Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-892/2022; УИД: 55RS0002-01-2022-000217-03 по иску Дюбаковой Татьяны Анатольевны к обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "ЮНЭКС", закрытому акционерному обществу "Анкор-96", обществу с ограниченной ответственностью "Точка" о возложении обязанности предоставить корректирующие сведения в данные индивидуального (персонифицированного) учета, по кассационной жалобе Дюбаковой Татьяны Анатольевны на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 7 июня 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 26 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Дюбакова Т.А. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "ЮНЭКС" (далее по тексту также ООО "Фирма "ЮНЭКС"), закрытому акционерному обществу "Анкор-96" (далее по тексту также ЗАО "Анкор-96"), обществу с ограниченной ответственностью "Точка" (далее по тексту также ООО "Точка") в обоснование указав, что 29 ноября 2019 г. она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском административном округе г. Омска (далее по тексту также ГУ-УПФ РФ в Кировском АО г. Омска) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда.
Решением органа пенсионного обеспечения от 9 апреля 2020 г. в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, в который не были включены период работы с 5 мая 1998 г. по 31 декабря 1999 г. в должности маляра по покраске легковых автомобилей в ЗАО "Анкор - 96", как несоответствующий положениям Списка N 2 от 26 января 1991 г.; периоды работы с 11 января 2005 г. по 8 октября 2008 г. в ЗАО "Анкор - 96"; с 1 июня 2011 г. по 30 сентября 2015 г. в ООО "Фирма "ЮНЭКС"; с 1 апреля 2018 г. по 14 сентября 2018 г, с 29 сентября 2018 г. по 31 декабря 2018 г. в ООО "Точка", поскольку сведениями индивидуального персонифицированного учета указанные периоды трудовой деятельности в особых условиях страхователями не подтверждены.
Просила обязать ответчиков предоставить в орган пенсионного обеспечения корректирующие сведения индивидуального лицевого счета с указанием кода льготы особых условий труда за периоды: с 5 мая 1998 г. по 3 мая 2000 г, с 11 января 2005 г. по 8 октября 2008 г.; с 1 июня 2011 г. по 30 декабря 2016 г.; с 1 апреля 2018 г. по 11 февраля 2020 г.
Решением Куйбышевского районного суда г. Омска от 7 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 26 октября 2022 г, Дюбаковой Т.А. отказано в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе истец Дюбакова Т.А. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с направлением дела на новое рассмотрение в суд соответствующей инстанции.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Дюбакова Т.А. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с 30 ноября 1999 г.
Согласно сведениям, отраженным в трудовой книжке Дюбаковой Т.А, с 5 мая 1998 г. по 3 мая 2000 г. она работала маляром по покраске легковых автомобилей в ЗАО "Анкор - 96"; с 3 мая 2000 г. по 1 октября 2002 г. - маляром на участке покраски легковых автомобилей у предпринимателя К.; с 31 октября 2002 г. по 10 января 2005 г. - маляром на участке покраски легковых автомобилей в ООО "Транс - сервис - 2001"; с 11 января 2005 г. по 8 октября 2008 г. - маляром на участке покраски легковых автомобилей в ЗАО "Анкор - 96"; с 6 октября 2008 г. по 31 мая 2011 г. - маляром по покраске автомобилей в ООО "Сибирская пассажирская транспортная компания"; с 1 июня 2011 г. по 30 декабря 2016 г. - маляром по покраске автомобилей в ООО "Фирма "ЮНЭКС"; с 1 апреля 2018 г. по 11 февраля 2020 г. - маляром по покраске автомобилей в ООО "Точка".
29 ноября 2019 г. Дюбакова Т.А. обратилась в ГУ -УПФ РФ в Кировском АО г. Омска с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с работой с тяжелыми условиями труда).
Решением ГУ УПФ РФ в Кировском АО г. Омска от 9 апреля 2020 г. N истцу отказано в назначении данной пенсии по причине отсутствия необходимого страхового стажа на соответствующих видах работ, при этом указано, что страховой стаж истца составил 27 лет 10 месяцев 3 дня, стаж на соответствующих видах работ по Списку N 2 отсутствует.
Органом пенсионного обеспечения в страховой стаж на соответствующих видах работ помимо прочих не включены периоды трудовой деятельности истца:
- с 5 мая 1998 г. по 31 декабря 1999 г. в качестве маляра по покраске легковых автомобилей ЗАО "Анкор - 96" со ссылкой на не подтверждение занятости заявителя в указанный период на работах с вредными веществами не ниже 3 класса опасности, а также выполнение указанных работ не менее 80% рабочего времени;
- с 1 января 2000 г. по 30 апреля 2000 г. и с 11 января 2005 г. по 8 октября 2008 г. в ЗАО "Анкор - 96"; с 1 июня 2011 г. по 30 сентября 2015 г. в ООО "Фирма "ЮНЭКС"; с 1 апреля 2018 г. по 14 сентября 2018 г, с 29 сентября 2018 г. по 31 декабря 2018 г. в ООО "Точка", поскольку они не подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Оспаривая правомерность отражения в данных индивидуального лицевого счета застрахованного лица характера ее работы в спорные периоды без кода льготных условий труда, Дюбакова Т.А. обратилась в суд с настоящим иском к ЗАО "Анкор-96", ООО "Фирма "ЮНЭКС", ООО "Точка" о возложении на них обязанности осуществить в отношении нее корректировку сведений индивидуального персонифицированного учета о стаже на соответствующих видах работ в особых условиях труда, дающем право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Разрешая спор, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон, суд пришел к выводу об отсутствии основания для удовлетворения иска.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту также Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Списком N 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, в числе профессий, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, предусмотрены маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности (код профессии 23200000-13450, раздел XXXIII Общие профессии).
