Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу Д. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28 октября 2021 года, решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 25 марта 2022 года, решение судьи Приморского краевого суда от 21 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении управляющего директора общества с ограниченной ответственностью "Восточная Стивидорная Компания" Д.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28 октября 2021 года N управляющий директор общества с ограниченной ответственностью "Восточная Стивидорная Компания" (далее - ООО "ВСК") Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Решением судьи Находкинского городского суда Приморского края от 25 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Приморского краевого суда от 21 июля 2022 года постановление должностного лица от 28 октября 2021 года изменено, исключено указание о вине управляющего директора ООО "ВСК" в сбросе в водный объект с находившегося под погрузкой у причала ООО "ВСК" т/х " "данные изъяты"" дождевых вод, загрязнённых угольной пылью через технологические отверстия для сброса воды (шпигаты). В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, Д. просит вступившие в законную силу постановление должностного лица административного органа и судебные акты изменить, приводя доводы об их незаконности, исключив нарушения: поверхность акватории бухты Врангеля на ширину 2 метра вдоль причала N по длине - от угла причалов N до 44 швартовой тумбы причала N засорена отходами, образующимися при перегрузке: угольной пылью и коммунальными отходами; засорены отходами, образующимися при перегрузке угля и щебнем лотки ливневой канализации на площадке складирования РЕФ контейнеров. Лотки ливневой канализации на причале N не почищены от угольной пыли, водоотведение сточных ливневых вод надлежащим образом не обеспечено.
Изучение представленных материалов, доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 8.45 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения является нарушение законодательно установленной обязанности по охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Из положений частей 1 и 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ следует, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Статья 55 Водного кодекса Российской Федерации предусматривает, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 56 Водного кодекса Российской Федерации меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством Российской Федерации.
Требованиями раздела 2 РД 31.35.10-86 "Правила технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий" установлено, что территория предприятия, портовые сооружения и акватория предприятия, а также атмосфера в районе предприятия должны содержаться в санитарном состоянии, отвечающем требованиям по охране окружающей среды. При перегрузке сыпучих грузов необходимо принимать меры, предотвращающие их просыпание в акваторию порта. В границах акватории предприятия запрещается сбрасывать в воду, на лёд и на берег шлак, мусор, пищевые отходы, тару, бумажную макулатуру и какие-либо другие предметы, а также выкачивать нефть, масла, жиры и воду с примесью нефтяных, масляных, жировых и фекальных отходов, а также ядовитые вещества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" операторы морских терминалов, иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта, капитаны судов, другие лица, которые осуществляют деятельность и (или) находятся в морском порту, обязаны обеспечивать меры по предотвращению загрязнения территории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами.
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Межрегионального управления Росприроднадзора в отношении ООО "ВСК" проведена внеплановая выездная проверка. В ходе проверки на перегрузочном комплексе, представленном причальными, железнодорожными и автомобильными фронтами, складскими площадками открытого типа, являющимся объектом, оказывающим негативное воздействие - "Производственная площадка", 05-0125-000469-П, расположенного по адресу: "адрес" установлен факт засорения акватории бухты Врангеля на ширину 2 метров вдоль причала N по длине - от угла причалов N до 44 швартовой тумбы причала N угольной пылью и коммунальными отходами.
Согласно протоколу результатов анализа природных вод от ДД.ММ.ГГГГ в пробе морской воды бухты Врангеля, отобранной у причала N между кнехтами N зафиксировано превышение установленных нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения по железу в 2, 4 раза, по нефтепродуктам в 9 раз, по взвешенным частицам в 9 раз, БПК5 в 2, 7 раз.
Водоотведение сточных вод надлежащим образом не обеспечено. На площадке складирования РЕФ контейнеров лотки ливневой канализации засорены отходами при перегрузке угля и щебнем. Лотки ливневой канализации на причале N не почищены от угольной пыли. Твёрдое покрытие поверхности причала вдоль лотков ливневой канализации имеет видимые локальные разрушения и повреждения.
