пункту "д" части 4 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 06.03.2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", одним из основных направлений противодействия терроризму является деятельность по его предупреждению, в том числе по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (часть 6 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 06.03.2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 года N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности данного Министерства, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Согласно пункту 17 Требований, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
На основании пункта 24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, установлена необходимость оборудования объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Указанные требования распространяются и на объекты (территории), отнесенные к первым трем категориям опасности в соответствии с пунктами 25 - 27 Требований.
В соответствии с пунктом 31 Требований, система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
В соответствии с пунктами 6.1, 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Применительно к вышеизложенному, суды нижестоящих инстанций, установив, что в нарушение Требований, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 года N 1006 вышеуказанные учреждения системой оповещения и управления эвакуацией людей при угрозе совершения террористического акта, снабженной источником бесперебойного питания, не оснащены, приняв во внимание, что наличие указанных нарушений создает реальную опасность возникновения травматизма, причинение вреда жизни и здоровью в случае возникновения террористической угрозы, что нарушает гарантированное ст. 41 Конституции Российской Федерации право граждан на охрану здоровья, а также гарантированное ст. 37 Конституции Российской Федерации право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, а именно - нарушение интересов несовершеннолетних, осваивающих образовательные программы в учреждениях, а также педагогических коллективов и иных лиц, посещающих данные учреждения, пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного иска.
Вопреки позиции кассатора, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, применительно к положениям ст. 206 ГПК РФ, обоснованно установили ответчикам срок исполнения решения суда до 01.07.2022 года. Указанный срок, судами определен с учетом разумности и достаточности для решения организационных, финансовых вопросов для устранения выявленных нарушений.
Доводы заявителя о невозможности исполнения решения суда ввиду недостаточного финансирования уже являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции и правомерно отклонены судом апелляционной инстанции.
Кроме того, в соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые реализуются посредством представления доказательств.
Из материалов дела не следует, что основополагающие принципы правосудия, указанные выше, были нарушены при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанциями.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой или апелляционной инстанциями и опровергали бы правильность выводов судов.
Правовая оценка имеющимся в деле доказательствам дана судами по правилам ст. 67 ГПК РФ. Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений норм материального, либо процессуального права, влекущих отмену решений не допущено.
Выводы судов основаны на нормах действующего законодательства, приведенных в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Курганинского районного суда Краснодарского края от 24.05.2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12.09.2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.