Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Денисов Ю.А., рассмотрев жалобу защитника АО "Международный аэропорт "Внуково" по доверенности Парамоновой А.Н. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 138 района Внуково г. Москвы от 28 февраля 2022 года, решение судьи Солнцевского районного суда г. Москвы от 09 июня 2022 года, вынесенные в отношении АО "Международный аэропорт "Внуково" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 138 района Внуково г. Москвы от 28 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Солнцевского районного суда г. Москвы от 09 июня 2022 года, АО "Международный аэропорт "Внуково" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, защитник АО "Международный аэропорт "Внуково" по доверенности Парамонова А.Н. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных по настоящему делу, ссылаясь на их незаконность.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В части 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения АО "Международный аэропорт "Внуково" к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 14 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры подлежит лицензированию.
Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий (пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ).
Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (пункт 7 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ).
В силу подпункта "ж" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1131 (далее - Положение N 1131) лицензионным требованием при осуществлении лицензируемого вида деятельности является выполнение лицензиатом положений нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности в части организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде, организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов, организации и несения караульной службы, подготовки личного состава пожарной охраны, проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а также привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Основанием для допуска должностных лиц аварийно-спасательного подразделения службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) к руководству тушением пожара является организационно-распорядительный документ организации, создавшей СПАСОП, или СПАСОП, если она является юридическим лицом, после прохождения ими аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (пункт 46 Федеральных авиационных правил "Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 ноября 2020 года N 517).
В силу пункта 2 Порядка проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, утвержденного Приказом МЧС России от 20.10.2017 N 450 аттестация на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией ЧС проводится в целях оценки профессиональной подготовленности должностных лиц подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных служб (формирований), планируемых к назначению (назначенных) на должности, предусматривающие руководство тушением пожаров и ликвидацией ЧС.
Аттестуемые лица аварийно-спасательных служб (формирований), не входящих в систему МЧС России, подлежат аттестации на право руководства ликвидацией ЧС, а в случае, если они имеют лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, - на право руководства тушением пожаров (пункт 11 Порядка проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, утвержденного Приказом МЧС России от 20.10.2017 N 450).
АО "Международный аэропорт "Внуково" выдана бессрочная лицензия на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры от ДД.ММ.ГГГГ N- N России по г. Москве.
В ходе проверки, проведенной Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте 01 декабря 2021 года, с привлечением специалистов ГУ МЧС России, выявлены нарушения АО "Международный аэропорт "Внуково" соблюдения законодательства о пожарной безопасности, в том числе аварийно-спасательном обеспечении полетов.
А именно, в нарушение требований подпункта "ж" пункта 3 Положения N, в ходе проверки лицензиатом (АО "Международный аэропорт "Внуково") не представлены документы, подтверждающие проведение аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, действия (бездействие) АО "Международный аэропорт "Внуково" образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
АО "Международный аэропорт "Внуково", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.20 названного Кодекса.
Доводы заявителя жалобы о том, что после проведения прокуратурой проверки в ее адрес были направлены документы подтверждающие прохождение несколькими сотрудниками АО "Международный аэропорт "Внуково" аттестации; о том, что у АО "Международный аэропорт "Внуково" отсутствовала обязанность по предоставлению документов по аттестации со ссылкой на положения Федерального закона от 11.06.2021 N 168-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и статьи 1 и 22 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", были предметом проверки предыдущих судебных инстанций и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях АО "Международный аэропорт "Внуково" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судебными инстанциями норм, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено АО "Международный аэропорт "Внуково" в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Постановление о привлечении АО "Международный аэропорт "Внуково" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные постановления сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 138 района Внуково г. Москвы от 28 февраля 2022 года, решение судьи Солнцевского районного суда г. Москвы от 09 июня 2022 года, вынесенные в отношении АО "Международный аэропорт "Внуково" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника АО "Международный аэропорт "Внуково" по доверенности Парамоновой А.Н. - без удовлетворения.
Судья
Второго кассационного суда
общей юрисдикции подпись Ю.А. Денисов
Копия верна:
судья Ю.А. Денисов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.