Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Раужина Е.Н, Новожиловой И.А, прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3041/2022 (УИД: 42RS0009-01-2022-004402-12) по иску Бушуевой Елены Васильевны к Министерству финансов Кузбасса о признании приказов незаконными, восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Министерства финансов Кузбасса и кассационному представлению прокурора Кемеровской области - Кузбасса на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, объяснения представителя Министерства финансов Кузбасса Ивановой Нины Васильевны, действующей по доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, поддержавшего доводы кассационного представления, Бушуевой Елены Васильевны и ее представителя Пешехонова Алексея Федоровича, допущенного к участию в деле на основании ч. 6 ст. 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возражавших относительно доводов кассационных жалобы и высказав мнение о согласии с доводами представления, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бушуева Елена Васильевна (далее - Бушуева Е.В.) обратилась с иском к Министерству финансов Кузбасса о признании приказов незаконными, восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований Бушуева Е.В. указала, что 24 декабря 2018 г. между ней и Министерством финансов Кузбасса заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Кемеровской области и замещении должности государственной гражданской службы Кемеровской области, согласно которому она принята на должность ведущего консультанта отдела кадров с 1 января 2019 г.
С 13 апреля 2022 г. по 15 апреля 2022 г. Министерством финансов Кузбасса проведена аттестация гражданских служащих, по результатам которой в отношении Бушуевой Е.В. вынесено решение о несоответствии замещаемой должности ведущий консультант отдела кадров.
С решением аттестационной комиссия Бушуева Е.В. не согласна, о чем письменно сообщила при получении и подписании аттестационного листа и решения аттестационной комиссии.
Приказом от 13 мая 2022 г. N с Бушуевой Е.В. расторгнут служебный контракт, и она уволена по инициативе представителя нанимателя по подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Обращаясь с иском в суд Бушуева Е.В. ссылалась на то, что аттестационной комиссией вывод о несоответствии занимаемой должности сделан исключительно на основании ответов на вопросы, касающиеся применения нормативно-правовых актов, что противоречит нормам Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110. Ее общий трудовой стаж 27 лет, стаж гражданской службы 19 лет, замещает должность ведущего консультанта более 11 лет. Неоднократно повышала свою квалификацию, имеет благодарственные письма и грамоты за время несения государственной службы. На иждивении имеет несовершеннолетнего сына. В связи с произошедшими событиями, из-за постоянного психологического давления со стороны руководства, переживаний и стресса у нее ухудшилось состояние здоровья, в связи с чем ей требуется медицинская операция, то есть, ей причинен моральный вред.
Бушуева Е.В. с учетом уточнения исковых требований, в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила суд признать незаконными приказ от 20 апреля 2022 г. N об итогах проведенной аттестации государственных гражданских служащих Министерства финансов Кузбасса, приказ от 13 мая 2022 г. N о расторжении служебного контракта, увольнении, обязать Министерство финансов Кузбасса восстановить ее на работе в должности ведущего консультанта отдела кадров, взыскать с Министерства финансов Кузбасса средний заработок за время вынужденного прогула со дня увольнения по день восстановления на работе, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Решением Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 11 июля 2022 г. исковые требования Бушуевой Е.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 ноября 2022 г. решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 11 июля 2022 г. отменено, по делу принято новое решение, которым результаты проведенной 15 апреля 2022 г. аттестации государственных гражданских служащих Министерства финансов Кузбасса в отношении Бушуевой Е.В. и приказ об итогах проведенной аттестации государственных служащих Министерства финансов Кузбасса от 20 апреля 2022 г. N в отношении Бушуевой Е.В. признаны недействительными. Приказ от 13 мая 2022 г. N о расторжении служебного контракта, увольнении Бушуевой Е.В. признан незаконным. Бушуева Е.В. восстановлена на работе в должности ведущего консультанта отдела кадров с 14 мая 2022 г. С Министерства финансов Кузбасса в пользу Бушуевой Е.В. взыскан заработок за время вынужденного прогула с 14 мая 2022 г. по 8 ноября 2022 г. в размере 530 799, 1 рублей, компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей. С Министерства финансов Кузбасса в бюджет города Кемерово взыскана государственная пошлина в размере 9 408 рублей.