Списком N 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, предусмотрено право на досрочную пенсию по старости для маляров, работающих с эмалевыми красками, нитрокрасками, нитролаками и свинцовыми красками (раздел XXIX "Строительство зданий и сооружений").
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции, действовавшей на момент обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости) установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27- ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту также Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27- ФЗ) страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 указанной статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости (подпункты 5, 11 пункта 2).
Кроме того, начиная с 1 января 2013 г, на работодателей, применяющих труд работников на соответствующих видах работ, была возложена обязанность по уплате дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (с 1 января 2017 г. - статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации), а также было предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов; условия назначения страховой пенсии по старости применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда (часть 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" указываются в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (подпункт 10.1. пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ)
Согласно статье 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у них по льготной профессии человеку.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.
Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При отсутствии в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, их противоречивости, оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Согласно сведениям, отраженным в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Дюбаковой Т.А, спорные периоды работы все страхователи (работодатели), в том числе ответчики по делу, отражали без указания кода льготы тяжелых условий труда, после 1 января 2013 г. уплату страховых взносов по дополнительному тарифу не осуществляли.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Дюбаковой Т.А. исковых требований, поскольку представленные доказательства не подтверждают занятость истца на работе с тяжелыми условиями труда, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Из материалов дела следует и установлено судебными инстанциями, что согласно справке, выданной Дюбаковой Т.А. ЗАО "Анкор-96", она работала в период с 11 января 2005 г. по 8 октября 2008 г. в должности маляра, предусмотренной разделом XXXIII Списка N 2 от 26 января 1991 г. N 10, при восьмичасовом рабочем дне, полную рабочую неделю, перечислены периоды отпусков без сохранения заработной платы, в качестве основания выдачи справки указаны табели учета рабочего времени.
Согласно справке N от 30 декабря 2016 г, выданной ООО "Фирма "ЮНЕКС", в период с 1 июня 2011 г. по 30 декабря 2016 г. Дюбакова Т.А. работала в должности автомаляра с использованием нитрокрасок, лаков и других автоэмалей в закрытом помещении полный рабочий день, полную рабочую неделю, однако строка для указания позиции соответствующего Списка работ и профессий не заполнена.
В аналогичной справке, выданной ООО "Точка" 19 июня 2020 г, отражено, что в период с 1 апреля 2018 г. по 11 февраля 2020 г. Дюбакова Т.А. работала в должности автомаляра полный рабочий день, полную рабочую неделю, перечислены периоды отпусков без сохранения заработной платы, ссылка на соответствующую позицию Списка N 2 от 26 января 1991 г. N 10 отсутствует.
В качестве основания выдачи справок ООО "Фирма "ЮНЕКС" и ООО "Точка" указано "приказы".
Согласно справке ЗАО "Анкор-96" (без даты), Дюбакова Т.А. работала в качестве маляра по покраске легковых автомобилей в покрасочной камере закрытого типа с 5 мая 1998 г. по 3 мая 2000 г. и с 11 января 2005 г. по 8 октября 2008 г, продолжительность рабочей смены 8 часов, 80 % рабочего времени была занята малярными работами.
Согласно справке ООО "Фирма "Юнэкс" от 1 июня 2022 г, истец в период с 1 июня 2011 г. по 30 декабря 2016 г. работала в должности маляра по покраске автомобилей в закрытом помещении, 80 % рабочего времени непосредственно осуществляла трудовую деятельность по работе с нитрокрасками, лаками и другими автоэмалями, а также занималась нанесением лакокрасочного материала на изделие путем распыления из краскопульта.
В справке ООО "Точка" от 1 июня 2022 г. указано, что истец в период с 1 июня 2011 г. по 30 декабря 2016 г. работала в должности автомаляра в закрытом помещении, 80 % рабочего времени непосредственно осуществляла трудовую деятельность по работе с нитрокрасками, лаками и другими автоэмалями, а также занималась нанесением лакокрасочного материала на изделие путем распыления из краскопульта.
Справки ООО "Точка" и ООО "Фирма "Юнэкс" подписаны директором А.
Согласно сведениям ОПФ РФ по Омской области, ответчики не представляли в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о наличии у них рабочих мест, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, наблюдательные дела в отношении них не формировались.
Помимо вышеуказанных справок, иных документов, свидетельствующих о том, что работа истца как маляра была связаны с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, материалы дела не содержат.
