Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К, Наконечной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зинченко Владимира Алексеевича к краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре", Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки, по кассационной жалобе Зинченко Владимира Алексеевича
на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 7 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 30 августа 2022 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, пояснения Зинченко В.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зинченко В.А. обратился в суд с иском к КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре" о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки незаконным, в обоснование иска указал, что на протяжении двух лет директор Отдела социальной защиты населения Центрального округа г. Комсомольска-на-Амуре отказывает ему в предоставлении мер социальной поддержки по категории "Ветеран труда", ссылаясь на наличие задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги, которой в действительности нет.
Уточнив требования, просит признать незаконным отказ в предоставлении мер социальной поддержки, признать право на предоставление мер социальной поддержки, возложить обязанность по предоставлению мер социальной поддержки.
Определениями суда от 20.01.2022 и от 16.05.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной защиты населения Хабаровского края и Акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания".
Кроме того, 31.01.2022 Зинченко В.А. обратился в суд с иском к КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре" о возложении обязанности возобновить меры социальной поддержки. Полагая, что не предоставление денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг является неправомерным, прсил обязать ответчика возобновить выплату указанной компенсации.
Исковое заявление принято к производству (гражданское дело N 2-1210/2022).
Определением суда от 22.02.2022 по делу N 2-1210/2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социальной защиты населения Хабаровского края.
Определением суда от 28.02.2022 гражданские дела объединены в одно производство.
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 7 июня 2022 года в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 30 августа 2022 года решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 7 июня 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Зинченко В.А. просит отменить постановления суда первой и апелляционной инстанции, указывая на нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального права, отсутствие надлежащего извещения о времени и дате судебного разбирательства. Также указывает на нарушение судами норм материального права, ссылаясь не неверное применение ст.ст. 159, 160 ЖК РФ и постановления Правительства Хабаровского края N 432-пр от 21 декабря 2011 года, которые вступили в действие с 1 января 2022 года. Полагает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В письменных возражениях Министерство социальной защиты Хабаровского края выражает несогласие с доводами кассационной жалобы, просит оставить судебные постановления без изменения.
Истец Зинченко В.А. в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы, пояснив, что у ответчика не было законных оснований для приостановления предоставления меры социальной поддержки с сентября 2018 года по декабрь 2021 года, т.к. с 2015 года он регулярно, в полном объеме оплачивал предоставленные коммунальные услуги, долгов не имел. Также пояснил, что с января 2022 получает меры социальной поддержки в установленном порядке.
Представители ГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре", Министерства социальной защиты населения Хабаровского края в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 7, 8, 9, 13, 22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", ст.ст. 31, 69, 154, 159, 160 Жилищного Кодекса РФ, Федеральным законом от 28.11.2018 N 442-ФЗ "О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации", ст. 4 Гражданского кодекса РФ, разъяснениями, приведенными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.12.2011 N 432-пр "О Порядке назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан на территории Хабаровского края", пришел к выводу о законности приостановления выплаты истцу ЕДК в указанный период, поскольку на момент приостановления имелись сведения о наличии у Зинченко В.А. задолженности по оплате коммунальных услуг, кроме того, с заявлением о возобновлении выплаты ЕДК с предоставлением документов, подтверждающих отсутствие задолженности, истец к ответчику не обращался. Отклоняя доводы истца о необходимости применения к правоотношениям сторон Федерального закона от 28.11.2018 N 442-ФЗ, суд указал, что изменения, внесенные указанным законом, на которые ссылается истец, вступили в силу с 01.01.2022 и не распространяются на правоотношения, возникшие до введения этого закона в действие.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что основания для отмены судебных постановлений отсутствуют.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах").
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 Федерального закона "О ветеранах").
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Как указано в части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции действовавшей до 1 января 2022 года, субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В пунктах 56 и 60 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761, названы условия, при которых предоставление гражданину субсидии может быть приостановлено или прекращено.
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 56 Правил предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев; невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 Правил.
Как предусмотрено пунктом 57 Правил, уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, но не более чем на один месяц.
Пунктом 58 Правил установлено, что при наличии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 Правил (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии.
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования) (подпункт "п" пункта 60 Правил).
Форма предоставления на территории Хабаровского края мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определенной категории граждан осуществляется согласно Постановлению Правительства Хабаровского края от 21.12.2011 N 432-пр "О Порядке назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан на территории Хабаровского края" (далее - Постановление N 432-пр).
В соответствии с подп. "г" п.4.2 Постановления N 432-пр выплата ЕДК приостанавливается по решению руководителя центра социальной поддержки населения, в том числе при наличии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или невыполнение гражданами соглашений по ее погашению.
Подпункт "г" пункта 4.2 Постановления N 432-пр введен постановлением Правительства Хабаровского края от 22.08.2012 N 285-пр "О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 21 декабря 2011 г. N 432-пр "О Порядке назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан на территории Хабаровского края" (далее - постановление N 432-пр). Указанная норма введена во исполнение ч.3 ст.160 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с ч.3 ст.160 Жилищного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2022, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Судом установлено, что Зинченко В.А, являясь ветераном труда, обратился в Отдел социальной защиты населения по Центральному округу г.Комсомольска-на-Амуре за предоставлением меры социальной поддержки в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг (далее - ЕДК).
Ежемесячная денежная компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере натуральной льготы была назначена истцу с 01.12.2018 в отопительный период в размере 1832, 50 руб. и межотопителный период в размере 907, 53 руб. Выплата за период с 01.12.2018 по 31.07.2019 произведена в размере 11827, 86 руб.
