Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Жогина О.В, Макаровой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к МКУ "Департамент городского хозяйства" г. Шахты Ростовской области, ИП ФИО2 об обязании осуществить мероприятия по обращению с животными без владельцев, направленные на отлов безнадзорных собак, и отловить их без возврата в прежние места их обитания по кассационной жалобе ФИО1 на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 14 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 17 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к МКУ "Департамент городского хозяйства" г..Шахты Ростовской области, ИП ФИО2, в котором просил обязать МКУ "Департамент городского хозяйства" г..Шахты в течение трех суток с момента вступления решения в законную силу осуществить мероприятия по обращению с животными без владельцев, направленные на отлов 4-х безнадзорных собак, без возврата в прежнее место их обитания, около "адрес": среднего размера, чёрной масти, хвост саблеобразный, длинношёрстная (фото 1), среднего размера, рыжей масти, хвост длинный, уши треугольные, короткошёрстная (фото 2), среднего размера, чёрной масти с рыжими подпалинами на передних и задних конечностях и на морде, хвост длинный свисающий, уши треугольной формы, короткошёрстная (фото 3), размера ниже среднего, чёрной масти с седой бородой, длинношерстная (фото 4); признать возврат ИП ФИО2 ранее отловленной собаки среднего размера, рыжей масти, хвост длинный, уши треугольные, короткошёрстная (фото 2), индивидуальная учётная карточка животного без владельца от ДД.ММ.ГГГГ N, на земельный участок многоквартирного "адрес" незаконным; обязать ИП ФИО2 в течение недели с момента вступления решения в законную силу отловить 4-х безнадзорных собак, без возврата в прежние места их обитания, около "адрес": среднего размера, чёрной масти, хвост саблеобразный, длинношёрстная (фото 1), среднего размера, рыжей масти, хвост длинный, уши треугольные, короткошёрстная (фото 2), среднего размера, чёрной масти с рыжими подпалинами на передних и задних конечностях и на морде, хвост длинный свисающий, уши треугольной формы, короткошёрстная (фото 3), размера ниже среднего, чёрной масти с седой бородой, длинношёрстная (фото 4); а также взыскать с ответчиков в его пользу в равных долях судебные расходы в размере "данные изъяты", из которых "данные изъяты" - оплата государственной пошлины, "данные изъяты" - оплата почтовых услуг при отправке заявления о предоставлении сведений и документов от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО2, "данные изъяты" - расходы
на оплату флэшкарты, "данные изъяты" - расходы на оплату флэшкарты, "данные изъяты" - расходы на печать фотографий, "данные изъяты" - расходы на печать фотографий, "данные изъяты" - расходы на оплату почтовых услуг при отправке заявления о предоставлении сведений и документов от ДД.ММ.ГГГГ в Государственную Думу, Минсельхоз, "данные изъяты" - расходы на печать фотографий, "данные изъяты" - расходы на получение выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок; обратить решение к немедленному исполнению в порядке статьи 212 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 14 июля 2022 года исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 17 октября 2022 года решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 14 июля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец ФИО1 просит отменить судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение, указывая в обоснование на то, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, дана ненадлежащая оценка представленным доказательствам, основания для отказа в удовлетворении исковых требований отсутствуют.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Судебная коллегия полагает, что лицо, подавшее жалобу, обязано отслеживать информацию о ее движении на сайте суда, что согласуется с положениями пункта 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и усматривается из материалов дела, что во дворе многоквартирного дома по "адрес" обитают 4 собаки без владельца, изображенные на представленных в материалы дела фотографиях N N
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, площадью "данные изъяты" кв.м по "адрес" имеет категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - земли под жилыми домами многоэтажной и повышенной этажности застройки. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения о зарегистрированных правах и описание местоположения земельного участка отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию г. Шахты Ростовской области с заявлением об отлове бездомных собак около указанного дома с целью защитить прохожих от нападения стаи бездомных собак.
В соответствии с Уставом МКУ "Департамент городского хозяйства" г. Шахты, утвержденным постановлением администрации г. Шахты от ДД.ММ.ГГГГ N, одним из видов деятельности МКУ "Департамент городского хозяйства" г. Шахты является подготовка документов для проведения конкурса на размещение муниципального заказа, составление технического задания на работы в части благоустройства города, в том числе отлов бродячих собак; подготовка проектов и контроль порядка заключения договоров подряда на работы в части благоустройства города, в том числе отлов бродячих собак; организация взаимодействия, осуществление контроля и координирование работы организаций, независимо от форм собственности, в части благоустройства города, в том числе отлов бродячих животных.