В кассационной жалобе представителем Министерства финансов Кузбасса ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 ноября 2022 г, как незаконного.
В кассационном представлении прокурором Кемеровской области - Кузбасса ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 ноября 2022 г, как незаконного, в части взыскания с Министерства финансов Кузбасса в пользу Бушуевой Е.В. заработка за время вынужденного прогула, в бюджет города Кемерово государственной пошлины.
На кассационную жалобу Министерства финансов Кузбасса Бушуевой Е.В. принесены письменные возражения.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона (ч. 2 ст. 379.7 ГПК РФ).
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (ч. 3 ст. 379.7 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалобы и представления, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Бушуева Е.В. с 1 января 2019 г. приказом заместителя Губернатора Кемеровской области - начальника главного финансового управления Кемеровской области от 24 декабря 2018 г. N переведена на должность ведущего консультанта отдела кадров главного финансового управления Кемеровской области (после переименования - Министерство финансов Кузбасса), 1 января 2019 г. с Бушуевой Е.В. заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Кемеровской области и замещении должности государственной гражданской службы Кемеровской области.
Согласно должностному регламенту государственного гражданского служащего, замещающего должность ведущего консультанта отдела кадров и государственной службы Министерства финансов Кузбасса, утвержденному первым заместителем председателя Правительства Кемеровской области - Кузбасса - министром финансов Кузбасса 7 декабря 2021 г, служебному контракту о прохождении государственной гражданской службы Кемеровской области и замещении должности государственной гражданской службы Кемеровской области, заключенному с Бушуевой Е.В, должность, замещаемая Бушуевой Е.В, относится к ведущей группе должностей государственной гражданской службы категории специалисты.
В целях определения соответствия государственного гражданского служащего Кемеровской области - Кузбасса в Министерстве финансов Кузбасса замещаемой должности государственной гражданской службы Кемеровской области - Кузбасса на основе оценки его профессиональной служебной деятельности (профессионального уровня) приказом первого заместителя председателя Правительства Кемеровской области - Кузбасса - министра финансов Кузбасса от 11 марта 2022 г. N назначено проведение аттестации гражданских служащих Кемеровской области - Кузбасса в Министерстве финансов Кузбасса с 11 апреля 2022 г. по 15 апреля 2022 г.
Согласно графику проведения аттестации государственных гражданских служащих Кемеровской области - Кузбасса в Министерстве финансов Кузбасса проведение аттестации Бушуевой Е.В. назначено на 15 апреля 2022 г, с данным графиком Бушуева Е.В. ознакомлена 11 марта 2022 г.
Согласно аттестационному листу, аттестация Бушуевой Е.В. проводилась в форме собеседования. Членами аттестационной комиссии, Бушуевой Е.В. были заданы вопросы, на большую часть которых она затруднилась ответить.
По результатам аттестации комиссией принято решение о несоответствии Бушуевой Е.В. замещаемой должности государственной гражданской службы. Данное решение послужило основанием для издания первым заместителем председателя Правительства Кемеровской области - Кузбасса - министром финансов Кузбасса 20 апреля 2021 г. приказа N, согласно п. 3 которого Бушуева Е.В. признана не соответствующей замещаемой должности государственной гражданской службы с понижением в должности гражданской службы и подлежащей исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.
21 апреля 2022 г. Бушуевой Е.В. предложена нижестоящая вакантная должность - консультант отдела кадров и государственной службы (предложение должности от 21 апреля 2022 г. N)
Бушуева Е.В. от перевода на вакантную должность отказалась, о чем 29 апреля 2022 г. составлен соответствующий акт N. Иных вакантных должностей не имелось.
Приказом первого заместителя председателя Правительства Кемеровской области - Кузбасса - министра финансов Кузбасса от 13 мая 2022 г. N с Бушуевой Е.В. 13 мая 2022 г. расторгнут служебный контракт и она уволена с государственной гражданской службы Кемеровской области - Кузбасса по инициативе представителя нанимателя, подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.
