Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Репиной Е.В, судей Смирновой Е.Д, Ульянкина Д. В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ФИО1 - Жернакова В.В. на решение Ростовского районного суда Ярославской области от 28 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 20 января 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-2141/2022 по административному иску ФИО1 к военному комиссариату г. Ростова, Борисоглебского и Ростовского районов Ярославской области, призывной комиссии по мобилизации граждан Ростовского муниципального района, региональной призывной комиссии в лице губернатора Ярославской области, военному комиссариату Ярославской области о признании незаконным решения о мобилизации, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Указом Президента РФ от 21 сентября 2022 г. N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" в соответствии с Федеральными законами от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и от 28 марта 1998 г. N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" с 21 сентября 2022 г. в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.
Решением военного комиссариата города Ростова, Борисоглебского и Ростовского районов Ярославской области от 27 октября 2022 г. ФИО1 призван на военную службу по мобилизации. ФИО1 выдано мобилизационное предписание (протокол заседания призывной комиссии от 27 октября 2022 года N).
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения военного комиссариата города Ростова, Борисоглебского и Ростовского районов Ярославской области от 27 октября 2022 г. о его призыве для прохождения военной службы, возложении обязанности присвоить категорию годности к военной службе "Д" - не годен к военной службе, либо предоставить отсрочку от призыва по мобилизации.
В обоснование требований указал, что состоит на воинском учете, ранее в установленном порядке проходил военную службу по призыву в рядах Вооруженных сил Российской Федерации. 27 октября 2022 г. он был вызван в военный комиссариат по месту жительства для решения вопроса по мобилизации. По прибытии представил документы, в том числе, характеризующие состояние его здоровья. Заявил о наличии у него обострения хронического токсического гепатита и о рекомендации госпитализации в медицинское учреждение для проведения лечения. Полагал, что при наличии данного заболевания в соответствии с требованиями графы 111 пункта "а" статьи 59 Расписания болезней, ему должна быть установлена категория годности к военной службе "Д" - не годен к военной службе. Однако представленным им документам оценка не дана. В нарушение права не быть призванным на военную службу без проведения лечения и без желания, в отношении него было принято решение о призыве по мобилизации.
Кроме того, работодателем ответчику направлено ходатайство о предоставлении брони, о рассмотрении которого он не уведомлен. Считает, что административный ответчик незаконно пытается возложить на него обязанность по несению военной службы по мобилизации при наличии объективных и законных обстоятельств, препятствующих этому, праве на освобождение от мобилизации.
Решением Ростовского районного суда Ярославской области от 28 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 20 января 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 16 февраля 2023 года, представитель ФИО1 - Жернаков В.В. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Приводит доводы о том, что военный комиссариат города Ростова, Борисоглебского и Ростовского районов Ярославской области не наделен обязанностями по проведению мобилизации, так как Указом Президента РФ такая обязанность возложена на Губернатора Ярославской области, который осуществляет мероприятие через региональную призывную комиссию. Истцом в военный комиссариат представлены документы, характеризующие состояние его здоровья, однако он не был направлен на стационарное медицинское освидетельствование в медицинское учреждение. Не проверен довод о предоставлении справки в военкомат для освобождения от призыва по брони. Ссылается на допущенные процессуальные нарушения, не представление доказательств для ознакомления, допуск к участию в деле лиц, не имеющих высшего юридического образования.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь отмену судебных актов в кассационном порядке.
Разрешая настоящий спор по существу, суды двух инстаций пришли к выводу о том, что решение о призыве по мобилизации от 27 октября 2022 г. принято уполномоченным органом - призывной комиссией по мобилизации Ростовского муниципального района Ярославской области, в пределах ее компетенции, с соблюдением установленного порядка и сроков; на момент призыва сведений об ухудшении состояния здоровья не представлено, в связи с чем оснований для изменения категории годности не имелось. Оснований для предоставления отсрочки от призыва по мобилизации не установлено.
Оснований не согласиться с выводами судов судебная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судами установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно.
