Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шеломановой Л.В.
судей Рахманкиной Е.П, Войты И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Лопатина Владимира Александровича) на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 7 июля 2022 года, вынесенные по административному делу N 2а-523/2022 по административному исковому заявлению Лопатина Владимира Александровича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) о признании решения незаконным, обязании осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, выслушав объяснения представителя административного истца Лопатина В.А. и заинтересованного лица дачно-строительного кооператива им. Ларина (далее - ДСК им. Ларина) по доверенности Коновалову Л.Л, поддержавшую кассационную жалобу, возражения представителя заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы (далее - ДГИ г. Москвы) по доверенности Глоова А.К, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Управления Росреестра по Москве от 1 апреля 2021 года N MFC-0558/2021-467619 (КУВД-001/2021-10119467 КУВД-001/2021-10119468) Лопатину В.А отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Белякова, дом 23, в порядке, предусмотренном статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с непредставлением документов, устанавливающих или удостоверяющих права прежнего собственника земельного участка, в отношении которого заявлены регистрационные действия.
Лопатин В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным данного решения, и возложении обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведения о ранее учтённом земельном участке.
Требования мотивированы тем, что в 2001 году после смерти его дедушки Овчинникова А.П. административному истцу был подарен дом, в связи с чем он был принят в члены дачно-строительного кооператива им. Ларина (далее - ДСК им. Ларина) и за ним был закреплен спорный земельный участок. 19 марта 2021 года Лопатин В.А. обратился в Управление Росреестра по г. Москве с заявлениями о постановке на кадастровый учет ранее учтенного земельного участка и регистрации ранее возникшего права собственности, также в регистрирующий орган представил все необходимые документы, подтверждающие постоянное (бессрочное) пользование этим земельным участком его дедушки Овчинникова А.П, исходя из его статуса члена ДСК им. Ларина. Между тем, уведомлением Росреестра по г. Москве от 1 апреля 2021 года N MFC-0558/2021-467619 административному истцу отказано в указной услуге.
Решением Бутырского районного суда г. Москвы от 26 октября 2021 года с учетом дополнительного решения того же суда от 1 марта 2022 года и определения об исправлении описки от 1 марта 2022 года постановлено: признать незаконным и отменить решение Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве N MFC-0558/2021-467619 (КУВД-001/2021-10119467 КУВД-001/2021-10119468) об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекта недвижимости и регистрации ранее возникшего права; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на земельный участок, общей площадью 1255 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" за Лопатиным Владимиром Александровичем.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 7 июля 2022 года, решение Бутырского районного суда г. Москвы от 26 октября 2021 года с учетом дополнительного решения того же суда от 1 марта 2022 года отменено по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований административному истцу отказано.
В кассационной жалобе Лопатиным В.А. ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу апелляционного определения по мотивам незаконности и необоснованности и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушения были допущены судом апелляционной инстанции.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что Лопатиным В.А. в Управление Росреестра по Москве были представлены все необходимые документы, оснований для отказа в регистрации права собственности на спорный земельный участок у административного ответчика не имелось.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что представленные Лопатиным В.А. документы не содержали сведений, позволяющих считать, что вновь образованный в связи с произведенным разделом спорный земельный участок, является ранее учтенным, не могли рассматриваться в качестве правоустанавливающих документов и не позволяли Управлению Росреестра по Москве осуществить соответствующие регистрационные действия в отношении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"
Между тем, с таким выводом суда апелляционной инстанции согласиться нельзя.
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане вправе иметь в частной собственности землю (часть 1). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2). Условия и порядок пользования землей определяется на основе федерального закона (часть 3).
В силу статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 1Э7-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется (пункт 1).
Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается (пункт 3 названной статьи).
Гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 4).
Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется (абзацы первый, третий и четвертый пункта 9.1).
Пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действовавшим до 1 марта 2015 года, устанавливалось, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу названного федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплён такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя); сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, федеральный законодатель предоставил гражданам возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности. Это возможно в отношении участка, предоставленного до введения Земельного кодекса Российской Федерации (30 октября 2001 года) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства или индивидуального жилищного строительства. Каких-либо ограничений по сроку переоформления нет. Право собственности на такие участки не лишены возможности зарегистрировать граждане, к которым перешло право собственности на расположенные на них здания (строения, сооружения) как в порядке наследования, так и по иным основаниям. Исключение составляют случаи, когда земельный участок не может предоставляться в частную собственность, например, в силу его ограничения в обороте. Обращение в органы местного самоуправления для приобретения в собственность земельного участка, предоставленного для ведения садоводства и огородничества, с 1 марта 2015 года не требуется.
Из этого исходит федеральный законодатель при определении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности в пункте 3 части 1 статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости), указывая на то, что государственная регистрация права собственности на земельный участок осуществляется на основании выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).
При этом, включая в перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на земельный участок, акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания, пункт 4 части 1 статьи 49 названного закона допускает представление иных документов, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на указанный земельный участок.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок по адресу: "адрес", находится в едином массиве земель ДСК им. Ларина, созданного более 80 лет назад, который был образован в системе рабочего жилищного строительного кооператива транспортников в 1931 году с отводом земельного участка площадью 114 га в бессрочное пользование, что утверждено актом президиума коммунистического рабочего исполнительного комитета от 29 апреля 1931 года.
Устав ДСК им. Ларина зарегистрирован 15 июня 1932 года.
Из информации представленной ДСК им. Ларина, административный истец является членом кооператива и за ним на праве постоянного бессрочного пользования закреплен земельный участок площадью 1 255 кв.м. по адресу: "адрес"
Указанный земельный участок, первоначальной площадью 2 286 кв.м, на котором располагался дом 187, 8 кв.м, был предоставлен дедушке административного истца Овчинникову А.П. в 1937 году.
После смерти дедушки Очинникова А.П, в 2001 году дом был подарен Лопатину В.А. бабушкой Овчинниковой Е.П.
Согласно объяснениям административного ответчика, в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержатся сведения о том, что Лопатин В.А. на основании договора дарения от 20 апреля 2001 года является собственником 1/6 доли в праве на жилой дом с кадастровым номером 77:02:0001004:1097 по адресу: "адрес", собственником 5/6 долей в праве является Зякина Т.Л. (т. 1 л.д. 63-71).
Выписка из ЕРГН в материалах административного дела отсутствует.
Согласно доводам административного иска, между сособственниками домовладения Зякиной Т.Л. и Лопатиным В.А. произведен раздел земельного участка в натуре.
После раздела домовладению Зякиной Т.Л. присвоен адрес: "адрес" что подтверждается материалами учетно-архивной документации, представленной ГБУ г. Москвы МосГорБТИ (т.2 л.д. 115-118).
При этом, из содержания оспариваемого административным истцом уведомления Управления Росреестра по Москве следует, что земельный участок, общей площадью 1 012 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный, имеет кадастровый номер 77:02:0001004:1024.
При изложенных обстоятельствах дела вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у административного истца документов, свидетельствующих о разделе земельного участка по адресу: "адрес", а также документов, подтверждающих право собственности Лопатина В.А. на какой-либо объект недвижимости, располагающийся в пределах ранее учтенного земельного участка, является преждевременным.
В рассматриваемом споре доводы административного истца о том, что спорный земельный участок является ранее учтенным подлежали проверке с учетом материалов кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 77:02:0001004:1024, а также данных ЕГРН.
Допущенные нарушения, связанные с рассмотрением настоящего дела, являются существенными, они повлияли на исход дела, без отмены апелляционного определения и нового судебного разбирательства по делу невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов административного истца.
В связи с этим, апелляционное определение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела судебной коллегии следует учесть допущенные по делу нарушения, установить значимые для разрешения спора обстоятельства и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
В силу изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 7 июля 2022 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Московского городского суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Ссуда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.