Отлов безнадзорных собак проводится на основании устных и (или) письменных заявлений физических и юридических лиц.
Письмом МКУ "Департамент городского хозяйства" г. Шахты от ДД.ММ.ГГГГ за N N ФИО14 сообщено о том, что в районе дома по "адрес" обитают несколько безнадзорных собак, ранее отловленных, стерилизованных и помеченных путем крепления ушной клипсы. Питание данной группе животных обеспечивает жительница "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 повторно обратился в администрацию г. Шахты Ростовской области с заявлением на отлов безнадзорных собак: среднего размера, чёрной масти, хвост саблеобразный, длинношёрстная (фото 1), среднего размера, рыжей масти, МКУ "Департамент городского хозяйства" г. Шахты сообщено о хвост длинный, уши треугольные, короткошёрстная (фото 2), среднего размера, чёрной масти с рыжими подпалинами на передних и задних конечностях и на морде, хвост длинный свисающий, уши треугольной формы, короткошёрстная (фото 3), размера ниже среднего, чёрной масти с седой бородой, длинношёрстная (фото 4).
Электронным письмом ответчик предоставил истцу ответ на заявку на отлов безнадзорных животных по "адрес", согласно которому данная заявка зарегистрирована в "Журнале учета заявок на отлов безнадзорных животных" и будет отработана в марте текущего года.
ДД.ММ.ГГГГ между МКУ "Департамент городского хозяйства" г. Шахты и ИП ФИО8 заключен муниципальный контракт N на выполнение работ по отлову животных без владельцев, срок выполнения работ: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, срок действия контракта: с момента заключения контракта по ДД.ММ.ГГГГ.
В рамках муниципального контракта N от ДД.ММ.ГГГГ, ИП ФИО8 по адресу: "адрес" ДД.ММ.ГГГГ была отловлена собака без владельца и помещена в приют по адресу: "адрес", в районе животноводческого комплекса: кобель среднего размера, окрас черный, шерсть средней длины, уши средние, висят, хвост прямой, ровный, возраст - 3 года, вес - 16 кг, регистрационный номер животного - 23, идентификационный номер - N, поведение животного во время отлова - осторожное, адекватное, животное клинически здорово, поведение животного после поступления в приют, решение относительно социализации животного без владельцев: поведение спокойное, адекватное, в социализации не нуждается, животное помещено на карантин в течение 10 дней, обработка от экто- и эндопаразитов - ДД.ММ.ГГГГ, вакцинация - ДД.ММ.ГГГГ, кастрация - ДД.ММ.ГГГГ, мечение - ДД.ММ.ГГГГ, выбыл из приюта ДД.ММ.ГГГГ в среду обитания, что подтверждается актом отлова животного без владельца от ДД.ММ.ГГГГ N и индивидуальной учетной карточкой животного без владельца от ДД.ММ.ГГГГ N с приложенным фотоматериалом, подписанной исполнителем и специалистом в области ветеринарии ФИО9
ДД.ММ.ГГГГ между МКУ "Департамент городского хозяйства" г. Шахты и ИП ФИО2 заключен муниципальный контракт N на выполнение работ по отлову животных без владельцев, срок выполнения работ: с момента заключения контракта по ДД.ММ.ГГГГ, срок действия контракта: с момента заключения контракта по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 5.1.1 муниципального контракта, подрядчик обязан выполнить все работы в срок в соответствии с наряд-заданием заказчика и сдать работы заказчику в объемах, указанных в наряд-задании, в соответствии с ведомостью на выполнение работ (Приложение N 1) и техническим заданием (Приложение N 2).
После получения наряда-задания в течение 24 часов с момента его получения обязан приступить к выполнению работ по отлову животных без владельцев (пункт 5.1.8 муниципального контракта).