Разрешая спор по существу, оценив представленные доказательства, в том числе показания свидетелей, установив, что процедура проведения аттестации не нарушена, результаты проведенной аттестации соответствуют закону, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований Бушуевой Е.В. о признании незаконными приказов от 20 апреля 2022 г. N об итогах проведенной аттестации государственных гражданских служащих Министерства финансов Кузбасса, от 13 мая 2022 г. N о расторжении служебного контракта и увольнении не имеется.
Суд первой инстанции также пришел к выводу о том, что не подлежат удовлетворению и производные требования о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав и оценив доказательства, в том числе дополнительно представленные, в силу полномочий, предусмотренных ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности результатов аттестации Бушуевой Е.В. ввиду нарушения процедуры ее проведения.
При этом, судом апелляционной инстанции установлено, что представленный в аттестационную комиссию отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период в отношении Бушуевой Е.В, составленный непосредственным руководителем Бушуевой Е.В. - начальником отдела кадров и государственной службы Министерства финансов Кузбасса Ц.Н.В. и утвержденный 22 марта 2022 г. первым заместителем председателя Правительства Кемеровской области - Кузбасса - министром финансов Кузбасса, содержит перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых Бушуева Е.В. принимала участие при осуществлении трудовой деятельности, в отзыве указано, что отсутствуют установленные факты несоблюдения гражданским служащим служебной дисциплины и ограничений, нарушения запретов, невыполнения требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о гражданской службе и о противодействии коррупции, также непосредственным руководителем дана оценка, что Бушуева Е.В. соответствует замещаемой должности гражданской службы. В качестве комментариев руководителя указано на то, что при выполнении задач и подготовке документов Бушуева Е.В. продемонстрировала достаточные профессиональные знания и владение профессиональными навыками в пределах профессиональных знаний и навыков, предусмотренных должностным регламентом. С отзывом Бушуева Е.В. ознакомлена 22 марта 2022 г. Указания на какие-либо приложения данный отзыв не содержит.
Установив, что протокол заседания аттестационной комиссии Министерства финансов Кузбасса от 15 апреля 2021 г. N не содержит оценки профессиональной служебной деятельности Бушуевой Е.В, ее эффективности и результативности, в ходе обсуждения аттестуемой Бушуевой Е.В. приняты во внимание заслушанные пояснения со стороны руководства - начальника отдела, исследованы представленные документы, при этом наименование и содержание исследованных аттестационной комиссией документов в протоколе не раскрывается, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии возможности установить, по каким основаниям Бушуева Е.В. признана несоответствующей замещаемой должности.
Представителем ответчика по запросу суда апелляционной инстанции представлены учет сведений о выполненных Бушуевой Е.В. поручениях и подготовленных проектов документов за период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г. и докладная записка по учету представленных сведений о выполненных Бушуевой Е.В. поручениях и подготовленных проектов документов за период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г, составленная 14 апреля 2022 г. начальником отдела кадров и государственной службы Министерства финансов Кузбасса Ц.Н.В. Данные документы судом апелляционной инстанции приобщены к материалам дела в качестве дополнительных доказательств.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции представитель ответчика ссылалась на то, что аттестационной комиссией исследовались вышеуказанные документы, решение в отношении Бушуевой Е.В. принято комиссией на основании данных документов. Бушуева Е.В. отрицала наличие при заседании аттестационной комиссии докладной записки отрицательного содержания, ссылалась на то, что был зачитан только учет сведений о выполненных ею поручениях и подготовленных проектов документов за период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г.
Из учета сведений о выполненных Бушуевой Е.В. поручениях и подготовленных проектов документов за период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г, составленных начальником отдела кадров и государственной службы Министерства финансов Кузбасса Ц.Н.В. 22 марта 2022 г, следует, что к качеству исполненных Бушуевой Е.В. самостоятельно поручений и проектов документов замечаний не было.
В докладной записке по учету представленных сведений о выполненных Бушуевой Е.В. поручениях и подготовленных проектов документов за период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г, составленной 14 апреля 2022 г. начальником отдела кадров и государственной службы Министерства финансов Кузбасса Ц.Н.В. к заседанию аттестационной комиссии, содержатся ссылки на документы, составленные Бушуевой Е.В, содержащие некорректные данные, на замечания, в том числе от иных работников отдела и сотрудников других отделов, указано на необходимость постоянного контроля за деятельностью Бушуевой Е.В. Сведений об ознакомлении с ней Бушуевой Е.В. данная докладная записка не содержит.
