Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Жудова Н.В, Войты И.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Олейника Владислава Павловича на решение Димитровского районного суда г. Костромы от 20 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 6 апреля 2022 года по административному делу по административному иску Олейника Владислава Павловича к комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград", администрации городского округа "Город Калининград" о признании незаконными решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, обязании повторно рассмотреть поданные им заявления о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства (дело N 2а-845/2021), Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Олейник В.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным кадастровым номером N в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, оформленного письмом от 10 марта 2021 года N028-65/угр-1-543, обязании повторно рассмотреть поданное им заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным кадастровым номером N в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства.
Требования мотивировал тем, что он является инвалидом 1 группы, на основании постановления главы администрации городского округа "Город Калининград" от 23 июня 2009 года состоит на учете малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. 20 января 2020 года он обратился в комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным кадастровым номером N в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства в соответствии с проектом межевания территории.
Письмом комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" от 29 января 2020 года N028-65/угр-1-261 в удовлетворении вышеуказанного заявления ему отказано со ссылкой на пункт 2.10.2 Административного регламента администрации городского округа "Город Калининград" о предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка (за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации) на том основании, что определением Димитровского районного суда г..Костромы от 11 октября 2019 года, вынесенным в рамках административного дела N2а-40/2020, в отношении территории, находящейся в границах земельного участка с условным кадастровым номером 39:15:130804:ЗУ12, приняты меры предварительной защиты в виде запрета на совершение действий по постановке на кадастровый учет и резервированию земельных участков для муниципальных нужд; решением Димитровского районного суда г..Костромы от 11 сентября 2020 года в удовлетворении его административного иска к комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженном в письме от 29 января 2020 года N028-65/угр-1-261, отказано; апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 13 января 2021 года решение Димитровского районного суда г..Костромы от 11 сентября 2020 года отменено, признан незаконным отказ комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" в предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, оформленного уведомлением от 29 января 2020 года N028-65/угр-1-261, на комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" возложена обязанность
повторно рассмотреть его (Олейника В.П.) заявление от 20 января 2020 года. 10 марта 2021 года во исполнение решения суда комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" в его адрес направлено уведомление об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду со ссылкой на пункт 2.10.2 Административного регламента администрации городского округа "Город Калининград" о предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка (за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации) и подпункт 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации на том основании, что земельный участок с условным кадастровым номером 39:15:130804:ЗУ12 по проекту планировки с проектом межевания в его составе в границах "адрес" - железная дорога - "адрес" подлежит резервированию для муниципальных нужд с целью предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно. Согласно проектной документации земельный участок с условным кадастровым номером N площадью 1 172 кв.м имеет вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, способ образования земельного участка - образование из земель государственной собственности, каких-либо обременений и ограничений в отношении данного земельного участка не имеется. Согласно проекту межевания земельный участок с условным кадастровым номером N не может выступать объектом местного значения, и документация по планировке территории в границах "адрес" - железная дорога - "адрес" "адрес" не предусматривает размещения объектов местного значения в границах испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, резервирование вышеуказанного земельного участка для муниципальных нужд с целью передачи его гражданам, имеющим трех и более детей, не подразумевалось, а основания, указанные в обжалуемом уведомлении, для отказа в предварительном согласовании земельного участка не соответствуют закону. В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" он имеет право на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, и все требования действующего законодательства для реализации такого права им соблюдены. Оснований к отказу в предварительном согласовании земельного участка, регламентированных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, перечень которых является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, в данном случае не имеется. Кроме того, Административный регламент администрации городского округа "Город Калининград" о предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка (за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации) не распространяет свое действие на правоотношения, возникающие между гражданами, обладающими правом на первоочередное или внеочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, и соответствующими государственными органами. В результате незаконного отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка нарушены его права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в том числе на улучшение жилищных условий не реже 1 раза в 15 лет, предоставление доступного и комфортного жилья.
