Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Войты И.В, Жудова Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кузнецова Василия Николаевича на решение Головинского районного суда города Москвы от 17 августа 2022 года (дело N 2а-545/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 26 августа 2022 года (дело N 33а-5049/2022) по административному делу по административному исковому заявлению Кузнецова Василия Николаевича к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Ховрино об отмене решения от 21 июля 2022 года N 8/20 о регистрации Демиховой Татьяны Викторовны в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ховрино по многомандатному избирательному округу N 3.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав объяснения Кузнецова В.Н. и его представителя Белоглазова О.Ю, поддержавших кассационную жалобу, возражения председателя территориальной избирательной комиссии района Ховрино города Москвы Горшковой О.В. и представителей избирательной комиссии по доверенности Новоселовой О.А. и Голышева И.В. относительно доводов кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Блошенковой А.А, полагавшей необходимым в удовлетворении кассационной жалобы отказать, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
решением Совета депутатов муниципального округа Ховрино N 1-5-7.1/22 от 14 июня 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Ховрино на 11 сентября 2022 года.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Ховрино от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ховрино по многомандатному избирательному округу N.
Зарегистрированный кандидат в депутаты по тому же избирательному округу Кузнецов В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене названного решения избирательной комиссии, мотивируя свои требования тем, что в нарушение требований пункта 2.1 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в заявлении о согласии баллотироваться в качестве кандидата в депутаты Демихова Т.В. не указала сведения о том, что она является кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом.
Решением Головинского районного суда г. Москвы от 17 августа 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 26 августа 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Кузнецова В.Н. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Кузнецов В.Н. просит об отмене судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, нарушение норм процессуального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 28 сентября 2022 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения административного истца и его представителя, возражения представителей административного ответчика, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Кузнецовым В.Н. пропущен срок для обращения в суд, предусмотренный частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С выводом суда согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит позицию судов первой и апелляционной инстанций верной, основанной на правильном применении норм материального и процессуального права.
Конституцией Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантировано право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Порядок организации и проведения выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве регулируются Законом города Москвы N 38 от 06 июля 2005 года "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Избирательный кодекс города Москвы).
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 этого федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Часть 2.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ предусматривает, что если кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, или кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, сведения об этом должны быть указаны в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
В силу подпункта "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются: отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Аналогичная нормы содержится в пункте 3.2 части 20 стать 37 Избирательного кодекса города Москвы.
Согласно статье 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в такой регистрации может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, оспариваемого решения (часть 4); указанный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска (часть 7); пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления (часть 10).
Как следует из материалов дела и установлено судом, с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии от 21 июля 2022 года о регистрации кандидата Демиховой Т.В, административный истец обратился 12 августа 2022 года, то есть за пределами установленного законом 10-дневного срока, который восстановлению не подлежит.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска.
Доводы кассационной жалобы, по существу, повторяют доводы административного истца, которыми были обоснованы заявленные требования, апелляционная жалоба и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая правовая оценка судами обеих инстанций.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Головинского районного суда города Москвы от 17 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 26 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кузнецова В.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.