Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В.
судей Войты И.В, Рахманкиной Е.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гнитиенко Андрея Владимировича на решение Перовского районного суда г. Москвы от 15 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 30 августа 2022 года, вынесенные по административному делу N2а-557/2022 по административному исковому заявлению Гнитиенко Андрея Владимировича к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Вешняки (далее - ИКМО Вешняки) о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Вешняки от 1 августа 2022 года N 18/7 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Вешняки по многомандатному избирательному округу N 3 Гнитиенко Андрея Владимировича ", обязании регистрации кандидата.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, объяснения административного истца Гнитиенко А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ИКМО Вешняки по доверенности Данилова В.С, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Половниковой А.В, полагавшей судебные акты не подлежащими отмене, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
21 июня 2022 года решением Совета депутатов муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Вешняки N 1/77 на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Вешняки в городе Москве.
12 июля 2022 года Гнитиенко А.В. представил в ИКМО Вешняки документы о выдвижении его в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Вешняки в городе Москве по многомандатному избирательному округу N 3.
22 июля 2022 года административным истцом избирательную комиссию представлены подписные листы с подписями избирателей, содержащие 34 подписи избирателей, собранных в поддержку кандидата в депутаты.
1 августа 2022 года ИКМО Вешняки вынесено решение N 18/7 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Вешняки по многомандатному избирательному округу N 3 Гнитиенко Андрея Владимировича ".
По мнению административного истца, нарушение его прав заключается в проведении заседания избирательной комиссии 1 августа 2020 года, в то время как заседание было назначено на 2 августа 2022 года. В связи с этим, Гнитиенко А.В. был лишен возможности представить необходимые документы. Вывод избирательной комиссии о недействительности 32 подписей в избирательных листах, по причине нарушения нумерации свидетельствует о формальном подходе, так как ошибка в нумерации подписных листов не является существенным нарушением, препятствующим его регистрации в качестве кандидата. Незаконный отказ в регистрации по этим причинам лишает Гнитиенко А.В. пассивного избирательного права.
Решением Перовского районного суда г. Москвы от 15 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 30 августа 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований Гнитиенко А.В. отказано.
В кассационной жалобе, административный истец ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований по мотивам нарушения судами норм материального и процессуального права, неверности выводов судов относительно обстоятельств дела. Так, по мнению административного истца, требование единой нумерации в подписных листах им не нарушено, указание на единую нумерацию в избирательном законе отсутствует, нумерация в его подписных листах имеет логическую цепочку и соответствует утвержденной форме. Судами сделан неверный вывод об объективной невозможности извещения административного истца о дате и времени заседания избирательной комиссии. Суд необоснованно отказал в вызове в судебное заседание для допроса в качестве свидетелей членов избирательной комиссии, поскольку о заседании комиссии они были извещены за 10 минут до начала заседания. Суд не истребовал для обозрения подписные листы других зарегистрированных кандидатов, которые имеют такие же нарушения. Неполнота представленных сведений, по мнению административного истца, для регистрации кандидатом значения не имеет, поскольку на информационных плакатах сведения о доходах и имуществе кандидата не публикуются.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, основанием для принятия 1 августа 2022 года ИКМО Вешняки решения N 18/7 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Вешняки по многомандатному избирательному округу N 3 Гнитиенко А.В." послужило отсутствие среди документов, представленных на регистрацию "Сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, по счетам, вкладам в банках, ценных бумагах". Кроме того, по результатам проверки подписных листов, представленных Гнитиенко А.В. признаны недействительными 32 из 34 представленных подписей избирателей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций, установив действительность обстоятельств изложенных в решении избирательной комиссии, пришли к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого решения ИКМО Вешняки, поскольку в нарушение части 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) кандидат не представил, подлежащие одновременному представлению вместе с заявлением о своем выдвижении, сведения об имуществе и доходах по форме, соответствующей уровню выборов; при оформлении и изготовлении подписных листов Гнитиенко А.В. допустил нарушение формы подписного листа, утвержденной Приложением 8 к Федеральному закону N 67-ФЗ, выразившееся в удалении единой цифровой нумерации строк для подписей избирателей в пределах одного подписного листа, а именно в своих подписных листах, где содержится одна подпись избирателя, кандидат от руки проставил сквозную нумерацию всех собранных подписей через все подписные листы; установленные нарушения избирательного закона являются основанием для отказа в регистрации кандидата.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации, определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным федеральным законом, иным законом.