В связи с тем, что на момент обращения у Зинченко В.А. имелась задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги: за содержание и ремонт жилья в размере 41169, 15 руб, горячую воду и отопление в размере 39855, 48 руб, - ЕДК ему назначена, но ее выплата приостановлена с 01.08.2019 до полного погашения задолженности либо заключения договоров на реструктуризацию задолженности, о чем истец предупрежден при приеме заявления и документов для назначения ЕДК.
В соответствии со вступившими в законную силу судебными решениями (определениями мирового судьи судебного участка N30 судебного района "Центральный округ г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 18.01.2021 по гражданским делам N2-44/2021 и N2-42/2021, решением мирового судьи судебного участка N30 судебного района "Центральный округ г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 18.01.2021 по гражданскому делу N2-43/2021, решением мирового судьи судебного участка N72 судебного района "Центральный округ г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края" от 26.02.2021 по гражданскому делу N2-13/2021) у Зинченко В.А. отсутствует задолженность перед АО "Дальневосточная генерирующая компания" по оплате за тепловую энергию за периоды с 01.12.2019 по 31.05.2020, 01.04.2019 по 31.10.2019, за февраль 2018 года, апрель 2018 года, февраль 2019 года, март 2019 года, ноябрь 2019 года, а также отсутствует задолженность перед ООО "Служба заказчика по многоквартирному дому" за период ноябрь 2017 - ноябрь 2019 г.г.
С 01.01.2022 в связи с изменениями в законодательстве выплата компенсации Зинченко В.А. была возобновлена, однако вновь приостановлена с 01.05.2022 после получения информации от ПАО "ДЭК" "Хабаровскэнергосбыт" о наличии у истца задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги за период с 21.02.2019 по 21.02.2022.
Отказывая в удовлетворении требований Зинченко В.А. о признании незаконным отказа в предоставлении меры социальной поддержки, возложении обязанности по предоставлению указанной меры, суд первой инстанции, с которым обоснованно согласился суд апелляционной инстанции, правильно применив ч.5 ст. 159, ч.3 ст. 160 Жилищного кодекса РФ, п. 1.3 Постановления N 432-пр, в редакции, действовавшей до 01.01.2022, верно исходил из того, что на момент приостановления выплаты ЕДК (01.08.2019) ответчик располагал информацией, полученной от МУП "Единый расчетно-кассовый центр города Комсомольска-на-Амуре", о наличии у Зинченко В.А. задолженности по оплате коммунальных услуг, в связи с чем выплата ЕДК была приостановлена обоснованно.
Доводы кассационной жалобы Зинченко В.А. со ссылкой на вступившие в законную силу судебные решения были предметом проверки судов первой и апелляционной инстанции, обоснованно указавших на то, что данные судебные решения, свидетельствующие об отсутствии у истца задолженности перед АО "Дальневосточная генерирующая компания", были вынесены в январе 2021 года и вступили в законную силу в феврале 2021 года, спустя шесть месяцев после приостановления выплаты.
Также суд кассационной инстанции находит верным вывод судов первой и апелляционной инстанции о том, что поскольку истец с заявлением о возобновлении выплаты ЕДК за период с 01.08.2019 по 31.12.2021 в Центр социальной защиты населения не обращался, документы, подтверждающие отсутствие задолженности, либо заключение соглашений на реструктуризацию задолженности не представил, оснований для возобновления предоставления ЕДК у ответчика не имелось.
При этом судом установлено, что истцу неоднократно разъяснялось в ответах от 21.05.2021 (т.1 л.д.90-92), 13.08.2021 (т.1 л.д.13-14) о возможности возобновлении выплаты ЕДК с 01.08.2019 на основании его соответствующего заявления с приложением документов, подтверждающих отсутствие задолженности (в том числе вступивших в законную силу судебных решений).
После вступления в силу ч.3 ст.160 Жилищного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 28.11.2018 N 442-ФЗ истцу была возобновлена выплата компенсации с 01.01.2022, а 21.02.2022 Отделом социальной защиты был направлен запрос в ГИС ЖКХ, откуда от поставщика коммунальной услуги поступила информация о наличии у Зинченко В.А. задолженности за отопление и горячее водоснабжение.
Согласно полученным из ГИС ЖКХ данным (т.1 л.д.166) периоды образования указанной задолженности следующие: 01.2021 - 10.2021, 06.2020 - 12.2020; остаток задолженности по решению суда с учетом государственной пошлины составляет 14 283, 25 руб. и 7 076, 73 руб, соответственно.
Период задолженности в указанном ответе ГИС ЖКХ отличается от тех периодов, в отношении которых перечисленными выше судебными решениями установлено отсутствие долга.
Обращаясь с настоящим иском, Зинченко В.А. не ссылался на наличие каких-либо уважительных причин, в связи с которыми в спорный период у него имелась задолженность по оплате коммунальных услуг, позиция истца основана на доводах об отсутствии задолженности как таковой.
Правильно установив имеющие значение для дела обстоятельства, верно применив к возникшим правоотношениям нормы материального права, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно отказали Зинченко В.А. в удовлетворении исковых требований, поскольку установлено, что на момент приостановления выплаты ЕДК (01.08.2019) ответчик располагал, полученной от МУП "Единый расчетно-кассовый центр города Комсомольска-на-Амуре", информацией о наличии у истца задолженности в оплате коммунальных услуг. Действовавшая на момент приостановления выплаты редакция ч.5 ст. 159, ч.3 ст. 160 Жилищного кодекса РФ не обуславливала возможность приостановления выплаты ЕДК наличием вступившего в законную силу решения суда о задолженности по оплате коммунальных услуг.
Суд кассационной инстанции не находит оснований не согласиться с выводами судов. Доводы заявителя жалобы по существу повторяют его позицию при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору. Обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, доводы кассационной жалобы не содержат.
В настоящем деле нарушений либо неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 7 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 30 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Зинченко Владимира Алексеевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.