Также Олейник В.П. обратился в суд с административными исковыми заявлениями к комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" о признании незаконными отказов в предварительном согласовании предоставления земельных участков с условными кадастровыми номерами 39 N в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, оформленных письмами от 10 марта 2021 года N028-65/угр-20-544 и от 31 марта 2021 года N028-65/угр-14-864, обязании повторно рассмотреть поданные им заявления о предварительном согласовании предоставления земельных участков с условными кадастровыми номерами N в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, указав в обоснование своих требований аналогичные доводы.
Определением Димитровского районного суда г. Костромы от 14 июля 2021 года объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения административные дела N2а-845/2021 и N2а-854/2021 по административным исковым заявлениям Олейника В.П. к комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" о признании незаконными отказов в предварительном согласовании предоставления земельных участков с условными кадастровыми номерами N в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, оформленных письмами от 10 марта 2021 года N028-65/угр-20-544 и N028-65/угр-1-543, обязании повторно рассмотреть поданные им заявления о предварительном согласовании предоставления земельных участков с условными номерами N в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства. Административному делу присвоен номер 2а-845/2021.
Определением Димитровского районного суда г. Костромы от 10 августа 2021 года объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения административные дела N2а-845/2021 и N2а-911/2021 по административным исковым заявлениям Олейника В.П. к комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" о признании незаконными отказов в предварительном согласовании предоставления земельных участков с условными кадастровыми номерами N в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, оформленных письмами от 10 марта 2021 года N028-65/угр-20-544, от 10 марта 2021 года N028-65/угр-1-543, от 31 марта 2021 года N028-65/угр-14-864, обязании повторно рассмотреть поданные им заявления о предварительном согласовании предоставления земельных участков с условными кадастровыми номерами N в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства. Административному делу присвоен номер 2а-845/2021.
В ходе рассмотрения административного дела Олейник В.П. уточнил заявленные требования, просил признать незаконными повторное рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 20 января 2020 года N028-65/угр-1 и от 12 марта 2020 года N028-65/угр-20, а также рассмотрение заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 16 марта 2021 года N028-65/угр-15 в соответствии с Административным регламентом администрации городского округа "Город Калининград" о предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка (за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации), утвержденным постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 08 декабря 2017 года N1746, не предусматривающим предварительное согласование предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства; повторные отказы комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" в предварительном согласовании предоставления земельных участков с условными кадастровыми номерами N, оформленные письмами от 10 марта 2021 года N028-65/угр-1-543 и N028-65/угр-20-544; отказ комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" в предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным кадастровым номером N, оформленный письмом от 31 марта 2021 года N028-65/угр-14-864; обязании повторно рассмотреть поданные им заявления о предварительном согласовании предоставления земельных участков с условными кадастровыми номерами N по "адрес" в "адрес" для индивидуального жилищного строительства, учитывая его первоочередное право на приобретение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, подготовить и рассмотреть проекты постановлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков с
условными кадастровыми номерами N для индивидуального жилищного строительства.
Решением Димитровского районного суда г. Костромы от 20 декабря 2021 года, с учетом определения от 8 февраля 2022 года об исправлении описки, в удовлетворении административных исковых требований Олейника В.П. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 6 апреля 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 27 июня 2022 года, заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение по мотиву неправильного применения норм материального права, применения закона, не подлежащего применению, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.2 ст.329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений судами не допущено, оснований для их отмены или изменения судом кассационной инстанции по доводам жалобы не усматривается.
Как установлено судами при рассмотрении административного дела, Олейник В.П. является инвалидом 1 группы, зарегистрирован по месту жительства в г. Калининграде, фактически проживает и зарегистрирован по месту пребывания в г. Костроме, с 23 июня 2009 года состоит в администрации городского округа "Город Калининград" на учете малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 13 января 2020 года N14 утверждена документация по планировке территории "Проект планировки территории с проектом межевания в его составе в границах "адрес" "адрес" - "адрес" - "адрес" - "адрес" - "адрес" в "адрес"", на которой планируется образование земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
20 января 2020 года Шовцев В.Н. от имени Олейника В.П. обратился в МКУ городского округа "Город Калининград" "Многофункциональный центр представления государственных и муниципальных услуг" с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка (за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации) по "адрес" в "адрес" с условным кадастровым номером N в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, в удовлетворении которого Олейнику В.П. отказано.
