Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Жудова Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Ковалева Александра Ивановича по доверенности Деткова Александра Павловича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 14 июня 2022 года (дело N 33а-1609/2022) по административному делу по административному исковому заявлению Ковалева Александра Ивановича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области об оспаривании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ковалев А.И. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Смоленской области, регистрационный орган, административный ответчик) об оспаривании решения об отказе осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности на земельные участки.
Требования мотивированы тем, что он является собственником земельного участка, с кадастровым номером N м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: "адрес", земельный участок NБ. На земельном участке находится гараж, площадью 59, 5 кв. метров.
ДД.ММ.ГГГГ он продал гараж ФИО6, однако государственная регистрация перехода права собственности была приостановлена по причине непредставления документов, подтверждающих переход права собственности на земельный участок, на котором расположен гараж. Для устранения причин, препятствующих государственной регистрации, кадастровым инженером подготовлен межевой план раздела земельного участка, таким образом, что при его разделе, образуется два самостоятельных земельных участка: первый, на котором расположены принадлежащие ему индивидуальный жилой дом и баня, площадью 736 кв. м, и второй участок, на котором расположен проданный гараж, площадью 248 кв. м, с разрешенным использованием образуемых при разделе земельных участков - для индивидуального жилищного строительства. Уведомлением от 20 ноября 2020 года государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав двух земельных участков и регистрации права собственности на них, приостановлены по причине того, что образуемые в результате раздела земельные участки площадью 736 кв. м и площадью 248 кв. м, не соответствует требованиям к предельному минимальному размеру земельного участка для территории зоны (Ж1) - 1 000 кв. м. Кадастровым инженером подготовлен межевой план раздела таким образом, что образуется два самостоятельных земельных участка, первый - на котором расположен индивидуальный жилой дом, и второй участок, на котором расположен проданный им гараж, площадью 248 кв. м, с разрешенным использованием - для хранения автотранспорта.
Уведомлением от 25 октября 2021 года государственный кадастровый учет и государственная регистрация права приостановлены по причине того, что образуемые путем раздела земельные участки имеют разные виды разрешенных использований, вместо единого - для индивидуального жилищного строительства. В принятии заявления об обжаловании вышеуказанного решения административного ответчика в апелляционную комиссию Росреестре Смоленской области, отказано письмом Росреестра Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ N-СТ, по причине пропуска срока на подачу указанного заявления.
Уведомлением Управления Росреестра по Смоленской области от 11 января 2022 года отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.
С действиями административного ответчика не согласен, поскольку они препятствуют ему реализовать свое право в части распоряжения продажи путем совершения сделки купли-продажи принадлежащего ему на праве собственности недвижимого имущества.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 17 марта 2022 года административные исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 14 июня 2022 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе представитель Ковалева А.И. по доверенности Детков А.П. просит об отмене апелляционного определения, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, нарушение норм процессуального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 26 июля 2022 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ковалев А.И. является собственником земельного участка, с кадастровым номером N. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: "адрес", земельный участок NБ.
Также Ковалев А.И. является собственником расположенного на указанном земельном участке гаража, площадью 59, 5 кв. м, назначение: нежилое.
15 октября 2020 года между Ковалевым А.И. и Новиковым В.В. заключен договор купли-продажи данного гаража.
Уведомлением Управления Росреестра по Смоленской области от 27 октября 2020 года регистрационные действия приостановлены в связи с тем, что не представлены документы, подтверждающие переход права собственности на земельный участок, на котором расположен проданный гараж.
Для устранения причин, препятствующих осуществлению действий по государственной регистрации перехода права собственности на проданный гараж, административный истец обратился к кадастровому инженеру, для осуществления кадастровых работ по разделу принадлежащего земельного участка.
Кадастровым инженером подготовлен межевой план раздела земельного участка, таким образом, что при его разделе, образуется два самостоятельных земельных участка: ЗУ1 - на котором расположен индивидуальный жилой дом и баня, принадлежащие Ковалеву А.И, площадью 736 кв. м, и ЗУ2 - площадью 248 кв. м, на котором расположен проданный Ковалевым А.И. гараж, с разрешенным использованием образуемых при разделе земельных участков - для индивидуального жилищного строительства.
Ковалев А.И. подал заявление о постановке на кадастровый учет двух участков и регистрации права собственности на них.
