Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В.
судей Жудова Н.В, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Барановского Эдуарда Алексеевича на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 18 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 8 июня 2022 года, вынесенные по административному делу N 2а-2350/2020 по административному исковому заявлению Барановского Эдуарда Алексеевича к администрации г. Тамбова о признании недействующим постановления от 12.09.2014 г. N7778 "О защите движения транспортных средств по улице Набережной".
Заслушав доклад судьи Шеломанова Л.В, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А, полагавшего необходимым в удовлетворении кассационной жалобы отказать, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Барановский Э.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Тамбова о признании постановления от 12 сентября 2014 года N 7778 "О запрете движения транспортных средств по ул. Набережной" недействующим.
Требования мотивированы тем, что оспариваемое постановление противоречит положениям статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 1.6 постановления администрации Тамбовской области от 21 сентября 2011 года N 1271 "Об утверждении Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения Тамбовской области", поскольку в нем не конкретизирован тип автомобильной дороги, по которой запрещено движение транспортных средств, а также срок, на который данный запрет установлен. Установленные во исполнение постановления шлагбаумы нарушают Правила пожарной безопасности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, поскольку препятствуют движению по ул. Набережной г. Тамбова пожарных машин. Кроме того, оспариваемое постановление принято без наличия к тому оснований, поскольку спорный участок автодороги не является аварийным.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 18 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 8 июня 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, Барановский Э.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, по мотиву неправильного применения судами норм материального права, нарушении норм процессуального прав. Указывает, на несоответствие выводов судов собранным по делу доказательствам, не применении судами норм права, подлежащих применению.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченным органом местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Закона).
Из содержания подпункта 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения городского округа.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения относятся: установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обеспечение эффективности организации дорожного движения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, уполномоченными в области организации дорожного движения, посредством реализации мероприятий по организации дорожного движения, к которым относятся: управление распределением транспортных средств на дорогах, включая разделение движения транспортных средств на однородные группы в зависимости от категорий транспортных средств, скорости и направления движения, распределение их по времени движения; повышение пропускной способности дорог, в том числе посредством устранения условий, способствующих созданию помех для дорожного движения или создающих угрозу его безопасности, формирования кольцевых пересечений и примыканий дорог, реконструкции перекрестков и строительства транспортных развязок; оптимизация циклов светофорного регулирования, управление светофорными объектами, включая адаптивное управление; согласование (координация) работы светофорных объектов (светофоров) в границах территорий, определенных в документации по организации дорожного движения; развитие инфраструктуры в целях обеспечения движения пешеходов и велосипедистов, в том числе строительство и обустройство пешеходных переходов; введение приоритета в движении маршрутных транспортных средств; развитие парковочного пространства (преимущественно за пределами дорог); введение временных ограничения или прекращения движения транспортных средств.
В соответствии с Уставом города Тамбова, одним из вопросов местного значения г. Тамбова является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Тамбова и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая, в том числе организацию дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оспариваемым административным истцом Постановлением администрации города Тамбова от 12 сентября 2014 года N 7778 запрещено движение транспортных средств по улице Набережной на участке от улицы М. Горького до улицы Уборевича, в соответствии со схемой организации дорожного движения с 1 октября 2014 года (пункт 3).
Комитету городского хозяйства администрации г. Тамбова поручено разработать схему организации дорожного движения по улице Набережной города Тамбова (пункт 1).
Муниципальному бюджетному учреждению "Спецдорсервис" поручено выполнение работы по установке необходимых технических средств организации дорожного движения в соответствии с разработанной схемой за счет средств муниципальной программы города Тамбова "Повышение безопасности дорожного движения в городе Тамбове" на 2014-2020 годы (пункт 2).
Указанное постановление опубликовано в газете в газете "Наш город Тамбов" N 69 (971) от 19 сентября 2014 года.
Отказывая в удовлетворении требований административного иска суды обеих инстанций, руководствуясь положениями пункта 12 статьи 7, подпункта 5 пункта 1 статьи 14, подпункта 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 6 статьи 3, пункта 2 статьи 13, статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статей 1, 4, 5, 6, 12 и 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Приказа Министерства транспорта РФ от 13 ноября 2018 года N 406 утверждена Классификация работ по организации дорожного движения пришли к верному выводу о том, что организация дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги местного значения в границах городского округа г. Тамбов относится к ведению администрации г. Тамбов; оспариваемое постановление принято в пределах полномочий административного ответчика, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу в вопросах организации дорожного движения; наличие шлагбаумов на ул. Набережной г. Тамбова, установленных в целях пресечения дорожно-транспортных происшествий, соответствует целям обеспечения требований безопасности дорожного движения и является оправданным; положения оспариваемого нормативного правового акта прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушают.
Выводы судов судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы о том, что шлагбаумы (заграждения) не относятся к средствам безопасности дорожного движения, а их установление нарушает право административного истца на свободное пользование дорогой местного значения, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно опровергнуты судом апелляционной инстанции.
Для целей обеспечения безопасности и организации дорожного движения допускается применение технических средств организации дорожного движения, не предусмотренных "ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (пункт 4.1).
Как установлено судами, принимая оспариваемый нормативный правовой акт, административный ответчик учитывал количество дорожно-транспортных происшествий на спорном участке дороги, в которых пострадали люди.
Постановлением администрации г. Тамбова N 437 утверждены комплексные схемы организации дорожного движения городского округа - город Тамбов на 2019-2034 годы, в том числе схема организации дорожного движения по ул. Набережной города Тамбова от ул. Уборевича до ул. Горького.
Указанное опровергает довод административного истца о невозможности проезда.
Утверждения кассационной жалобы о противоречии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, основаны на ошибочном толковании норм материального права и направлены на опровержение выводов судов обеих инстанций и переоценку установленных ими обстоятельств по делу, в связи с чем не могут служить основаниями к отмене судебных постановлений, предусмотренными статьей 328 КАС РФ.
Между тем, выводы судов нижестоящих инстанций в этой части обоснованы, мотивированы с приведением действующего федерального и регионального законодательства в области осуществления дорожной деятельности, и являются правильными по основаниям, подробно изложенным в обжалуемых судебных актах.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалобы не содержит, следовательно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 18 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 8 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Барановского Эдуарда Алексеевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.