Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шеломановой Л.В.
судей Жудова Н.В, Рахманкиной Е.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Мемо" по доверенности Пупыкина В. И. на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 1 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 29 августа 2022 года, вынесенные по административному делу N 2а-289/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мемо" к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным распоряжения о признании административного истца иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, возложении обязанности исключить ООО "Мемо" из соответствующего реестра.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, объяснения представителя объяснения представителя Министерства юстиции Российской Федерации на основании доверенности Кулаковой Ю.А, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 8 октября 2021 года N 1155-р общество с ограниченной ответственностью "Мемо" (далее - ООО) включено в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
ООО "Мемо" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации (далее также Минюст России) о признании незаконным названного распоряжения, возложении обязанности исключить из реестра по мотивам его необоснованности и существенного нарушения прав административного истца.
В обоснование административного иска указано на то, что общество публикует новости о совершенных преступлениях со стороны сотрудников правоохранительных органов. Денежных средств полученных в виде иностранного финансирования направленных на распространение каких-либо сведений, и информации, административный истец не получал. Обязанности вмененные ООО "Мемо" не предусмотрены действующим законодательством для лиц, не входящих в Реестр. Требование сопровождать каждое сообщение или материал указанием на статус иностранного агента грубо нарушает и влияет на права, свободы и законные интересы общества, имеет негативную коннотацию. При этом, не указание данных сведений может повлечь для общества административную или уголовную ответственность.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 1 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 29 августа 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе представителем административного истца ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 30 августа 2021 года Министерством юстиции Российской Федерации получена информация, поступившая из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, содержащая сведения о распространении сетевым изданием "Кавказкий узел" сообщений и материалов, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, а также о получении средств из иностранных источников.
ООО "Мемо" является учредителем электронного периодического издания "Кавказский узел" (ЭЛ N ФС 77 - 31048 от 25 января 2008 года, https://www.kavkaz-uzel.eu).
Учредителем ООО "МЕМО" является - Шведов Григорий Сергеевич (владелец, генеральный директор и главный редактор электронного периодического издания "Кавказский узел" и генеральным директором ООО "МЕМО").
Материалы ЭПИ "Кавказский узел" распространяются на сайте: https://www.kavkaz-uzel.eu, который в среднем за месяц посещают 942 тыс. человек. Англоязычная версия сайта ЭПИ: https://www.eng.kavkaz-uzel.eu/, в среднем за месяц посещают около 974 тыс. человек.
Страницы "Кавказского узла" в социальных сетях: "Instagram" https://www.instagram.com/kavkaz_uzel.eu/ - 45 тыс. подписчиков; "Telegram" https://t.me/cknot - 4, 4 тыс. подписчиков; "Facebook" https://www.facebook.com/kavlfCaz.uzel - 160, 5 тыс. подписчиков; https://www.facebook.com/caucasian.knot (англоязычная версия) - 264, 7 тыс. подписчиков; "Яндекс.Дзен" https://zen.yandex.ru/kavkaz-uzel.eu - 5, 6 тыс. подписчиков; "Twitter" https://twitter.com/caucasianlcnot - 14, 5 тыс. подписчиков; https://twitter.com/CaucasianKnotEn (англоязычная версия) - 1, 8 тыс. подписчиков; "ВКонтакте" https://vk.com/cknot - 23 тыс. подписчиков; "Одноклассники" https://ok.ru/kavkaz.uzel - 5, 8 тыс. подписчиков; "YouTube" https://www.youtube.com/user/CaucasianKnot - 88, 5 тыс. подписчиков; https://www.youtube.com/user/CaucasianKnotEnglish (англоязычная версия) - около 1 тыс. подписчиков.За период с августа 2020 года по август 2021 года электронным периодическим изданием "Кавказский узел" имело место распространение материалов иностранных средств массовой информации.
Росфинмониторингом установлено получение ООО "Мемо" денежных средств от иностранных организаций, в частности Посольства Великобритании, общая сумма перечислений составила порядка 5 000 000 000 рублей, что подтверждено платежными поручениями.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации принято полномочным государственным органом, в пределах своей компетенции, у административного ответчика имелись основания для принятия такого распоряжения в силу Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", распоряжение Минюста России не нарушает и не ограничивает права и свободы, указанные в статьях 19, 23, 29 и 30 Конституции Российской Федерации и статьях 8, 10, 14 и 18 Конвенции, оспариваемое решение является соразмерным, принято в установленном законом порядке.
Оснований не согласиться с указанными выводами судов у судебной коллегии суда кассационной инстанции не имеется по причине их соответствия установленным по делу обстоятельствам при правильном применении норм материального права.
Разрешая административное дело, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что действия Минюста России о включении ООО "Мемо" в реестр соответствуют требованиям законодательства, оспариваемое решение принято государственным органом в пределах своей компетенции, поскольку деятельность административного истца финансируется из иностранных источников, что подтверждено материалами дела.
Выводы судебных инстанций не вступают в противоречие с правовой позицией, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2014 года N 10-П, поскольку соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права применены судами правильно, поэтому оснований не согласиться с выводами судов двух инстанций судебная коллегия не находит.
Согласно пункту 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" сведения, содержащиеся в представляемых для государственной регистрации документах некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, составляют Реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ведение которого осуществляется уполномоченным органом. Порядок ведения указанного реестра устанавливается уполномоченным органом.
Указанный Порядок утвержден Приказом Минюста РФ от 30 ноября 2012 года N 223 "О Порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" (зарегистрирован в Минюсте России 30 ноября 2012 г.; регистрационный N 25980).
Согласно пункту 2 Порядка ведение реестра осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.
Включение в реестр происходит по заявлению самой некоммерческой организации (подпункт "а" пункта 6, пункт 9, пункт 11, пункт 12 Порядка).
Основанием для внесения изменений в реестр является распоряжение Министерства, принимаемое в связи с поступлением в Министерство документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", абзацем восьмым части первой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" (абзац 3 пункта 10 Порядка).
Вместе с тем при невыполнении некоммерческой организации, обязанности подать такое заявление, включение ее в реестр возможно по инициативе Минюста России.
В силу пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, уполномоченный орган включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр.
В этом случае уведомление о включении некоммерческой организации в реестр направляется Министерством некоммерческой организации не позднее чем через три рабочих дня со дня издания соответствующего распоряжения (пункт 19 Порядка).
Сведения о некоммерческих организациях, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее чем через три рабочих дня со дня внесения сведений в реестр на электронных носителях (пункт 21 Порядка).
С учетом установленных по делу обстоятельств, приведенных выше, применительно к положениям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, оснований не согласиться с указанными выводами судов судебная коллегия кассационного суда не находит.
Доводы кассационной жалобы о недоказанности осуществления деятельности с нарушением законодательства Российской Федерации повторяют позицию административного истца, изложенную в административном исковом заявлении, и сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами судов, однако, их не опровергают. Правом на переоценку доказательств по делу суд кассационной инстанции в силу требований части 3 статьи 329 КАС РФ не наделен.
Также вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих инстанций по делу не допущено.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 1 марта 2022 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 29 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мемо" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.