В трудовом контракте от 5 мая 1998 г, заключенном с ЗАО "Анкор-96" не указано, что работа истца маляром по покраске легковых автомобилей будет протекать в особых (тяжелых) условиях, дополнительный отпуск, надбавка за тяжелые условия не предусмотрены.
В трудовом договоре от 11 января 2005 г. с ЗАО "Анкор-96" наименование должности истца указано как "маляр", сведений об особом характере работ не имеется, как и в приказе о приеме на работу (.
В штатных расписаниях указанного общества за 1998-2000, 2006-2007 годы была предусмотрена 1 штатная единица маляра с оплатой труда в виде тарифной ставки и районного коэффициента.
В сохранившихся ведомостях начисления заработной платы ЗАО "Анкор-96" Дюбакова Т.А. указана как "маляр", заработная плата начислялась сдельно, без каких-либо надбавок/доплат за особые условия труда.
В личной карточке формы Т-2 от 11 января 2005 г. сведения о предоставлении дополнительных отпусков не имеются.
Табели учета рабочего времени за период с сентября 1998 года по апрель 2000 года и с января 2005 года по сентябрь 2008 года подтверждают работу истца маляром при 8- часовом рабочем дне, об условиях труда информацию не содержат.
Приказы из ООО "Точка" о приеме на работу и увольнении, личная карточка формы Т-2, расчетно-платежные ведомости, записка-расчет при увольнении, также не подтверждают работу истца в тяжелых условиях труда.
Не подтверждают данные обстоятельства и штатные расписания ООО "Фирма "ЮНЭКС" о наличии в штате должности автомаляра, расчетно-платежные и платежные ведомости по заработной плате, приказы о приеме на работу Дюбаковой Т.А. в качестве маляра, личная карточка формы Т-2.
Таким образом, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводом судов на основании установленных по делу обстоятельств, что имеющиеся у работодателей (страхователей) документы, не свидетельствуют о том, что работа истца в спорные периоды соответствовала вышеуказанным положениям Списка N 2 от 26 января 1991 г. N 10.
Несмотря на признание ответчиком ЗАО "Анкор-96" заявленных истцом требований, никаких фактических действий для корректировки сведений индивидуального персонифицированного учета ими произведено не было, документов, необходимых для осуществления корректировки сведений индивидуального лицевого счета в орган пенсионного обеспечения представлено не было.
При указанных обстоятельствах, как правильно указали судебные инстанции, признание представителем ответчика ЗАО "Анкор-96" исковых требований, противоречит положениям Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", предусматривающего возможность корректировки сведений персонифицированного учета при предоставлении документов, подтверждающих право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Таким образом, обоснованно признаны судами недостоверными представленные в материалы дела в качестве доказательств уточняющие справки работодателей, поскольку указанные в них сведения не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Суждения истца со ссылкой на положения ЕТКС, ГОСТ 9825-73 и ГОСТ 12.1.005-88 также правомерно не были приняты во внимание судебными инстанциями, поскольку Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. N 31/3-30, в разделе "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства" содержит в параграфах 167а-167е характеристику работ маляра с 1 по 6 разряды, объем и специфика которой зависит от соответствующего разряда.
Характеристику работ маляра по покраске автомобилей данный справочник не содержит, поэтому утверждение о том, что такой маляр осуществляет покрытие изделий лаками на основе битума и нитролаками, составление смесей из масляных красок и лаков, нитрокрасок, нитролаков и синтетических эмалей, ничем не подтвержден.
Кроме того, судами обоснованно принято во внимание, что в ГОСТ 9825-73 "Материалы лакокрасочные. Термины, определения и обозначения", утвержденном постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 27 февраля 1973 г. N 478, вопреки утверждению истца, не указано, что эмали и лаки любого наименования и содержания содержат спирт бутиловый, спирт изобутиловый, уайт-спирит, ксилол, толуол и другие вещества, отнесенные ГОСТ 12.1.005-88 к веществам не менее третьего класса опасности.
Согласно данному ГОСТ лакокрасочные материалы, к каковым относятся эмали, краски, порошковые краски, грунтовки, шпатлевки и лаки, по преимущественному назначению делятся на 9 групп, а по своему химическому составу на 43 группы, имея в своем составе различные сиккативы, отвердители, пластификаторы и другие дополнительные компоненты.
Информации о том, какие лакокрасочные материалы (с каким составом) использовались в работе истцом, материалы дела не содержат.
Таким образом, на основании установленных по делу обстоятельств в совокупности с имеющимися в деле доказательствами, суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчиков обязанности осуществить в отношении Дюбаковой Т.А. корректировку сведений индивидуального персонифицированного учета о стаже на соответствующих видах работ, дающем право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за спорные периоды, исходя из того, что в ходе рассмотрения дела факт работы Дюбаковой Т.А. в спорные периоды в должности по условиям труда, соответствующим Списку N 2 (раздел XXXIII "Общие профессии", позиция 23200000-13450), утвержденному постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, не нашел своего подтверждения.
Выводы суда первой и апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассатора о том, что судами неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, являются несостоятельными, поскольку из материалов дела усматривается, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в обжалуемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, аналогичны доводам апелляционной жалобы, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы суда не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 7 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 26 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Дюбаковой Татьяны Анатольевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.