Как следует из материалов дела, ФИО1 состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Ростова, Борисоглебского и Ростовского районов Ярославской области.
25 июля 2010 года призывной комиссией Ростовского муниципального района ФИО1 признан годным к военной службе, ему присвоена категория "А1" (годен к военной службе).
В учетной карточке ФИО1 содержатся сведения о семейном положении, месте работы - ООО "данные изъяты", специалист ОПП, воинском звании - младший сержант категории запаса - 1, гр. Учета - РА, состав - сержанты, сведения о прохождении военной службы по призыву. Воинская специальность - лаборант артиллерийских боеприпасов.
В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
В силу статьи 17 указанного выше Федерального закона N 31-ФЗ призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации. Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, в том числе признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья - на срок до шести месяцев (статья 18 Федерального закона N31-Ф3).
Статьей 20 Федерального закона N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" предусмотрены нормативные основы организация призыва на военную службу по мобилизации.
Согласно части 4 указанной статьи порядок создания и деятельности призывной комиссии по мобилизации граждан, а также порядок призыва граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, и направления граждан для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований определяется Правительством Российской Федерации.
Такое Положение о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 852.
В соответствии с пунктом 2 Положения N 852 призыв граждан по мобилизации - комплекс мероприятий, проводимых военными комиссариатами, призывными комиссиями по мобилизации и федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас, при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению своевременного и гарантированного укомплектования личным составом воинских частей до штатов военного времени.Призыв граждан по мобилизации включает: оповещение граждан и организаций о проведении мобилизации; явку (доставку) граждан в места сбора и (или) на пункты (места) приема мобилизационных ресурсов воинских частей (специальных формирований); документальное оформление призыва граждан по мобилизации.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 852 призыв граждан по мобилизации осуществляется на основании решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Проанализировав порядок создания призывной комиссии требования к ее составу указанные в положении Положение, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 852, суды пришли к обоснованным выводам, что призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляет Призывная комиссия Ростовского муниципального района Ярославской области по мобилизации граждан, созданная постановлением Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области от 30 сентября 2022 г. N9-дсп; Губернатор Ярославской области обязан обеспечить призыв граждан на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в количестве и в сроки, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации для каждого субъекта Российской Федерации, что следует из пункта 8 Указа Президента РФ от 21 сентября 2022 г. N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации".
Административным истцом обжалуется действия призывной комиссии по мобилизации о призыве его на военную службу без проведения медицинского освидетельствования в медицинском учреждении и определения годности к военной службе по состоянию здоровья. При этом истец ссылается на наличие у него хронического заболевания, препятствующего прохождению военной службы.
Необходимость и порядок прохождения медицинского освидетельствования лицами, призывающимися на военные сборы, определяется положениями Постановления Правительства РФ от 04 июля 2013 года N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе".
В силу пункта 70 данного Постановления граждане, прошедшие военную службу (приравненную службу), граждане, не проходившие военную службу и пребывающие в запасе, а также граждане, призываемые на военные сборы, для уточнения диагноза заболевания могут быть направлены в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях.
Организация освидетельствования граждан при призыве на военные сборы по линии Вооруженных Сил осуществляется военными комиссариатами и военными комиссариатами муниципальных образований (пункт 75).
При этом медицинское освидетельствование граждан, имеющих основания для предоставления отсрочки от призыва или право на освобождение от призыва на военную службу, проводится по их заявлению, за исключением граждан, отказавшихся от реализации указанных прав, а также граждан, признанных временно не годными к военной службе (пункт 1.2 ст. 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ).
Исходя из вышеприведенных норм права, граждане, пребывающие в запасе, а также граждане, призываемые на военные сборы, для уточнения диагноза заболевания могут быть направлены в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях. При этом медицинское освидетельствование граждан, имеющих основания для предоставления отсрочки от призыва или право на освобождение от призыва на военную службу, проводится по их заявлению, за исключением граждан, отказавшихся от реализации указанных прав, а также граждан, признанных временно не годными к военной службе.
