Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Жудова Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Песковой Дарьи Алексеевны на решение Вяземского районного суда Смоленской области от 11 августа 2021 года (дело N 2а-1235/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 08 февраля 2022 года (дело N 33а-292/2022) по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Смоленской области к Песковой (Филипповой) Дарье Алексеевне о взыскании недоимки по налогу, страховым взносам, пени.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Смоленской области (далее по тексту - МИФНС России N 2 по Смоленской области, налоговый орган, административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Песковой (Филипповой) Д.А. о взыскании недоимки по налогу, страховым взносам, пени.
Требования мотивированы тем, что Пескова Д.А. имеет задолженность: по транспортному налогу за 2019 год в размере 3 007 рублей, пени - 3, 19 рублей; по налогу на имущество физических лиц в размере 201 рубль, пени - 0 рублей 17 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) за 2019 год по сроку уплаты 31 декабря 2019 года в сумме 28 997 рублей, пени - 120 рублей 82 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, за 2019 год по сроку уплаты 31 декабря 2019 года в сумме 6 805, 51 рублей, пени - 29, 42 рублей.
Решением Вяземского районного суда Смоленской области от 11 августа 2021 года административные исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 08 февраля 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Песковой Д.А. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Пескова Д.А. просит об отмене судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указывается на пропуск налоговым органом срока для обращения в суд с данным административным иском.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 26 июля 2022 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в официально опубликованном Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; плательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенные по уважительной причине сроки подачи заявлений о взыскании могут быть восстановлены судом (пункты 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (статья 52 Налогового кодекса РФ).
При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога; требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки (пункт 2 статьи 69, пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени (пункт 1); сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога (пункт 2); пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно (пункт 3); пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).
В соответствии со статьёй 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
Согласно части 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии частью 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признает объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим показателям; объект зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения соответствии со статьёй 401 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов обязательное пенсионное и медицинское страхование признаются, в частности индивидуальные предприниматели.
Статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исчисление суммы страховых взносы подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1).
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей сумма за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Пескова Д.А. в период с 27 декабря 2018 года по 20 марта 2020 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
Пескова Д.А. являлась собственником 1/3 доли квартиры, площадью 52, 4 кв. м, по адресу: "адрес", а также транспортных средств: автомобиля N; автомобиля Ford Focus, государственный регистрационный знак N, дата регистрации права 10 июня 2018 года, дата утраты права 14 февраля 2020 года.
Песковой Д.А. направлены налоговые уведомления: N от 28 июня 2019 года об уплате транспортного налога за 2018 год в размере 1 872 рубля, налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 185 рублей; N от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2019 год в размере 3 007 рублей, налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 201 рубль.
В связи с неуплатой налогов в срок, указанный в налоговых уведомлениях Песковой Д.А. выставлены: требование N по состоянию на 29 июня 2020 года об уплате транспортного налога в размере 1 872 рубля, пени 48, 90 рублей; налога на имущество физических лиц в размере 185 рублей, пени 0, 03 рубля; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 7152, 52 рубля, пени - 4, 70 рублей; страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 1 857, 34 рубля, пени - 5, 70 рублей, срок исполнения - до 10 ноября 2020 года; требование N по состоянию на 7 декабря 2020 года об уплате налога на имущество физических лиц в размере 201 рубль, пени - 0, 14 рублей; транспортного налога в размере 3 007 рублей, пени - 2, 13 рублей, срок исполнения - до 22 декабря 2020 года; требование N по состоянию на 27 октября 2020 года об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 7152, 52 рубля, пени - 2, 54 рубля; страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 1 857, 34 рубля, пени - 1, 06 рублей; транспортного налога в размере 1 872 рубля, пени - 1, 06 рублей, срок исполнения требования - до 15 декабря 2020 года; требование N по состоянию на 21 января 2020 года об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 28 997, 21 рубль, пени - 120, 82 рубля; страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 6 805, 51 рубль, пени - 28, 36 рублей, срок исполнения требования - до 5 февраля 2020 года.
Недоимка по налогам и страховым взносам Песковой Д.А. не уплачены.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N 14 в муниципальном образовании "Вяземский район" Смоленской области от 22 апреля 2021 года с Песковой Д.А. взыскана недоимка по обязательным платежам и санкциям на общую сумму 39 166, 86 рублей, а также государственная пошлина.
Определением мирового судьи от 30 апреля 2021 года судебный приказ отменён.
Удовлетворяя требования налогового органа, суд первой инстанции исходил из того, что Пескова Д.А. является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц, страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, добровольно возложенную на неё обязанность по уплате налогов и страховых взносов за указанный период она не исполнила, требования налогового органа об уплате налогов, страховых взносов и пени оставила без удовлетворения.
Суд проверил правильность расчёта задолженности по налогам, страховым взносам и пени, соблюдение налоговым органом порядка и срока обращения в суд, процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости погашения задолженности по налогам и страховым взносам, предшествующей обращению в суд и установил, что обязанность по уплате налогов, страховых взносов и пени административным ответчиком не исполнена.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении требований налогового органа.
С выводом суда правомерно согласился суд апелляционной инстанции, не найдя оснований для отмены или изменения решения.
Судебная коллегия находит выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, оценка которым дана по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и приведена в судебных актах. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы кассационной жалобы о пропуске налоговым органом срока для обращения в суд, предусмотренного частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, основаны на неправильном применении норм материального права.
Частью 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве", истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа.
По настоящему административному делу судебный приказ от 22 апреля 2021 года о взыскании с Песковой Д.А. недоимки по обязательным платежам и санкциям отменён определением мирового судьи от 30 апреля 2021 года судебный приказ отменён.
С данным административным иском в суд налоговый орган обратился в суд 31 мая 2021 года, то есть с соблюдением срока, предусмотренного частью 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, оснований полагать, что налоговым органом пропущен срок для обращения в суд, не имеется.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку они не опровергают выводы судов, а сводятся к изложению правовой позиции административного ответчика, выраженной в судах нижестоящих инстанций, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную правовую оценку в обжалуемых судебных актах.
Несогласие Песковой Д.А. с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами обеих инстанций, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вяземского районного суда Смоленской области от 11 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 8 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Песковой Д.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.