Решением Димитровского районного суда г. Костромы от 11 сентября 2020 года Олейнику В.П. отказано в удовлетворении административного искового заявления к комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, оформленного письмом от 29 января 2020 года N028-65/угр-1-261, обязании вынести решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным номером N по проекту межевания.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Димитровского районного суда г. Костромы от 11 сентября 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым признан незаконным отказ комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" в предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, оформленного уведомлением от 29 января 2020 года N028-65/угр-1-261, на комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Олейника В.П. от 20 января 2020 года.
Уведомлением комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" от 10 марта 2021 года N028-65/угр-1-543 во исполнение апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 13 января 2021 года по результатам повторного рассмотрения заявления от 20 января 2020 года Олейнику В.П. отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду без торгов земельного участка по "адрес" в "адрес" с условным кадастровым номером 39:15:130804:ЗУ12 для индивидуального жилищного строительства. В обоснование отказа указано, что пунктом 2.10.2 Административного регламента администрации городского округа "Город Калининград" о предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка (за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации), утвержденного постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 08 декабря 2017 года N1746, установлен перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка; согласно указанному перечню земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпункте 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации; согласно проекту планировки территории с проектом межевания в его составе в границах "адрес" "адрес" - "адрес" - железная дорога - "адрес" в "адрес", утвержденному постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 13 января 2020 года N14, земельный участок с условным кадастровым номером N подлежит резервированию для муниципальных нужд с целью предоставления гражданам, имеющим трех и более детей.
12 марта 2020 года Шовцев В.Н. от имени Олейника В.П. обратился в МКУ городского округа "Город Калининград" "Многофункциональный центр представления государственных и муниципальных услуг" с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка (за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации) по "адрес" в "адрес" с условным кадастровым номером N в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, в удовлетворении которого Олейнику В.П. отказано.
Решением Димитровского районного суда г. Костромы от 03 сентября 2020 года Олейнику В.П. отказано в удовлетворении административного искового заявления к комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, оформленного письмом от 27 марта 2020 года N028-65/угр-20-960, обязании вынести решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным номером 39:15:130804:ЗУ16 по проекту межевания.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 13 января 2021 года решение Димитровского районного суда г. Костромы от 03 сентября 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым признан незаконным отказ комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" в предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, оформленного письмом от 27 марта 2020 года N028-65/угр-20-960, на комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Олейника В.П. от ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомлением комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" от 10 марта 2021 года N028-65/угр-1-544 во исполнение апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 13 января 2021 года по результатам повторного рассмотрения заявления от 12 марта 2020 года Олейнику В.П. отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду без торгов земельного участка по "адрес" в "адрес" с условным кадастровым номером N для индивидуального жилищного строительства. В обоснование отказа приведены доводы аналогичные, указанным в уведомлении от 10 марта 2021 года N028-65/угр-1-543.
15 марта 2021 года и 16 марта 2021 года Олейник В.П. обратился в ГКУКО "Многофункциональный центр представления государственных и муниципальных услуг" с заявлениями о предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка (за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации) по "адрес" в "адрес" с условным кадастровыми номерами N в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства.
Уведомлением комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" от 31 марта 2021 года N028-65/угр-14-864 Олейнику В.П. отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду без торгов земельных участков с условными кадастровыми номерами N по ул. Неманской в г. Калининграде для индивидуального жилищного строительства по приведенным выше основаниям.