Установив, что ответчиком не представлено доказательств того, что с докладной запиской, составленной 14 апреля 2022 г. непосредственным руководителем Бушуевой Е.В. - начальником отдела кадров и государственной службы Министерства финансов Кузбасса Ц.Н.В. с приложениями к ней, представленной в аттестационную комиссию, Бушуева Е.В. была ознакомлена за неделю до проведения аттестации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о нарушении п. 15 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110.
Установив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение о несоответствии Бушуевой Е.В. замещаемой должности государственной гражданской службы аттестационной комиссией принято с нарушением п. 17 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что решение о несоответствии Бушуевой Е.В. замещаемой должности государственной гражданской службы аттестационной комиссией принято исключительно по результатам ответов на вопросы без исследования иных критериев, подлежащих обязательному учету при принятии решения аттестационной комиссией: исполнение гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что аттестационной комиссией нарушен п. 19 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110, устанавливающий, что решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии.
Признав незаконными результаты аттестации Бушуевой Е.В, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности приказа о расторжении с Бушуевой Е.В. служебного контракта и ее увольнении с государственной гражданской службы Кемеровской области - Кузбасса по инициативе представителя нанимателя по подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
При определении размера заработка за время вынужденного прогула, суд апелляционной инстанции исходил из размера среднего дневного заработка, определенного ответчиком за период с мая 2021 г. по апрель 2022 г. (12 месяцев перед увольнением) в размере 4 083, 07 рубля и времени вынужденного прогула - 130 рабочих дней и пришел к выводу, что с Министерства финансов Кузбасса в пользу Бушуевой Е.В. подлежит взысканию средний заработок за время вынужденного прогула с 14 мая 2022 г. по 8 ноября 2022 г. в размере 530 799, 1 рублей.
Установив, что действиями ответчика, выразившимися в незаконном увольнении нарушены трудовые права Бушуевой Е.В, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу Бушуевой Е.В. компенсации морального вреда, размер которой судом апелляционной инстанции, с учетом фактических обстоятельств дела определен в 10 000 рублей.
Кроме того, суд апелляционной инстанции взыскал с Министерства финансов Кузбасса в бюджет города Кемерово государственную пошлину в размере 9 408 рублей.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, с учетом установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции о незаконности результатов аттестации Бушуевой Е.В. ввиду нарушения процедуры ее проведения, приказа о расторжении с Бушуевой Е.В. служебного контракта и ее увольнении с государственной гражданской службы Кемеровской области - Кузбасса по инициативе представителя нанимателя по подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ст. 2 этого закона; далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
В п. 4 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" закреплено такое общее основание прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы, как расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37 указанного федерального закона).
В силу подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае несоответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.
Частью 2 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы.
Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы один раз в три года; для проведения аттестации правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия (части 1, 4 и 9 ст. 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя (ч. 2 ст. 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Согласно ч. 7 ст. 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных настоящим Федеральным законом.
По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений: 1) соответствует замещаемой должности гражданской службы; 2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста; 3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования; 4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы (ч. 15 ст. 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий: 1) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста; 2) направляется для получения дополнительного профессионального образования; 3) понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем (ч. 16 ст. 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Частью 17 ст. 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что при отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, замещающих должности государственной гражданской службы Российской Федерации в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах определен Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 (далее - Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации).
Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.
Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих (п. 2 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации).
Для проведения аттестации гражданских служащих по решению представителя нанимателя издается правовой акт государственного органа, содержащий положения: а) о формировании аттестационной комиссии; б) об утверждении графика проведения аттестации; в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации; г) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии (п. 7 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации).
Пунктом 12 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации установлено, что не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.
Отзыв, предусмотренный пунктом 12, должен содержать следующие сведения о гражданском служащем: а) фамилия, имя, отчество; б) замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность; в) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие; г) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (п. 13 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации).
К отзыву об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации (п. 14 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации).
Согласно п. 15 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.