Согласно пункту 6.4 муниципального контракта, не позднее 1 рабочего дня с события, указанного в пункте 6.3, подрядчик в обязательном порядке предоставляет заказчику акт фиксации факта выполнения работ по отлову животных без владельцев (Приложение N 1 к техническому заданию) и следующий пакет документов: наряд-задание на отлов животных без владельцев (Приложение N 2 к техническому заданию) с подписью ответственного лица; акт отлова животных без владельцев (Приложение N 3 к техническому заданию); акт выбытия из приюта животного без владельца (Приложение N 4 к техническому заданию); копии индивидуальной учетной карточки животного без владельца (Приложение N 8 к техническому заданию); акт умерщвление животного без владельцев; акт на утилизацию трупа животного без владельцев; перечень применяемых сертифицированных лекарственных средств; акт о проведении дезинфекции автомобиля; акт, подтверждающий проведение процедур по обработке против экто- и эндопаразитов, вакцинации, маркированию животных без владельцев, стерилизации или кастрации животного, заключение специалиста в области ветеринарии на животных, в случаях обнаружения заболеваний, агрессии и т.п, заверенное специалистом в области ветеринарии.
Согласно ответам предоставленным МКУ "Департамент городского хозяйства" г. Шахты N от ДД.ММ.ГГГГ и ИП ФИО2 на запросы суда первой инстанции, отлов животных без владельцев на территории муниципального образования г. Шахты осуществляется в соответствии с выделенными бюджетными ассигнованиями и заключенными на эти цели муниципальными контрактами. Отлов осуществляется на основании поданных от населения заявок.
В соответствии с обращениями граждан и сформированными по их данным наряд-заданиям ДД.ММ.ГГГГ подрядной организацией - ИП ФИО2 осуществлено обследование, указанных в наряд-задании адресных ориентиров, в том числе и в районе "адрес". По результатам обследования установлено, что одна из обнаруженных собак, а именно, черная длинношерстная собака имела метку в виде ушной клипсы с индивидуальным номером (индивидуальная учетная карточка животного без владельца N от ДД.ММ.ГГГГ), что свидетельствует о том, что ранее животное было отловлено и с ним проведены все предусмотренные законодательством, ветеринарные мероприятия. Во время осмотра территории и отлова собак ДД.ММ.ГГГГ собаки агрессии ни к человеку, ни к животным не проявляли.
Из акта осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ следует, что обследование проведено по "адрес" с участием ведущего специалиста ОУ и СГТ МКУ "Департамент городского хозяйств" г. Шахты ФИО10, начальника Восточного территориального отдела ФИО11, представителя ИП ФИО2, осуществляющей отлов животных без владельцев, а также представителя заявителя ФИО1 - ФИО12 В ходе этого обследования установлено, что по адресу: "адрес" в момент осмотра находилось 4 собаки: 3 собаки без клипсы (черная среднего размера с седой бородой, черная с рыжим короткошерстная и рыжая короткошерстная), которые подлежали отлову ДД.ММ.ГГГГ и 1 собака с клипсой (черная длинношерстная).
ДД.ММ.ГГГГ в рамках муниципального контракта N от ДД.ММ.ГГГГ и в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, ИП ФИО2 на основании наряд-задания N от ДД.ММ.ГГГГ, выданного МКУ "Департамент городского хозяйства" г. Шахты, была отловлена собака без владельца по адресу: "адрес", изображенная на фото N, и помещена в приют по адресу: "адрес", в 1, 1 км. На юго-запад от "адрес": сука, метис, среднего размера, окрас бежевый, шерсть средней длины, уши средние, висят, хвост слегка загнут, возраст (примерный) - 4 года, вес - 17 кг, регистрационный номер животного - 54, идентификационный номер - 621, поведение животного во время отлова - осторожное, адекватное, животное клинически здорово, поведение животного после поступления в приют, решение относительно социализации животного без владельцев: поведение спокойное, адекватное, в социализации не нуждается, животное помещено на карантин в течение 10 дней, обработка от экто- и эндопаразитов - ДД.ММ.ГГГГ вакцинация - ДД.ММ.ГГГГ, кастрация - ДД.ММ.ГГГГ, мечение - ДД.ММ.ГГГГ, дата выбытия из приюта - ДД.ММ.ГГГГ в среду обитания, что подтверждается актом отлова животного без владельца от ДД.ММ.ГГГГ N и индивидуальной учетной карточкой животного без владельца от ДД.ММ.ГГГГ N с приложенным фотоматериалом, подписанной исполнителем и специалистом в области ветеринарии - ФИО13
Также установлено, что в рамках муниципального контракта N от ДД.ММ.ГГГГ и в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела ИП ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ на основании наряда-задания от ДД.ММ.ГГГГ, выданного МКУ "Департамент городского хозяйства" г. Шахты, были отловлены 2 собаки без владельца по адресу: "адрес", изображенные на фото N и N, и помещены в приют по адресу: "адрес"Б.
