Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В.
судей Войты И.В, Жудова Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "КДК" по доверенности Ступникову Я.Л. на решение Московского городского суда от 7 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 апреля 2022 года, вынесенные по административному делу N 3а-2596/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "КДК" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "КДК" по доверенности Ступниковой Я.Л, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы по доверенности Чуканова М.О, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Блошенковой А.А, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" утверждён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год.
Постановлениями Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП, от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новых редакциях и определён по состоянию соответственно на 1 января 2019 год, на 1 января 2020 год и на 1 января 2021 год.
В Перечни на 2019, 2020 и 2021 годы под пунктами 11272, 15995 и 6365 соответственно, включено нежилое здание, с кадастровым номером 77:03:0005020:1078, расположенное по адресу: "адрес"
Общество с ограниченной ответственностью "КДК" (далее - ООО "КДК") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных выше пунктов Перечня, указав, что нежилое здание не обладает признаками объекта налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций". Включение указанного объекта недвижимости в оспариваемые пункты перечня нарушает права административного истца в сфере экономической деятельности, влечет обязанность уплаты налога на имущество организации исходя из кадастровой стоимости объекта.
Решением Московского городского суда от 7 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 апреля 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе представитель административного истца ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности и принятии нового решения об удовлетворении иска, указывая, что вывод судов обеих инстанций об использовании здания в целях статьи 378.2 Налогово кодекса Российской Федерации не соответствует действительным обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Исходя из содержания пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Под фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (подпункты 1 и 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ).
Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Под фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ).
Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта: здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1 статьи 378.2 НК РФ)
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).
Положениями статьи 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры, торговых центров (комплексов) и помещения в них, если соответствующие здания (строения, сооружения), расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (пункт 1); отдельно стоящие нежилые здания общей площадью свыше 1 000 кв. м. и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения (пункт 2); отдельно стоящие нежилые здания и помещения в них, включенные в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 статьи 2 поименованного закона, если указанные здания (строения, сооружения) предназначены для использования в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости и (или) фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения.
В соответствии с примечанием к приложению 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП помещения, находящиеся в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в настоящий перечень, относятся к объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ООО "КДК" является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:03:0005020:4336 (с 2 апреля 2019 года), 77:03:0005020:4337 (с 8 февраля 2019 года), 77:03:0005020:4338 (с 8 февраля 2019 года), 77:03:0005020:4339 (с 2 апреля 2019 года), 77:03:0005020:4340 (с 2 апреля 2019 года), находящихся в здании с кадастровым номером 77:03:0005020:1078, общей площадью 3 368, 4 кв. метров, по адресу: "адрес"
Объект недвижимости с кадастровым номером 77:03:0005020:1078 включен в Перечни на 2019, 2020 и 2021 годы по критерию фактического использования здания в целях налогообложения на основании: Акта обследования Государственной инспекцией по недвижимости города Москвы фактического использования здания (далее - Акт обследования) N 9030179/ОФИ от 27 мая 2016 года, согласно которому 78, 23% от общей площади здания используется для размещения офисов и объектов бытового обслуживания и Акта обследования N 9032774/ОФИ от 19 июля 2018 года, согласно которому 51, 1% от общей площади здания используется для размещения офисов и объектов бытового обслуживания.
Вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 12 сентября 2018 года по спору между ЗАО "Технический центр "ВОСТОК ФК", являвшимся предыдущим собственником помещений, принадлежащих ООО "КДК", и Правительством Москвы о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП в части включения здания с кадастровым номером 77:03:0005020:1078 в Перечень на налоговый период 2017-2018 годы, установлено, что вышепоименованные акты N 9030179/ОФИ от 27 мая 2016 года и N 9032774/ОФИ от 19 июля 2018 года подтверждают фактическое использование здания для размещения офисов и объектов бытового обслуживания.
На основании представленных доказательств, с учетом того, что на момент принятия Перечня на 2019 год административный истец собственником помещений в здании не являлся, суды пришли к выводу, что его позиция о том, что здание в указанный период фактически для размещения офисов и объектов бытового обслуживания не использовалось объективного подтверждения не имеет.
Основанием для включения здания в Перечни на 2020 и 2021 годы явился Акт обследования N 9000245/2ОФИ от 29 декабря 2018 года, составленный на основании заявления бывшего собственника нежилых помещений - ЗАО "Технический центр "ВОСТОК ФК" от 10 декабря 2018 года, в связи с изменением вида фактического использования здания. Согласно указанному Акту обследования 50, 89% от общей площади здания используется для размещения офисов (2, 78%) и объектов бытового обслуживания (48, 11%).
При этом, Актом обследования N 9000245/2ОФИ от 29 декабря 2018 года зафиксировано изменение фактического использования здания, выразившееся в том, что помещения в подвале и на антресоли 1 этажа перестали использоваться. Вместе с тем, помещения 1 этажа здания согласно указанному Акту обследования продолжают использоваться для размещения офисов и объектов бытового обслуживания, что подтверждается фотографиями NN 5, 6, 7, 8, 9 (страницы 7, 12-14 Акта).
На основании этого судами сделан вывод, что, фактическое использование здания по смыслу, изложенному в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в период с даты его осмотра 19 июля 2018 года до осмотра 29 декабря 2018 года не изменилось.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.4 Порядка, в целях подготовки к проведению мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда Госинспекция использует информацию, содержащуюся в государственном кадастре недвижимости, документы технического учета (инвентаризации) и (или) сведения о таком учете (инвентаризации) и иные документы, полученные в установленном порядке от органов исполнительной власти, в том числе Департамента городского имущества города Москвы, подведомственных органам исполнительной власти организаций.
Из пункта 3.4. Порядка следует, что в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
Определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется Госинспекцией на основании результатов мероприятий по определению вида фактического использования, проведенных Госинспекции. По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования в срок не позднее 10 рабочих дней с даты проведения указанного мероприятия работник Госинспекции, уполномоченный на проведение указанного мероприятия, составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой совместным приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы и Госинспекции, с приложением соответствующих фотоматериалов (пункт 3.5. Порядка).
Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в соответствии с требованиями пунктов 3.4-3.5 Порядка указанные выше Акты обследования содержат выявленные признаки размещения в здании офисов и объектов бытового обслуживания, представленные фотографии отражают фактическое использование помещений в здании, поэтажный план содержит сведения о привязке фотографий к конкретным помещениям в здании.
Доказательств опровергающих зафиксированные в актах обследования результаты мероприятий по определению вида фактического использования здания и подтверждающих иное фактическое использование в материалы административного дела не представлено.
При установленных обстоятельствах, выводы судов о законности пунктов 11272, 15995 и 6365 Перечня на 2019-2021 годы, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 КАС РФ, и не противоречат нормам налогового законодательства, устанавливающим особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Довод кассационной жалобы о несоответствии здания критериям фактического использования в целях установления налогообложения исходя и кадастровой стоимости противоречит материалам дела.
Все доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования суда первой и апелляционной инстанций и по своей сути направлены на переоценку доказательств и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.
Позиция судов первой и апелляционной инстанций подробно и аргументированно изложена в судебных актах, кассационная жалоба не содержит доводов, ставящих под сомнение их правильность.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судами верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Суд кассационной инстанции, исходя из доводов рассматриваемой кассационной жалобы, не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами двух инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы, изложенные в судебных актах.
Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 КАС РФ и влекущих безусловную отмену судебных актов, по делу не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 7 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "КДК" по доверенности Ступниковой Я.Л. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.