Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Репиной Е.В, судей Смирновой Е.Д, Ульянкина Д.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы представителя ФСИН России, УФСИН России по Тамбовской области - Горбачевой О.И, представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области - Ветрова С.С. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 8 сентября 2022 года, вынесенное по административному делу N 2а-308/2022 по административному иску ФИО1 к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области, УФСИН России по Тамбовской области, ФСИН России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области о признании нарушения условий содержания, связанного с неполучением бандероли РПО N с вложенными копиями документов из уголовного дела, компенсации за нарушение условий содержания в размере "данные изъяты" руб.
Требования мотивировав тем, что 29 сентября 2020 года он содержался под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области. В указанный период административный ответчик лишил его возможности получения адресованной ему бандероли РПО N с вложенными копиями документов из уголовного дела, в связи неполучением бандероли адресатом бандероль возвращена отправителю. Факт неполучения бандероли РПО N пагубно отразился на его психическом и эмоциональном состоянии. Указанные копии документов ему были необходимы для подготовки к апелляционному рассмотрению уголовного дела, он вынужден был под конвоем посещать Октябрьский районный суд г. Тамбова для ознакомления с материалами уголовного дела, лишаясь при этом полноценного приема пищи.
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 04 марта 2021 года административные исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 8 сентября 2022 года, решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 04 марта 2021 года отменено, постановлено взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере "данные изъяты" руб.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 8 февраля 2023 года, представитель ФСИН России и УФСИН России по Тамбовской области просит отменить апелляционное определение, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 10 февраля 2023 года, представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области просит отменить апелляционное определение, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств и допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).
Из материалов дела следует, что ФИО1 содержался под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области с 29 сентября 2020 г. по 16 ноября 2021 г.
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области обслуживается почтовым отделением, расположенным по адресу: "адрес" (ответ УФПС по Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ N N).
16 мая 2021 г. в адрес ФИО1 из "адрес" ФИО8. направлено почтовое отправление (РПО N), которое 21 мая 2021 г. прибыло в место вручения адресата в отделение почтовой связи (далее-ОПС) "адрес", 21 июня 2021 г. возвращено обратно отправителю по причине невостребованности.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии действий административных ответчиков требованиям действующего законодательства, поскольку документов, подтверждающих получение должностными лицами ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области извещения ф. 22 на имя ФИО1, не имеется.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, проанализировав действующее законодательство, в частности, нормы УИК РФ, Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи", Закона N 103-ФЗ, Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189, указала, что администрация ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области была обязана обеспечить вручение почтового отправления (РПО N), поступившего на имя ФИО1, содержащегося под стражей в указанном учреждении.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, характер и продолжительность допущенных нарушений, суд апелляционной инстанции взыскал сумму компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 5 000 рублей. Вопрос размера компенсации разрешен с учетом характера нарушений и отсутствия существенных последствий.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В рассматриваемом случае, вопреки доводам кассационной жалобы административных ответчиков, установлен факт нарушения прав административного истца ФИО1 условиями содержания, в связи с чем частично удовлетворены заявленные требования истца.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Законом N 103-ФЗ.
В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 17 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право получать посылки, передачи.
Как предусмотрено частью 1 статьи 25 Закона N 103-ФЗ, подозреваемым и обвиняемым разрешается получать без ограничения количества посылки, вес которых не должен превышать норм, предусмотренных почтовыми правилами, а также передачи, общим весом не более тридцати килограммов в месяц.
Согласно статье 20 Закона N 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым разрешается вести переписку с родственниками и иными лицами без ограничения числа получаемых и отправляемых телеграмм и писем.
Поскольку администрацией ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области не обеспечена возможность получения бандероли (РПО N), поступившего на имя ФИО1, содержащегося на тот момент под стражей в указанном учреждении, следовательно, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области несет ответственность за невручение административному истцу почтового отправления.
Доводы кассационных жалоб о том, что сотрудником СИЗО-1 не было получено извещение ф.22 о поступлении почтового отправления на имя ФИО1, получили надлежащую оценку судом апелляционной инстанции, которым указано, что ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области доставка (вручение) почтовых отправлений, поступивших для осужденных в отделение почтовой связи, осуществлялась без регистрации в соответствующей документации, извещение ф.22 было передано сотрудникам СИЗО-1 простым порядком, в связи с чем именно на администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области лежит обязанность вручения почтового отправления (РПО N), поступившего на имя ФИО1
Обстоятельств, указывающих на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом апелляционном определении, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, не усматривается.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 8 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы представителей ФСИН России, УФСИН России по Тамбовской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тамбовской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 16 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.