Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Аноприенко К.В, судей Бузьской Е.В, Панфиловой Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шовкалюк Юлии Вячеславовны к Управлению образования и молодежной политики администрации Соболевского муниципального района Камчатского края о взыскании компенсации стоимости провоза багажа, по кассационной жалобе представителя Шовкалюк Юлии Вячеславовны Григоренко Василия Анатольевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 3 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В, выслушав представителя истца Григоренко В.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Шовкалюк Ю.В. обратилась в суд к Управлению образования и молодежной политики администрации Соболевского муниципального района Камчатского края о взыскании компенсации стоимости провоза багажа к новому месту жительства.
В обоснование исковых требований Шовкалюк Ю.В. указала, что при увольнении ответчиком были компенсированы расходы истца по перевозке домашних вещей не в полном объеме. Расходы связанные с провозом багажа по маршруту с. Соболево - г.Петропавловск-Камчатский на основании договора перевозки груза N 11-2022 от 9 февраля 2022 года возмещены ответчиком в сумме 73 500 рублей, не возмещенной осталась сумма в размере 236 500 рублей.
Полагая, что как лицо, работающее и проживающее в районах Крайнего Севера, Шовкалюк Ю.В. имела право на компенсацию расходов, связанных с переездом к новому месту жительства в другую местность, Шовкалюк Ю.В. просила суд взыскать с Управления образования и молодежной политики администрации Соболевского муниципального района Камчатского края компенсацию стоимости провоза багажа по маршруту с. Соболево - г. Петропавловск-Камчатский в размере 236 500 рублей.
Решением Усть-Большерецкого районного суда Камчатского края от 21 июля 2022 года исковые требования Шовкалюк Ю.В. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 3 ноября 2022 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе представитель Шовкалюк Ю.В. Григоренко В.А. просит апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. Полагает, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, не согласен с тем, что судом апелляционной инстанции положено в основу оспариваемого судебного акта распоряжение главы Соболевского муниципального района Камчатского края от 25 февраля 2022 года N 113-р, поскольку оно не применимо к правоотношениям, возникшим до его принятия, а также считает, что вопросы местного значения не могут регулироваться распоряжениями главы местной администрации.
В письменных возражениях на кассационную жалобу ВрИО руководителя Управления образования и молодежной политики администрации Соболевского муниципального района Камчатского края просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, полагая апелляционное определение законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы гражданского дела, доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких оснований для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Судами установлено, что Шовкалюк Ю.В. осуществляла трудовую деятельность в период с 1 ноября 2021 года по 3 марта 2022 года в Управлении образования и молодежной политики администрации Соболевского муниципального района Камчатского края в должности ведущего бухгалтера отделения по бухгалтерскому учету и отчетности.
Приказом от 28 февраля 2022 года N 60-к трудовой договор с Шовкалюк Ю.В. расторгнут на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ по инициативе работника, Шовкалюк Ю.В. уволена 3 марта 2022 года. Этим же приказом работодателя постановлено произвести Шовкалюк Ю.В. и члену ее семьи - ФИО12 оплату стоимости проезда до г. Темрюк Краснодарского края по фактическим расходам и стоимости провоза багажа из расчета не более пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, установленных для перевозки багажа (груза) железнодорожным и (или) водным транспортом в случае переезда из районов Крайнего Севера в другую местность в связи с прекращением трудового договора.
9 февраля 2022 года истец заключила с ИП ФИО9 договор перевозки груза по маршруту с. Соболево - г.Петропавловск-Камчатский автомобильным транспортом N 11-2022 на сумму 310 000 рублей, факт оплаты по договору подтверждается счетом на оплату N 15 от 12 февраля 2022 года, актом сдачи-приемки выполненных работ N 15 от 12 февраля 2022 года, чеком-ордером ПАО " "данные изъяты"" от 14 февраля 2022 года и подтверждением платежа ПАО " "данные изъяты"" от 20 мая 2022 года.
Из ответа Управления образования и молодежной политики администрации Соболевского муниципального района от 21 апреля 2022 года следует, что расходы истцу возмещены частично, в размере 443 581 рубль. При этом отказано в оплате квитанций на страховку в общей сумме 4 373 рубля, а также уменьшена сумма перевозки груза автомобильным транспортом ИП ФИО9 до 73 500 рублей. Расчет стоимости провоза багажа произведен на основании распоряжения администрации Соболевского муниципального района N 113-р от 25 февраля 2022 года и справки N 597 от 5 марта 2022 года о среднем тарифе по провозу груза с использованием автомобильного транспорта вдоль магистрального газопровода "УКПГ Нижне-Квакчинского ГКМ-п.Карымай" из с Соболево до г. Петропавловска-Камчатскогона 9 февраля 2022 года.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил того, что применение каких-либо тарифов для перевозки багажа автомобильным транспортом Решением Думы Соболевского муниципального района Камчатского края N 17 от 19 ноября 2015 года не установлено, вопрос о механизме компенсации расходов на провоз багажа к новому месту жительства в случае отсутствия железнодорожного сообщения между пунктом отправления и пунктом назначения не урегулирован.
Суд пришел к выводу, что распоряжение главы Соболевского муниципального района N 113-р от 25 февраля 2022 года не может дополнять или изменять Положение "О порядке компенсации лицам, проживающим в Соболевском муниципальном районе и работающих в органах местного самоуправления Соболевского муниципального района Камчатского края, муниципальных учреждениях, расходов, связанных с переездом к новому месту жительства в другую местность", утвержденное Решением Думы Соболевского муниципального района Камчатского края N 17 от 19 ноября 2015 года, поскольку это Положение может быть изменено или дополнено исключительно утвердившим его органом - Думой Соболевского муниципального района. Кроме того, названное Распоряжение не может регулировать правоотношения, возникшие до его принятия. В связи с чем удовлетворил требования истца взыскав с ответчика в пользу истца расходы связанные с провозом багажа по маршруту с. Соболево - г.Петропавловск-Камчатский в размере 236 500 рублей (310 000 - 73 500).