Таким образом, для предоставления отсрочки от мобилизационного призыва на военную службу по состоянию здоровья, гражданин, прошедший военную службу и имеющий установленную категорию годности, должен заявить об имеющихся изменениях в состоянии своего здоровья, предъявить соответствующие документы, а также изъявить желание пройти освидетельствование для уточнения заболевания, после чего такой гражданин должен быть направлен военным комиссариатом в соответствующие медицинские организации на обследование.
В рассматриваемом случае ФИО1 при прохождении срочной службы в Вооруженных силах РФ установлена категория "А", которая впоследствии не была изменена. В карточке учета имеется информация о проведении медицинского освидетельствования в 2010 году, которым административный истец признан годным к военной службе и установлена категория "А". ФИО1 был оповещен о необходимости явки 27 октября 2022 г. на заседание Призывной комиссии Ростовского муниципального района по мобилизации, вместе с тем во время заседания призывной комиссии медицинских документов не представил, каких-либо жалоб на состояние здоровья не предъявлял. При проведении медицинского осмотра отклонений в здоровье не выявлено.
Ссылки ФИО1 на наличие заболевания, препятствующего прохождению военной службы, обоснованно отклонены судами, поскольку представленные в административном деле медицинские документы, характеризующие состояние здоровья административного истца, датированы ноябрем 2022 г.
При этом то обстоятельство, что ФИО1 после призыва по мобилизации находился в лазарете Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны в период с 8 по 14 ноября 2022 г. с диагнозом - "данные изъяты", не являлось основанием для предоставления отсрочки от мобилизационного призыва на военную службу по состоянию здоровья гражданин, поскольку на момент призыва ФИО1 на военную службу по мобилизации медицинских документов, свидетельствующих о необходимости направления на медицинское освидетельствование в медицинском учреждении с целью изменения ему категории годности, не имелось.
Как верно установлено судами обеих инстанций, административный истец как лицо, пребывающее в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации на момент призыва не имел, соответствовал критериям лиц, подлежащих мобилизации, что подтверждается материалами дела.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 31-ФЗ, отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона N 31-ФЗ).
Порядок работ по бронированию в организациях граждан, пребывающих в запасе, определен Инструкцией по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время, утвержденной Постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 3 февраля 2015 года N 664с.
Согласно содержанию указанной Инструкции бронирование граждан, пребывающих в запасе, ведется по следующим видам бронирования:
а) по Перечню, утверждаемому Межведомственной комиссией, об основных видах экономической деятельности организаций и структурных подразделений, входящих в состав органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, наименования должностей и профессий, по которым гражданам, пребывающим в запасе, предоставляется отсрочка;
б) по отдельным постановлениям Межведомственной комиссии.
В силу пункта 18 названной Инструкции основанием для организации работы по бронирования граждан, пребывающих в запасе, является, в том числе наличие мобилизационных заданий для государственных нужд Российской Федерации, нужд субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Судами установлено, что обществом с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"", в котором работает ФИО1 в должности специалиста ОПП (отдел предотвращения потерь), выдана справка о том, что организация отвечает признакам системообразующих организаций российской экономики в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 мая 2020 года N651.
Вместе с тем процедура бронирования работника ФИО1 работодателем не осуществлена. ФИО1 на момент его призыва на военную службу с общего учета на специальный учет как забронированный обществом не переводился, данных о том, что работодателем были поданы в установленной форме списки забронированных лиц не представлено, в связи с чем выводы об отсутствии у административного истца права на отсрочку от призыва на военную службу, предусмотренную статьей 18 Федерального закона N 31-ФЗ, являются верными.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, фактически сводятся переоценке установленных судами обстоятельств, и на правильность выводов судов не влияют.
Разрешая заявленные требования, суды дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу.
Нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ростовского районного суда Ярославской области от 28 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 20 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца ФИО1 - Жернакова В.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.