В ходе заседания аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (п. 16 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации).
Пунктом 17 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации установлено, что профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности. При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, - также организаторские способности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2020 г. N 1387 утверждена Единая Методика проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации пунктом 2 которой установлено, что аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности государственной гражданской службы Российской Федерации.
Результаты аттестации гражданских служащих используются для: оценки их профессиональной служебной деятельности; стимулирования добросовестного исполнения должностных обязанностей и повышения профессионального уровня; определения направлений профессионального развития; обеспечения обоснованности принимаемых представителем нанимателя решений на основе результатов оценки профессиональной служебной деятельности гражданских служащих; формирования кадрового резерва для замещения вакантных должностей гражданской службы в порядке должностного роста (п. 3 Единой Методики проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации).
Пунктом 4 Единой Методики проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации установлено, что в ходе аттестации осуществляется оценка профессиональной служебной деятельности гражданского служащего исходя из следующих характеристик: участие гражданского служащего в решении (разработке) вопросов (документов), направленных на реализацию задач, стоящих перед соответствующим подразделением (государственным органом); сложность выполняемой гражданским служащим профессиональной служебной деятельности, ее эффективность и результативность; соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя - к специальности, направлению подготовки; отсутствие установленных фактов несоблюдения гражданским служащим служебной дисциплины и ограничений, нарушения запретов, невыполнения требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о гражданской службе и о противодействии коррупции.
К числу обязательных документов, необходимых для работы аттестационной комиссии и представляемых в аттестационную комиссию не позднее чем за 2 недели до начала аттестации, относятся: отзыв, подписанный непосредственным руководителем гражданского служащего и утвержденный вышестоящим руководителем; аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации (при наличии) (п. 15 Единой Методики проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации).
Кадровой службой готовится выписка из личного дела аттестуемого гражданского служащего, содержащая информацию о специальности, направлении подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки, включении в кадровый резерв государственного органа, об участии в мероприятиях по профессиональному развитию, наличии поощрений и награждений за период прохождения гражданской службы, имеющихся дисциплинарных взысканиях, а также иную значимую для целей аттестации информацию (п. 16 Единой Методики проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации).
Рекомендуемый порядок работы аттестационной комиссии включает рассмотрение представленных документов, заслушивание сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя (либо его заместителя) о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, обсуждение результатов его профессиональной служебной деятельности, принятие решения в отношении аттестуемого гражданского служащего (п. 19 Единой Методики проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации).
Аттестационная комиссия оценивает профессиональную служебную деятельность гражданского служащего на основании отзыва с учетом информации, представленной кадровой службой в выписке, указанной в пункте 17 настоящей единой методики, а также на основании заслушивания сообщения аттестуемого гражданского служащего, в ходе которого членами аттестационной комиссии могут задаваться вопросы, направленные на оценку профессиональной служебной деятельности аттестуемого гражданского служащего. Обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным. Оценка профессиональной служебной деятельности гражданского служащего подразумевает определение его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности, включая количество и качество выполненных поручений и подготовленных проектов документов. При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, отсутствие установленных фактов несоблюдения гражданским служащим служебной дисциплины и ограничений, нарушений запретов, невыполнения требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о гражданской службе и о противодействии коррупции, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, - также организаторские способности (п. 20 Единой Методики проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации).
Из изложенного следует, что аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности и призвана способствовать повышению профессионального уровня гражданских служащих. Оценка профессиональной служебной деятельности гражданского служащего подразумевает определение его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности, включая количество и качество выполненных поручений и подготовленных проектов документов. При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, - также организаторские способности.
Установив, что решение о несоответствии Бушуевой Е.В. замещаемой должности государственной гражданской службы аттестационной комиссией принято исключительно по результатам ответов Бушуевой Е.В. на вопросы без исследования иных критериев, подлежащих обязательному учету при принятии решения аттестационной комиссией, суд апелляционной инстанции пришел к правомерным выводам о нарушении аттестационной комиссией при принятии решения о несоответствии Бушуевой Е.В. замещаемой должности государственной гражданской службы аттестационной комиссией п. 17 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Правомерными являются и выводы суда апелляционной инстанции о нарушении ответчиком п. 15 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что Бушуева Е.В. была ознакомлена с докладной запиской, составленной ее непосредственным руководителем - начальником отдела кадров и государственной службы Министерства финансов Кузбасса Ц.Н.В. с приложениями к ней.