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции с указанными выводами районного суда не согласилась, указав, что действующим федеральным законодательством предусмотрено самостоятельное определение размера, условий и порядка предоставления компенсаций расходов на переезд и стоимости провоза имущества из районов Крайнего Севера для организаций, финансируемых из местного бюджета, нормативным актом органа местного самоуправления предусмотрено, что компенсация расходов на провоз багажа осуществляется по среднему тарифу от утвержденных тарифов транспортных организаций, предоставляющих данный вид услуг на территории Соболевского муниципального района на момент перевозки багажа.
Ссылаясь на распоряжение администрации Соболевского муниципального района N 113-р от 25 февраля 2022 года, которым установлено, что компенсация расходов на провоз багажа предоставляется на основании документов на провоз багажа, подтверждающих сведения о весе (массе) и стоимости провоза багажа, выданных транспортной организацией или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими его перевозку, по фактическим расходам, по среднему тарифу от утвержденных тарифов транспортных организаций, предоставляющих данный вид услуг на территории Соболевского муниципального района на момент перевозки багажа, а также учитывая сведения, содержащиеся в справке администрации Соболевского муниципального района N 597 от 5 марта 2022 года, о среднем тарифе по провозу груза с использованием автомобильного транспорта вдоль "УКПГ Нижне-Квакчинского ГКМ-п.Карымай" из населенного пункта село Соболево до города Петропавловска-Камчатского на 1 кг перевозимого груза на 9 февраля 2022 года - 24 рубля 50 копеек, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку стоимость провоза багажа при переезде к новому месту жительства, рассчитанная согласно приведенным положениям составила 73 500 рублей (3000 кг х 24 рубля 50 копеек), которая была компенсирована истцу.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 313 Трудового кодекса РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются указанным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
Согласно части 5 статьи 326 Трудового кодекса РФ размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления; у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Аналогичные положения содержатся в Законе Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем.
Таким образом, из анализа приведенных норм следует, что в данном случае полномочия на определение размера, условий и порядка компенсаций расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа в связи с выездом на новое место жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях лицам, работающим в организациях, финансируемых из местного бюджета, переданы органам местного самоуправления.
Решением Думы Соболевского муниципального района Камчатского края N 17 от 19 ноября 2015 года принято Положение N 419 от 23 ноября 2015 года "О порядке компенсации лицам, проживающим в Соболевском муниципальном районе и работающим в органах местного самоуправления Соболевского муниципального района Камчатского края, муниципальных учреждениях, расходов, связанных с переездом к новому месту жительства в другую местность", пунктом 2 которого предусмотрено, что компенсация стоимости провоза багажа осуществляется по фактическим расходам из расчета не более 5 тонн на семью, но не свыше тарифов, установленных для перевозки багажа (груза) железнодорожным и (или) водным транспортом.
Компенсация расходов, связанных с переездом, осуществляется при предоставлении работником не позднее двенадцати месяцев со дня прекращения трудового договора (служебного контракта) документов на провоз багажа в пределах территории Российской Федерации, подтверждающих сведения о весе (массе) и стоимости провоза багажа, выданных транспортными организациями, осуществляющими перевозку (подпункт 6 пункта 4 Положения).
Распоряжением администрации Соболевского муниципального района N 113-р от 25 февраля 2022 года, установлено, что компенсация расходов на провоз багажа предоставляется на основании документов на провоз багажа, подтверждающих сведения о весе (массе) и стоимости провоза багажа, выданных транспортной организацией или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими его перевозку, по фактическим расходам, по среднему тарифу от утвержденных тарифов транспортных организаций, предоставляющих данный вид услуг на территории Соболевского муниципального района на момент перевозки багажа.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования (пункты 2, 3 части 1 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
На основании части 4 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (часть 6 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Из содержания части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами.
Таким образом, распоряжение администрации Соболевского муниципального района N 113-р от 25 февраля 2022 года, изданное в целях реализации предоставления гарантий по выплате компенсации лицам, проживающим в Соболевском муниципальном районе и работающим в органах местного самоуправления Соболевского района, муниципальных учреждениях расходов, связанных с провозом багажа при переезде к новому месту жительства в другую местность с использованием автомобильного транспорта при перевозке багажа по технологическому проезду вдоль магистрального газопровода "УКПГ Нижне-Квакчинского ГКМ-п.Карымай" из населенных пунктов Соболевского муниципального района до п.Карымай и автомобильной дороге от п.Карымай до г. Петропавловска-Камчатского, которым определен и конкретизирован размер и порядок компенсации расходов на провоз багажа при переезде на новое место жительства с использованием автомобильного транспорта ввиду отсутствия железнодорожного сообщения на территории Соболевского муниципального района до г. Петропавловска-Камчатского названным положениям закона не противоречит.
Юридически значимые обстоятельства дела судом апелляционной инстанций определены правильно, выводы должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 - 3 ст. 379.7 ГПК РФ).
Оснований к отмене оспариваемого апелляционного определения кассационная жалоба не содержит, доводы, изложенные в жалобе, по существу сводятся к субъективному толкованию норм материального права, которое не может являться основанием для отмены оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, судом апелляционной инстанции не допущено.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 3 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Шовкалюк Юлии Вячеславовны Григоренко Василия Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.