В силу пункта 24 статьи 38 этого же федерального закона основанием отказа в регистрации кандидата, в том числе являются: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д"); отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в").
Аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата предусмотрены Избирательным кодексом города Москвы.
Пунктом 3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ установлены условия выдвижения кандидатов, в том числе определен перечень документов, которые должны быть представлены вместе с заявлением о согласии баллотироваться, среди которых указаны сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе, совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумага.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15 сентября 2016 года N 1742-О, а также аналогично приведенной в пункте 4.12 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года N 235/186-6, кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ".
Как установлено судами обеих инстанций и не оспаривается административным истцом, при подаче заявления о выдвижении 12 июля 2022 года Гнитиенко А.В. не представлены "Сведения о размере и источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, по счетам, вкладам в банках, ценных бумагах".
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о наличии основания для отказа в регистрации кандидата по подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ является правильным.
Довод кассационной жалобы о возможности устранения указанных недостатков в порядке пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и отсутствии в связи с этим у избирательной комиссии оснований для отказа в регистрации кандидата, основан на неправильном толковании норм материального права, поскольку указанными выше нормами федерального законодательства не предусмотрена возможность дополнительного представления в избирательную комиссию документов, поименованных в пункте 3 статьи 33 указанного федерального закона.
Кроме того, регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (пункт 1 статьи 38 названного федерального закона).
Согласно решению избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Вешняки от 24 июня 2022 года N 3/2 "О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Вешняки, выдвинутого по соответствующему многомандатному избирательному округу" количество подписей, необходимое для регистрации кандидата по многомандатному избирательному округу N3 составляет 30 достоверных подписей избирателей.
В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования оформляются и составляются согласно приложению 8 к данному федеральному закону.
Из содержания подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 5, 6, 8, 9, 10 к указанному федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 данного федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 названного федерального закона.
Согласно требованиям к форме подписного листа содержащимся в Приложении 8 к Федеральному закону N67-ФЗ - подписной лист изготавливается для заполнения только с одной стороны и должен содержать пять строк для проставления подписей избирателей.
Для соблюдения вышеуказанного требования законодателем в обязательной к применению форме подписного листа установлена единая цифровая нумерация строк для подписей избирателей в пределах одного подписного листа.
Указанная цифровая нумерация содержится в форме подписного листа (Приложении 8 к 67-ФЗ) в столбце с названием "N п/п" в виде последовательной нумерации каждой строки с указанием цифр от "1" до "5".
Образец заполнения подписных листов на выборах депутатов Совета депутатов муниципального округа Вешняки, утвержденный решением ИКМО Вешняки от 2 4 июня 2022 года N3/4, предусматривал указание на единую цифровую нумерацию строк для подписей избирателей в пределах одного подписного листа.
Суды обеих инстанций, проанализировав приведенные нормы федерального и регионального законодательства, установив, что форма подписных листов, представленных Гнитиенко А.В. в избирательную комиссию, не соответствует Приложению 8 к Федеральному закону N 67, пришли к верному выводу о том, что недействительными являются 32 из 34 представленных кандидатом подписей избирателей в этих подписных листах. Иное оформление подписного листа не допускается и свидетельствует о нарушении его формы.
Следовательно, у избирательной комиссии имелись правовые основания для отказа в регистрации кандидата согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 вышеназванного федерального закона в связи с отсутствием действительных подписей, необходимых для регистрации кандидата.
Довод кассационной жалобы о том, что допущенное административным истцом изменение порядка нумерации нарушением не является ошибочным, противоречащим положениям избирательного законодательства. Иное оформление подписного листа не допускается и свидетельствует о нарушении его формы.
Иные доводы кассационной жалобы в полном объеме воспроизводят позицию административного ответчика в судах нижестоящих инстанций, указанным доводам дана надлежащая по правилам статьи 84 КАС РФ правовая оценка, оснований не согласиться с которой у суда кассационной инстанции не имеется, при том, что у кассационной инстанции отсутствуют полномочия по переоценке доказательств.
Позиция судов первой и апелляционной инстанций подробно и аргументированно изложена в решении, соответствует материалам дела и нормам материального права, регулирующим данный вопрос, правильно примененными при разрешении заявленных требований.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены судебных актов не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решений по делу, не установлено.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции:
определила:
решение Перовского районного суда г. Москвы от 15 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 30 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гнитиенко Андрея Владимировича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.