Приняв во внимание, что при проведении аттестации Бушуевой Е.В. нарушены пункты 15 и 17 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к правильным выводам о незаконности результатов аттестации Бушуевой Е.В, и как следствие незаконности приказа о расторжении с Бушуевой Е.В. служебного контракта и ее увольнении с государственной гражданской службы Кемеровской области - Кузбасса по инициативе представителя нанимателя по подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Данные выводы суда апелляционной инстанции соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению с спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Частью 9 ст. 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что для проведения аттестации правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия.
В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), а также включаемые в состав аттестационной комиссии в соответствии с положениями части 10.2 настоящей статьи независимые эксперты - представители научных, образовательных и других организаций, являющиеся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по вопросам кадровых технологий и гражданской службы. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии (ч. 10 ст. 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
В состав аттестационной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" образован общественный совет, а также в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в части 10 настоящей статьи, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии (ч. 10.1 ст. 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения (ч. 12 ст. 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается (ч. 13 ст. 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Пунктом 16 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации определено, что аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии.
Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы. На период аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается (п. 19 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации).
Как следует из п. 11 Единой Методики проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации на заседании аттестационной комиссии присутствует непосредственный руководитель аттестуемого гражданского служащего либо его заместитель в случае, если ни один из них не был включен в состав аттестационной комиссии.
Из изложенного следует, что для проведения аттестации гражданского служащего правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия. В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), независимые эксперты - представители научных, образовательных и других организаций, являющиеся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по вопросам кадровых технологий и гражданской службы, представители общественного совета, образованного в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения. Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае если аттестуемый гражданин является членом аттестационной комиссии, то его членство в этой комиссии на время аттестации приостанавливается. На заседании аттестационной комиссии присутствует непосредственный руководитель аттестуемого гражданского служащего либо его заместитель в случае, если ни один из них не был включен в состав аттестационной комиссии. Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии
Таким образом, судом апелляционной инстанции сделан неправильный вывод о нарушении аттестационной комиссией п. 19 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, поскольку вышеприведенные нормы регламентирующие порядок организации аттестации гражданского служащего и порядок ее проведения не предусматривают отстранение члена аттестационной комиссии, являющегося непосредственным руководителем аттестуемого гражданского служащего, от голосования либо приостановление его членства в аттестационной комиссии.
При этом неправильный вывод суда апелляционной инстанции о нарушении аттестационной комиссией п. 19 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, не может служить основанием для отмены апелляционного определения, поскольку при проведении аттестации Бушуевой Е.В. были допущены иные нарушения, которые послужили основанием для признания незаконными результатов аттестации Бушуевой Е.В. и увольнения с государственной гражданской службы Кемеровской области - Кузбасса.
На основании изложенного судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами апелляционной инстанции в указанной части.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами апелляционной инстанции об удовлетворении исковых требований о признании незаконными результатов аттестации, приказов об итогах аттестации и увольнении истца, восстановлении ее на работе, являются несостоятельными в виду изложенного.
Вместе с тем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы суда апелляционной инстанции о взыскании с Министерства финансов Кузбасса в пользу Бушуевой Е.В. заработка за время вынужденного прогула с 14 мая 2022 г. по 8 ноября 2022 г. в размере 530 799, 1 рублей, в бюджет города Кемерово государственной пошлины в размере 9 408 рублей сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 234 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.
Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы (ч. 2 ст. 394 ТК РФ).
В соответствии с частями 1 - 3, 7 ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно). Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Порядок расчета среднего заработка установлен Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" (далее - Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы).
В соответствии с п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, в том числе заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время; премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
Расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата (абзац 1 п. 4 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы).
В силу абзаца 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.
Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней (абзац 5 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы).