Согласно ответу Управления ветеринарии Ростовской области N от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда, критерии и порядок проведения оценки наличия или отсутствия у животных без владельцев, в том числе стерилизованных и имеющих несмываемые метки, немотивированной агрессивности в отношении других животных или человека, а также круг лиц, осуществляющий такую оценку, на сегодняшний день законодательно на федеральном уровне не определены.
Как верно указали суды нижестоящих инстанций, базовым нормативным актом, регулирующим отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными является Федеральный закон от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с частью 1 статьи 18 которого мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя, в том числе отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части, либо обращение с животными в соответствии с пунктом 5 настоящей части.
В частях 2 и 4 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закреплено, что при отлове животных без владельцев должны соблюдаться следующие требования: стерилизованные животные без владельцев, имеющие неснимаемые или несмываемые метки, отлову не подлежат, за исключением животных без владельцев, проявляющих немотивированную агрессивность в отношении других животных или человека. Физические лица и юридические лица обязаны сообщать о нахождении животных без владельцев, не имеющих неснимаемых и несмываемых меток, на территориях или объектах, находящихся в собственности или пользовании таких лиц, в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, и обеспечивать доступ на указанные территории или объекты представителям организации, осуществляющей отлов животных без владельцев.
Пунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
Согласно статье 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них; установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев; установление порядка предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями; утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными; иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, утв. постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2019 года N 1180 "Об утверждении методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев", в качестве исполнителей мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев привлекаются юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановлением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Ростовской области, согласно пункту 1.4 которого мероприятия по обращению с животными без владельцев могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При проведении мероприятий по обращению с животными без владельцев юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют, в том числе отлов животных без владельцев; возврат не проявляющих немотивированной агрессивности животных без владельцев на прежние места обитания после завершения в приюте для животных мероприятий по стерилизации, мечению, карантинированию, лечению, вакцинации; транспортировку животных, содержавшихся в приюте, к месту прежнего обитания (пункт 1.5).
Суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", обоснованно исходил из того, что в настоящее время спорные собаки без владельцев отловлены, с двумя из которых, изображенных на фото N и N, были проведены все профилактические, диагностические и лечебные мероприятия и они выпущены в прежнюю среду обитания как не проявляющие немотивированной агрессивности, две другие собаки, изображенные на фото N и N, до настоящего времени находятся в приюте на карантине, с которыми в дальнейшем будут проведены все необходимые профилактические, диагностические и лечебные мероприятия в соответствии с ветеринарным законодательством РФ, после чего специалистом в области ветеринарии может быть сделан вывод о возврате/ не возврате указанных безнадзорных собак в прежнею среду обитания.
Ростовский областной суд при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, признал выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального права, нарушения норм процессуального права не были установлены.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ).
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды нижестоящих инстанций по результатам надлежащей оценки представленных сторонами доказательств правомерно указали на то, что в ходе рассмотрения дела не представлено доказательств того, что спорные 4 собаки без владельцев, обитающие во дворе "адрес", проявляют немотивированную агрессивность по отношению к человеку и создают угрозу его жизни и здоровью, в связи с чем суд не может возложить на ответчиков обязанность осуществить мероприятия по обращению с животными без владельцев, направленные на отлов 4-х безнадзорных собак, без возврата в прежнее место их обитания. Доказательств того, что самим фактом проживания собак во дворе дома, нарушены какие-либо права истца на благоприятную среду обитания, также не представлено.
Доводы истца о проявлении агрессии со стороны собак, проживающих во дворе многоквартирного жилого дома, проверялись судами нижестоящих инстанций, в том числе путем допроса свидетелей - жильцов того же многоквартирного дома, в большей части пояснившими о социализированности этих животных, спокойном поведении, а также о провоцирующих поступках со стороны самого ФИО1 - кидание камней в собак, пинки, крики.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а сводятся к несогласию заявителя с произведенной судебными инстанциями оценкой представленных в деле доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств с точки зрения его субъективного восприятия спора, что поводом для кассационного вмешательства не является.
В силу статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и второй инстанций. Суд кассационной инстанции правом переоценки представленных сторонами доказательств не наделен. В силу прямого указания закона выраженное несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств не может являться основанием для пересмотра судебных постановлений.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 14 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 17 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.