Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-644/2022 (УИД: 38RS0017-01-2022-000866-14) по иску Сморкалова Игоря Васильевича, Сморкаловой Виктории Игоревны, Сморкаловой Елены Викторовны, действующей за себя и в интересах несовершеннолетних С.А. и С.А, к областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по "адрес"", Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области об установлении юридического факта постоянного проживания и о признании права на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения, по кассационной жалобе Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 20 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 14 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сморкалов Игорь Васильевич (далее - Сморкалов И.В.), Сморкалова Виктория Игоревна (далее - Сморкалова В.И.), Сморкалова Елена Викторовна (далее - Сморкалова Е.В.), действующая за себя и в интересах несовершеннолетних С.А. (далее - С.А.) и С.А. (далее - С.А.), обратились с иском к областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" (далее - ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району"), Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области об установлении юридического факта постоянного проживания и о признании права на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", находившегося в границах зоны чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Нижнеудинского муниципального образования.
В период введения режима чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением, в данном доме жила вся семья, включая младшего сына С.А, который по месту жительства не зарегистрирован, а зарегистрирован в доме своей бабушки - С.Н.
После обследования дома межведомственной комиссией были выявлены основания для признания его подлежащим капитальному ремонту вследствие повреждения паводком.
Заключение межведомственной комиссии и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования о признании жилого дома подлежащим капитальному ремонту решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 9 ноября 2020 г. признаны незаконными.
10 февраля 2022 г. межведомственная комиссия вновь провела обследование жилого дома с целью определения состояния дома после паводка.
Согласно заключению межведомственной комиссии от 10 февраля 2022 г. N с учетом заключения строительно-технической экспертизы ООО "Сампад" от 24 января 2022 г. установлены основания для признания помещения непригодным для проживания в связи с воздействием паводковых вод. На основании данного заключения администрацией Нижнеудинского муниципального образования вынесено постановление о признании дома непригодным для проживания от 11 февраля 2022 г. N.
С целью реализации своего права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в связи с чрезвычайной ситуацией, в рамках постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп истцы 23 марта 2022 г. обратились в ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, предоставив все необходимые документы.
Ответом ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" от 31 марта 2022 г. N истцам сообщено о принятом решении об отказе в выдаче свидетельства в связи с отсутствием права на предоставление социальной выплаты. Отказ мотивирован тем, что их дом был признан непригодным для проживания не вследствие воздействия паводковых вод, а ввиду физического износа. Дополнительным основанием отказа явилось отсутствие регистрации в спорном доме младшего сына - С.А.
Обращаясь с иском в суд, истцы ссылались на то, что отказ ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" в выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне - июле 2019 г. является незаконным и необоснованным.
Сморкалов И.В, Сморкалова В.И, Сморкалова Е.В, действующая за себя и в интересах несовершеннолетних С.А. и С.А, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просили суд установить юридический факт постоянного проживания Сморкалова А.И. в доме в день введения режима чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением, вызванным сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне - июле 2019 г, признать незаконным решение ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" от 31 марта 2022 г. N об отказе в принятии решения о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне - июле 2019 г, жилого дома, признать право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем", обязать ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" принять решение о выдаче соответствующего свидетельства, а Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - оформить и выдать такое свидетельство.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 20 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 14 ноября 2022 г, исковые требования Сморкалова И.В, Сморкаловой В.И, Сморкаловой Е.В, действующая за себя и в интересах несовершеннолетних С.А. и С.А, удовлетворены. Установлен юридический факт постоянного проживания С.А. в жилом доме N "адрес" в день введения режима чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением, вызванным сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне - июле 2019 г..Признан незаконным приказ ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" от 31 мата 2022 г..N об отказе в принятии решения о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне - июле 2019 г, жилого дома N "адрес". За Сморкаловым И.В, С.А, Сморкаловой Е.В, Сморкаловой В.И. и С.А. признано право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения, расположенного "адрес", в соответствии с постановлением правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г..N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г..на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем".
На ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" возложена обязанность принять решение о выдаче Сморкалову И.В, С.А, Сморкаловой Е.В, Сморкаловой В.И. и С.А. свидетельства, удостоверяющего право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне - июле 2019 г, жилого помещения общей площадью 31, 9 кв.м, расположенного "адрес" в соответствии с постановлением правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г..N556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г..на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем". На Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области возложена обязанность выдать Сморкалову И.В, С.А, Сморкаловой Е.В, Сморкаловой В.И. и С.А. свидетельство, удостоверяющее право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории "адрес" в июне - июле 2019 г, жилого помещения общей площадью 31, 9 кв.м, расположенного "адрес", в соответствии с постановлением правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г..N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г..на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем".
В кассационной жалобе представителем Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области ставится вопрос об отмене решения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 20 июля 2022 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 14 ноября 2022 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истцы Сморкалов И.В, Сморкалова В.И, Сморкалова Е.В, действующая за себя и в интересах несовершеннолетних С.А. и С.А, представители ответчиков Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району", третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Нижнеудинского муниципального образования, Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений администрации Нижнеудинского муниципального образования, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Сморкалов И.В, Сморкалова Е.В, Сморкалова В.И, С.А. являются собственниками жилого дома общей площадью 31, 9 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 3 июля 2019 г. N 956 "Об определении границ чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования" жилой дом "адрес" включен в границы чрезвычайной ситуации, сложившейся в следствие паводка, вызванного сильными дождями в июне 2019 г. на территории Нижнеудинского муниципального образования.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 9 ноября 2020 г. признаны незаконными заключение межведомственной комиссии от 30 июля 2019 г. N 396 о выявлении оснований для проведения капитального ремонта жилого дома N, расположенного "адрес" и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования "О проведении капитального ремонта индивидуальных домов на территории Нижнеудинского муниципального образования" от 2 августа 2019 г. N в части п. 1.22 о проведении капитального ремонта жилого дома N, расположенного "адрес", на администрацию Нижнеудинского муниципального образования возложена обязанность по проведению повторного обследования дома по вступлении решения суда в законную силу и по принятию решения по результату обследования.
Согласно заключению специалиста ООО "Центр экспертизы, оценки и консалтинга "САМПАД" от 24 января 2022 г. причиной образования дефектов, влияющих на снижение и утрату несущей способности, является неравномерная осадка вследствие аварийного замачивания грунтов основания во время паводка на территории Иркутской области в июне - июле 2019 г, что повлекло повреждение фундамента, снижение и утрату несущей способности и эксплуатационной пригодности вышележащих конструкций и в целом здания, находившегося в длительной эксплуатации, а также совокупность водонасыщенного состояния и разрушения древесины вследствие паводка, в связи с чем, возникла неспособность деревянных конструкций противостоять воздействиям внешней среды и несоответствия строительных конструкций современным строительным регламентам. Фактически срок службы здания превышает нормативный. По результатам проведенного обследования жилой дом по адресу: "адрес", является аварийным, непригодным для проживания и подлежит сносу.
Согласно акту обследования помещения от 10 февраля 2022 г. N межведомственная комиссия произвела обследование жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в результате которого выявлены основания для признания помещения, расположенного по адресу: "адрес", непригодным для проживания в соответствии с п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
10 февраля 2022 г. межведомственной комиссией принято заключение N о выявлении оснований для признания помещения, расположенного по адресу: "адрес", непригодным для проживания.
При принятии межведомственной комиссией решения исследовалось, в том числе заключение специалиста ООО "Центр экспертизы, оценки и консалтинга "САМПАД" от 24 января 2022 г.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 11 февраля 2022 г. N жилое помещение по адресу: "адрес", признано непригодным для проживания.
23 марта 2022 г. истцы обратились в ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп, приложив к заявлению соответствующие документы.
Приказом директора ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" от 31 марта 2022 г. N истцам отказано в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с подпунктами 1, 2 п. 18 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп (отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты; несоблюдение условий, указанных в пункте 6).
ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" истцам направлено уведомление от 31 марта 2022 г. N, из которого следует, что истцам отказано в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты по мотиву того, что жилой дом по адресу: "адрес", признан непригодным для проживания не вследствие воздействия паводковых вод, а ввиду физического износа, а также в связи с отсутствием доказательств проживания С.А. в доме в день введения режима чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением.
Как следует из информации ОГКУ "Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области" от 29 марта 2022 г. Сморкаловой Е.В. и С.А. 7 сентября 2019 г. выдано свидетельство на капитальный ремонт на сумму 95 700 рублей; Сморкаловой В.И. 1 ноября 2019 г. выдано свидетельство на капитальный ремонт на сумму 47 850 рублей; заявления на перечисление социальной выплаты не поступали; 17 февраля 2020 г. поступил отказ от социальной выплаты на капитальный ремонт, в связи с признанием дома по адресу: "адрес" аварийным.
Разрешая спор по существу, установив, что жилой дом, принадлежащий истцам на праве собственности утрачен в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у истцов права на меры социальной поддержки, установленные постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки", в связи с чем, удовлетворил заявленные исковые требования.
Удовлетворяя исковые требования об установлении юридического факта постоянного проживания С.А. в жилом доме N "адрес" в день введения режима чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением, вызванным сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне - июле 2019 г, суд первой инстанции исходил из того, что С.А. с рождения и до настоящего времени проживает с родителями и сестрами в спорном доме, также вся семья, включая С.А, жила в данном доме в день введения режима чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением, вызванным сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии абзацем 2 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"), граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в редакции, действовавшей до 15 ноября 2022 г.).
Согласно подп. "л" п. 1 ст. 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции, действовавшей до 15 ноября 2022 г.) органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26 июня 2019 г. N 934 введен режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уде.
27 июня 2019 г. указом Губернатора Иркутской области N 134-уг на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области" наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования (ч. 1). Правительству Российской Федерации поручено обеспечить выделение из федерального бюджета средств на капитальный ремонт повреждённого жилья (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру) и определить порядок выделения указанных средств; а также решить вопрос о выделении гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской области, средств из федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья (ч. 3).
18 июля 2019 г. Постановлением Правительства Российской Федерации N 916 утверждены Правила предоставления в 2019 г. иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области.
В соответствии с подп. 1 п. 1 постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки" гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Условия предоставления социальной выплаты изложены в главе 2 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно подп. 1 п. 6 вышеуказанного Положения право на социальную выплату имеют граждане, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющими в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющими в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, единственным основанием для получения социальной выплаты является наличие причинно-следственной связи между повреждением (гибелью) принадлежащего гражданину жилого помещения и затоплением (подтоплением), произошедшим в результате сильных дождей, прошедших в июне - июле 2019 года в Иркутской области.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).
В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесённым к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признаётся непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).
Согласно п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Принимая обжалуемые судебные постановления, установив, что жилой дом, принадлежащий истцам на праве собственности утрачен в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, суды пришли к правильным выводам о наличии у истцов права на меры социальной поддержки, установленные постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки" и наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии совокупности условий, предусмотренных законодательством, для предоставления истцам социальной выплаты, ссылка в кассационной жалобе на то, что жилой дом истцами не утрачен в результате чрезвычайной ситуации, в связи с чем, по мнению заявителя кассационной жалобы, у истцов отсутствует право на меры социальной поддержки, установленные постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки", по существу сводятся к оспариванию установленных судебными инстанциями обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку правом переоценки доказательств и правом устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судебными инстанциями кассационный суд общей юрисдикции в силу положений ч. 3 ст. 390 ГПК РФ не наделен.
В силу статей 67 и 327.1 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
В силу своей компетенции кассационный суд общей юрисдикции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями.
Само по себе несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела судами допущены нарушения норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, принятых по настоящему делу.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на законность обжалуемых судебных постановлений, либо опровергали выводы судов.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 20 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 14 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.