На основании п. 17 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы средний заработок, определенный для оплаты времени вынужденного прогула, подлежит повышению на коэффициент, рассчитанный путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных работнику с даты фактического начала работы после его восстановления на прежней работе, на тарифную ставку, оклад (должностной оклад), денежное вознаграждение, установленные в расчетном периоде, если за время вынужденного прогула в организации (филиале, структурном подразделении) повышались тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение. При этом в отношении выплат, установленных в фиксированном размере и в абсолютном размере, действует порядок, установленный пунктом 16 настоящего Положения.
Из приведенных правовых норм следует, что для определения размера подлежащего выплате работнику заработка за время вынужденного прогула суду апелляционной инстанции надлежало установить следующие юридически значимые обстоятельства: продолжительность периода вынужденного прогула, размер фактически начисленной истцу заработной платы и фактически отработанного истцом времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за истцом сохраняется средняя заработная плата, повышались ли за время вынужденного прогула истца оклады государственных гражданских служащих Кемеровской области - Кузбасса в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы.
Период вынужденного прогула судом апелляционной инстанции определен правильно с 14 мая 2022 г. по 8 ноября 2022 г.
При этом, расчет размера заработка за время вынужденного прогула судом апелляционной инстанции произведен исходя из среднего дневного заработка, определенного ответчиком за период с мая 2021 г. по апрель 2022 г. (12 месяцев перед увольнением) в размере 4 083, 07 рубля и 130 рабочих дней, между тем как в указанном периоде 125 рабочих дней.
Кроме того, судом апелляционной инстанции не обсуждался вопрос повышались ли за время вынужденного прогула истца оклады государственных гражданских служащих Кемеровской области - Кузбасса в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы.
Частью 2 ст. 56 ГПК РФ установлено, что суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (ч. 1 ст. 196 ГПК РФ).
В силу абзаца 2 ч. 2 ст. 327 ГПК РФ данные требования распространяются и на суд апелляционной инстанции.
Указанные требования процессуального закона судом апелляционной инстанции не выполнены, вследствие чего сделан неправильный вывод о взыскании с Министерства финансов Кузбасса в пользу Бушуевой Е.В. среднего заработка за время вынужденного прогула с 14 мая 2022 г. по 8 ноября 2022 г. в размере 530 799, 1 рублей.
В силу п. 1 ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлена в зависимость от категории рассматриваемого спора.
В Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует определение "государственные органы". Однако, исходя из толкования данного понятия, следует, что он определяет круг субъектов публичных правоотношений, через которые Российская Федерация и субъекты Российской Федерации реализуют свои государственные функции в определенной сфере деятельности.
Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве финансов Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 3 марта 2020 г. N 100, Министерство финансов Кузбасса является исполнительным органом Кемеровской области - Кузбасса отраслевой компетенции.
Таким образом, Министерство финансов Кузбасса являясь исполнительным органом Кемеровской области - Кузбасса освобождено от уплаты государственной пошлины.
Между тем, судом апелляционной инстанции данные положения не учтены, вследствие чего сделан неверный вывод о взыскании с Министерства финансов Кузбасса в бюджет города Кемерово государственной пошлины в размере 9 408 рублей.
Апелляционное определение должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда ст. 195 ГПК РФ, то есть должно быть законным и обоснованным.
Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Как разъяснено в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В апелляционном определении указываются обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (п. 5 ч. 2 ст. 329 ГПК РФ).
Между тем, обжалуемое апелляционное определение данным требованиям гражданского процессуального законодательства не отвечает в части определения размера заработка за время вынужденного прогула и государственной пошлины.
Ввиду изложенного апелляционное определение суда апелляционной инстанции в части определения размера заработка за время вынужденного прогула и государственной пошлины нельзя признать законным, поскольку оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, что в силу ст. 379.7, п. 2 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ является основанием для его отмены и направления дела на новое рассмотрение в указанной части в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела в указанной части суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 ноября 2022 г. отменить в части взыскания с Министерства финансов Кузбасса в пользу Бушуевой Елены Васильевны заработка за время вынужденного прогула с 14 мая 2022 г. по 8 ноября 2022 г. в размере 530 799, 1 рублей, в бюджет города Кемерово государственной пошлины в размере 9 408 рублей.
В отмененной части направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Кемеровский областной суд.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 ноября 2022 г. оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.