Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Галлингер А.А., рассмотрев жалобу исполнительного директора автономной некоммерческой организации "Поддержка связей с еврейской диаспорой "Еврейское Агентство "Сохнут" (далее по тексту - АНО "Сохнут") Катрич Е.Б. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи четвертого судебного участка Центрального судебного района г. Новосибирска, исполняющего обязанности мирового судьи первого судебного участка Центрального судебного района г. Новосибирска от 6 октября 2022 г. (резолютивная часть постановления от 3 октября 2022 г.) и решение судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 14 декабря 2022 г., вынесенные в отношении АНО "Сохнут" по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 13.11 и частью 8 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи четвертого судебного участка Центрального судебного района г. Новосибирска, исполняющего обязанности мирового судьи первого судебного участка Центрального судебного района г. Новосибирска от 6 октября 2022 г. (резолютивная часть постановления от 3 октября 2022 г.), оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 14 декабря 2022 г, АНО "Сохнут" признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 13.11 и частью 8 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, исполнительный директор АНО "Сохнут" Катрич Е.Б. выражает несогласие с названными судебными актами, ставит вопрос об их отмене, ссылаясь на ненадлежащую оценку судебными инстанциями имеющихся в деле доказательств и отсутствие в действиях организации состава административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Часть 3 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных.
Частью 8 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение оператором при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения) или извлечения персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N152-ФЗ "О персональных данных", оператором персональных данных признается государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 Закона о персональных данных).
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о персональных данных, оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети, в том числе на страницах принадлежащего оператору сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с использованием которых осуществляется сбор персональных данных, документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона о персональных данных, при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Как усматривается из материалов дела, согласно постановлению заместителя прокурора г. Новосибирска о возбуждении дела об административном правонарушении от 25 ноября 2021 г. в ходе проведения прокуратурой г. Новосибирска проверки исполнения АНО "Сохнут" законодательства о персональных данных установлено, что АНО "Сохнут", являющаяся оператором персональных данных и осуществляющая передачу персональных данных по сети "Интернет", в нарушение требований части 2 статьи 18.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" на интернет-сайте "данные изъяты" где осуществляет сбор персональных данных в объеме: фамилия, имя, адрес электронной почты, дата рождения, страна проживания, номер мобильного телефона, номер стационарного телефона, пол, не опубликовала документ, определяющий политику АНО "Сохнут" в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, что свидетельствует о совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно постановлению заместителя прокурора г. Новосибирска о возбуждении дела об административном правонарушении от 25 ноября 2021 г. АНО "Сохнут" в нарушение требований части 5 статьи 18 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" осуществляет обработку персональных данных посредством сайтов в сети "Интернет" через интернет-ресурс по адресу: "данные изъяты" т.е. с использованием базы данных, находящейся за пределами Российской Федерации, что свидетельствует о совершении правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дела объединены по указанным административным правонарушениям в одно производство.
Мировым судьей установлено, что АНО "Сохнут" является оператором персональных данных и осуществляет передачу персональных данных по сети "Интернет". При этом оператор использует для защиты персональных данных шифровальные (криптографические) средства (КриптоПро 4.0). Данный факт подтверждается информационным письмом о внесении изменений в сведения в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных (документ сформирован на портале Роскомнадзора, номер уведомления: "данные изъяты"
Также мировым судьей установлено, что АНО "Сохнут" является оператором персональных данных и осуществляет передачу персональных данных по сети "Интернет" через персональные компьютеры, которые являются собственностью АНО "Сохнут" и входят в состав информационной системы персональных данных АНО "Сохнут".
16 сентября 2015 г. АНО "Сохнут" в соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" направила в Управление Роскомнадзора по Центральному федеральному округу уведомление об обработке персональных данных.
На интернет-ресурсе по адресу: " "данные изъяты" установлен факт размещения формы обратной связи, предполагающий сбор персональных данных в объеме: имя, фамилия, адрес электронной почты, дата рождения, страна проживания, город, номер мобильного телефона, номер стационарного телефона, пол.
Факт принадлежности интернет-сайта АНО "Сохнут" подтверждается актом о проведении совместного осмотра интернет-сайта от 25 ноября 2021 г, составленным помощником прокурора г. Новосибирска ФИО10 и старшим преподавателем кафедры систем автоматизированного проектирования ФГБОУ ВО " "данные изъяты"" ФИО11
АНО "Сохнут", в нарушение ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" не опубликован в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" документ, определяющий политику АНО "Сохнут" в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных.
Указанные обстоятельства послужили обстоятельством для привлечения АНО "Сохнут" к административной ответственности по части 3 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме этого, при рассмотрении дела мировым судьей установлено, что в рамках прокурорской проверки получены сведения в АО "Региональный сетевой информационный центр" об администраторе домена сведения "данные изъяты" в том числе, о стране регистрации: " "данные изъяты" а также контактный телефон: + "данные изъяты" (телефонный код + "данные изъяты").
При осуществлении осмотра интернет-сайтов, с помощью интернет-браузера " "данные изъяты" через открытую страницу https:// "данные изъяты" открыта консоль разработчика браузера " "данные изъяты"".
На интернет-странице https:/ "данные изъяты" заполнены предложенные поля и нажата кнопка "Далее". В результате полученной информации в консоле разработчика установлено, что введенные персональные данные отправляются на информационный ресурс " "данные изъяты" Посредством интернет-сервиса "данные изъяты"" получена информация, что данный информационный ресурс расположен на ip адресах "данные изъяты"
В нарушение части 5 статьи 18 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", оператором используются база данных информации, содержащая персональные данные, находящаяся за пределами Российской Федерации.
Указанные обстоятельства послужили обстоятельством для привлечения АНО "Сохнут" к административной ответственности по части 3 статьи 13.11 и части 8 статьи 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение законодательства о персональных данных, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае АНО "Сохнут", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 13.11 и части 8 статьи 13.11 указанного Кодекса.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Существенных нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не установлено.
При рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы заявителя на постановление мирового судьи, судебными инстанциями дело проверено в полном объеме в соответствии со статьями 26.1, 29.10, частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в судебных актах дана объективная правовая оценка доводам заявителя и приведены мотивы, по которым судьи пришли к выводу о законности и обоснованности привлечения его к административной ответственности по части 3 статьи 13.11 и части 8 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы являлись предметом судебного разбирательства нижестоящими судебными инстанциями и обоснованно отклонены по указанным в судебных решениях мотивам.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов.
Порядок и срок давности привлечения АНО "Сохнут" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено АНО "Сохнут" в пределах санкции части 3 статьи 13.11 и части 8 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи четвертого судебного участка Центрального судебного района г. Новосибирска, исполняющего обязанности мирового судьи первого судебного участка Центрального судебного района г. Новосибирска от 6 октября 2022 г. (резолютивная часть постановления от 3 октября 2022 г.) и решение судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 14 декабря 2022 г, вынесенные в отношении автономной некоммерческой организации "Поддержка связей с еврейской диаспорой "Еврейское Агентство "Сохнут" по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 13.11 и часть 8 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу исполнительного директора АНО "Сохнут" Катрич Е.Б. - без удовлетворения.
Судья: А.А. Галлингер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.