Разрешая возникший спор, суды руководствовались положениями статей 39.14, 39.15, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 2.10.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, утвержденного постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 8 декабря 2017 года N 1746, пришли к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, при этом исходили из того, что спорные земельные участки расположены в границах территории, в отношении которой имеется проект планировки территории с проектом межевания, предусматривающим размещение объектов индивидуального жилищного строительства исключительно для граждан, имеющих трех и более детей; размещение иных объектов индивидуального жилищного строительства проектом планировки не предусматривается; градостроительная деятельность имеет целью обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания граждан, а документация по планировке территории утверждается в целях обеспечения ее устойчивого развития, предполагает реализацию планов, как правило, в долгосрочной перспективе; в настоящем случае у административного ответчика не было оснований для удовлетворения заявлений административного истца и согласования предоставления земельных участков вразрез с положениями проекта планировки территории.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов судов не имеется. Все выводы, приведенные в судебных актах, исчерпывающе мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судами по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со 4 схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган
гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно пункту 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа. В силу подпункта 2 пункта 8 названной статьи решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается в том числе, если образуемый земельный участок, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
В силу пункта 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объекты местного значения это, в том числе, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 16.1 Закона Калининградской области от 21 декабря 2006 г. N 105 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области" урегулирован порядок предоставления земельных участков без торгов в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей. Пунктом 3 данной статьи предусмотрено образование органом местного самоуправления земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Установив, что испрашиваемый административным истцом земельный участок входит в границы зоны планирования и предназначен для размещения объектов местного значения, суды пришли к обоснованному выводу о том, что отказ административного ответчика в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям, содержащимся в пункте 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, является правомерным.
С учетом изложенного суды нижестоящих судебных инстанций правомерно не усмотрели правовых оснований для удовлетворения заявленных Олейником В.П. административных исковых требований. Обращения рассмотрены в порядке, предусмотренном названным Административным регламентом, в соответствии с поступившими заявлениями Олейника В.П. и его представителя.
Доводам Олейника В.П. о несогласии с отказами в предварительном согласовании предоставления земельных участков по тому основанию, что земельные участки, предназначенные для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, не могут считаться объектами местного значения, дана оценка судом апелляционной инстанции, который констатировал, что данные доводы административного истца основаны на ошибочном толковании закона.
При этом суд верно указал, что Федеральный закон от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организацию строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6 части 1 статьи 16).
При этом согласно пункту 4 статьи 3, статье 7 Закона Калининградской области от 21 декабря 2006 года N105 регулирование земельных отношений в Калининградской области осуществляют органы местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области. Органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в сфере земельных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Калининградской области.
В статье 16.1 Закона Калининградской области от 21 декабря 2006 года N105 урегулирован порядок предоставления земельных участков без торгов в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей.
Пунктом 3 данной статьи предусмотрено образование органом местного самоуправления земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Таким образом, территория в границах "адрес" аллея - "адрес" - "адрес" - "адрес" - "адрес" - "адрес" в "адрес" необходима для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, а отображенные в проекте планировки и проекте межевания этой территории в числе других земельные участки с условными кадастровыми номерами N являются объектами местного значения.
В том числе отклоняется судебной коллегией и довод кассационной жалобы о том, что земельные участки, предназначенные для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, не могут считаться объектами местного значения, в контексте Определения Конституционного суда Российской Федерации от 31 мая 2022 года N 1201-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Олейника В.П. на нарушение его конституционных прав пунктом 6 части 2 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку он представляют собой изложение позиции административного истца по заявленным требованиям, основан на субъективном и ошибочном понимании норм конституционного, административного и процессуального законодательства Российской Федерации.
Таким образом, оснований не согласиться с принятыми по настоящему делу судебными актами по доводам, изложенным в кассационных жалобах административного истца, судебная коллегия также не усматривает.
Нормы материального права применены и истолкованы судом первой инстанции правильно в соответствии с их содержанием, выводы суда о законности оспоренных отказов в предварительном согласовании предоставления земельных участков мотивированы.
В целом доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы выводы, изложенные в обжалуемых решении и апелляционном определении.
Также вопреки доводам кассационных жалоб нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих инстанций по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Димитровского районного суда г. Костромы от 20 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 6 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Олейника Владислава Павловича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.