Согласно протоколу результатов анализа сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ в пробах природной морской воды бухты Врангеля, отобранных на расстоянии 250 метров от выпуска N 1 зафиксировано превышение установленного ПДК по содержанию меди в 1, 9 раз; в пробах, отобранных на рассмотрении 250 метров от выпуска N в 1, 8 раза.
Сброс сточных вод в бухту Врангеля через выпуски N осуществляется с превышением установленных Декларацией о воздействии на окружающую среду нормативов допустимого сброса, что зафиксировано в протоколе результатов измерений концентраций веществ в пробах морской и сточной воды от ДД.ММ.ГГГГ.
В пробах поверхностных сточных вод с территории причала N отобранных из контрольного колодца на выходе очистных сооружений механической очистки перед сбросом в бухту Врангеля по выпуску 4 (проба N 1), а также в поверхностных сточных водах с территории причала N N отобранной из контрольного колодца на выходе очистных сооружений механической очистки перед сбросом в бухту Врангеля по выпуску 2 (проба N 2) зафиксировано превышение загрязняющих веществ по содержанию железа общего в 4, 8 раза в пробе N 1 и в 4, 6 раз в пробе N2; по содержанию нефтепродуктов в 2 раза в пробе N 1 и в 1, 5 раза в пробе N 2, по содержанию меди в 3, 6 раза в пробе N 1 и в 4, 4 раза в пробе N 2; по взвешенным частицам в 10, 3 раза в пробе N 1 и в 8, 5 раза в пробе N 2, по содержанию БПКполн в 1, 7 раза в пробе N 1 и в 1, 5 раза в пробе N 2; по содержанию свинца в 4 раза в пробе N 2 (заключение к протоколу от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, управляющий директор ООО "ВСК" Д. допустил нарушение требования к охране водного объекта, которое может повлечь его загрязнение, засорение и (или) истощение, что явилось основанием для привлечения его к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, 11 июня 2021 года при проведении отбора проб выявлен факт сброса в бухту Врангеля с находившегося под погрузкой у причала ООО "ВСК" т/х " "данные изъяты"" дождевых вод, загрязнённых угольной пылью через технологические отверстия для сброса воды (шпигаты).
Исключив указанные выводы административного органа, судья городского суда установил, что т/х " "данные изъяты"" не является собственностью ООО "ВСК" и, следовательно, управляющий директор ООО "ВСК" Д. не имеет возможности контролировать соблюдение природоохранного законодательства на борту судна, на которое закончена погрузка угля.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в действиях управляющего директора ООО "ВСК" Д... состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Вместе с тем, управляющим директором ООО "ВСК" Д. не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Деяние управляющего директора ООО "ВСК" Д. квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и природоохранного законодательства.
Постановление о привлечении управляющего директора ООО "ВСК" Д. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Вопреки доводам жалобы, выявленные сотрудниками Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора совместно со специалистами ФГБУ "ЦЛАТИ по ДФО" ЦЛАТИ по Приморскому краю факты засорения акватории бухты Врангеля угольной пылью и коммунальными отходами, засорения лотков ливневой канализации отходами, образующимися при погрузке угля и щебнем, превышения в ливневых сточных водах, сбрасываемых в бухту Врангеля нормативов загрязняющих веществ, предусмотренных декларацией по содержанию железа, нефтепродуктов, взвешенных веществ, БПКполн, и как следствие превышение в природной морской воде бухты Врангеля нормативов ПДК по содержанию железа, нефтепродуктов, взвешенных веществ, БПК5, полностью подтверждаются материалами дела.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки судей нижестоящих инстанций, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведённым в обжалуемых актах.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено управляющему директору ООО "ВСК" Д... в минимальных пределах санкции части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28 октября 2021 года, решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 25 марта 2022 года, решение судьи Приморского краевого суда от 21 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении управляющего директора общества с ограниченной ответственностью "Восточная Стивидорная Компания" Д, оставить без изменения, жалобу Д. - без удовлетворения.
Судья Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.