Уведомлением Управления Росреестра по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N N государственный кадастровый учет и государственная регистрация права приостановлены, по причине того, что образуемые в результате раздела ЗУ 1 площадью 736 кв. м, и ЗУ2 площадью 248 кв. м, с разрешенным использованием "для индивидуального жилищного строительства" не соответствуют требованиям к размерам - предельному минимальному размеру земельного участка для территории зоны (Ж1), в соответствии с Правилами землепользования и застройки "адрес" минимальный размер земельного участка 1000 кв. м.
Кадастровым инженером ООО "Землемер" повторно осуществлены кадастровые работы по разделу принадлежащего административному истцу земельного участка, в результате которых подготовлен межевой план, в соответствии с которым образовывалось два самостоятельных земельных участка, ЗУ 1 - на котором расположен индивидуальный жилой дом и баня принадлежащие Ковалеву А.И, площадью 736 кв. м, с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства, и ЗУ2 - площадью 248 кв. м, на котором расположен проданный Ковалевым А.И. гараж, с разрешенным использованием - для хранения автотранспорта.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ N/2 Управление Росреестра по "адрес" сообщило о не устранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, по причине того, что образуемые путем раздела земельные участки имеют разные виды разрешенных использований, вместо единого - для индивидуального жилищного строительства (один, с разрешенным использованием. для индивидуального жилищного строительства, другой, с разрешенным использованием для хранения автотранспорта), в связи с чем осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав было приостановлено.
Письмом "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-СТ в принятии заявления об обжаловании вышеуказанного уведомления в апелляционную комиссию при Управлении Росреестра по "адрес" было отказано в связи с пропуском срока на подачу заявления.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с не устранением причин, указанных в уведомлении о приостановлении, препятствующих проведению учетно-регистрационных действий, ФИО2 отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (уведомление об отказе N N?
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ Управления Росреестра по "адрес" в осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности нарушает права ФИО2 на отчуждение принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимого имущества, поскольку принадлежащий административному истцу и занимаемый индивидуальным жилым домом, баней и гаражом земельный участок с кадастровым номером N, имеет площадь 984 кв. м, то есть изначально не соответствовал установленному минимальному размеру земельных участков (от 1000 до 1800 кв.м.), в связи с чем, недостижение в результате такого раздела минимального размера не может служить основанием для отказа в разделе земельного участка.
Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Федеральный закон от 13 мая 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее по тексту - Закон о государственной регистрации недвижимости) определяет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (пункт 3 статьи 1).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона).
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о государственной регистрации недвижимости, в случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, перераспределения земельных участков государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых земельных участков.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты, образуемые путем раздела объекта недвижимости, находящегося в собственности одного лица, является, в том числе, межевой план (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (статья 22 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя, в частности градостроительные регламенты (статья 30 ГрК РФ).
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (часть 1 статья 36 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с законодательством в отношении земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования устанавливаются их предельные минимальные и максимальные размеры.
При разделе вновь образованные земельные участки, сохраняя целевое назначение и разрешенное использование исходного земельного участка, также должны соответствовать предельным минимальным и максимальным размерам соответствующих земельных участков.
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Правилами землепользования и застройки города Смоленска, утвержденными решением 41-й сессии III созыва Смоленского городского Совета 28 февраля 2007 года N 490 (в редакции решения 8-ой сессии VI созыва Смоленского городского Совета 26.03.2021 N 111), для земельных участков в территориальной зоне Ж-1 (индивидуальная жилая застройка), с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" установлен предельный минимальный размер равный 1000 кв. м.
Пунктом 51 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 N 921 предусмотрено, что вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям ЕГРН о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Вид разрешенного использования образованного земельного участка (248 кв. м), указанный в межевом плане, не является идентичным разрешенному использованию исходного земельного участка.?
Вновь образуемые земельные участки не соответствуют минимальному размеру (1000 кв. м), установленному Правилами землепользования и застройки города Смоленска, поскольку площадь таких участков равна 736 кв. м, и 248 кв. м, соответственно.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу о законности оспариваемый действий Управления Росреестра по Смоленской области и отказу в удовлетворении административного иска.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку они не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, а сводятся к изложению правовой позиции административного истца, выраженной в судах нижестоящих инстанций, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную правовую оценку в обжалуемом апелляционной определении.
Несогласие административного истца с выводами суда апелляционной инстанции, иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм материального или процессуального права.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта судом апелляционной инстанции, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 14 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Ковалева А.И. по доверенности Деткова А.П. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.