Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Репиной Е.В, судей Смирновой Е.Д, Ульянкина Д.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 августа 2022 года, вынесенное по административному делу N 2а-565/2022 по административному иску ФИО8" к Минюсту России о признании распоряжения незаконным, обязании исключить сведения из реестра, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения представителя Министерства Юстиции РФ Пинаевой А.В. судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
17 декабря 2021 года Минюстом России принято распоряжение N 1470-р о включении в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, функционирующее без приобретения прав юридического лица ФИО9".
Незарегистрированное общественное объединение ФИО10" и ФИО1 обратились в суд с административным исковым заявлением о признании вышеназванного распоряжения незаконным, возложении обязанности исключить сведения о Движении и его руководителе из Реестра.
В обоснование требований указав, что оспариваемым распоряжением на Движение и его председателя Совета налагаются дополнительные обязанности, неисполнение которых может привести к административной и уголовной ответственности. Отсутствует подтверждение осуществления политической деятельности и получения иностранного финансирования.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 августа 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 1 марта 2023 года, ФИО1 просит об отмене состоявшихся судебных актов с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований, указывая на неправильное применение судами норм материального права, неверную оценку представленных доказательств, указывая, что административный ответчик не имел оснований для включения Движения в реестр лиц, выполняющих функции иностранного агента, и не доказал осуществления Движением политической деятельности, иностранного финансирования, и как следствие обоснованность данного решения в судебном порядке.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь отмену судебных актов в кассационном порядке.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Минюст России ведет реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента (далее - реестр).
Пунктом 9 Порядка ведения реестра незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 1 июня 2021 года N 92, предусмотрено, что основанием для включения объединения в реестр является распоряжение Минюста России, издаваемое на основании уведомления; документов, поступивших от органов государственной власти Российской Федерации, подтверждающих получение общественным объединением, которое функционирует без приобретения прав юридического лица и не подало уведомление в порядке, установленном частью 1 статьи 29.1 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82- ФЗ), денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников и участие в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Закона N 82-ФЗ под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Согласно статье 3 Закона N 82-ФЗ создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном указанным федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
В соответствии со статьей 29.1 Закона N 82-ФЗ общественное объединение, которое функционирует без приобретения прав юридического лица, получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников, указанных в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), и участвует в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, либо намеревается получать денежные средства и (или) иное имущество от данных источников и участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, обязано уведомить об этом федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в порядке и сроки, которые установлены федеральным органом государственной регистрации.
Для целей настоящей статьи под политической деятельностью, осуществляемой на территории Российской Федерации, понимается политическая деятельность в том значении, в каком она определена в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
Разрешая настоящий спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемое распоряжение принято в пределах предоставленных полномочий, основанием к которому явились установленные в ходе проведения проверочных мероприятий и мониторинга деятельности Движения достоверные сведения о получаемых им средствах, в том числе от иностранных источников, и участии в политической деятельности, сомнения в обоснованности принятого Министерством юстиции РФ распоряжения отсутствуют.
Оснований не согласиться с выводами судов судебная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судами установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно.
29 ноября 2021 года и 3 декабря 2021 года в Минюст России поступили письма из Главного управления Минюста России по Приморскому краю и 17 декабря 2021 года от ГУ МВД России по г. Москве, из которых следует, что ФИО11" не зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц. Руководителем Организации является ФИО1 Организация имеет интернет-сайт: "данные изъяты".
Согласно информации, размещенной на интернет-сайте Организации, основной целью деятельности Организации является создание условий для включения в общество, улучшения качества жизни и реализации активистского потенциала стигматизированных групп, а также для освобождения от негативного восприятия их обществом.
Основными задачами Движения является оказание правовой и социально-психологической помощи женщинам, пострадавшим от насилия, а также лицам, относящим себя к ЛГБТ (аббревиатура, возникшая в английском языке для обозначения лесбиянок (Lesbian), геев (Gay), бисексуалов (Bisexual) и трансгендерных людей (Transgender)).
Организация зарегистрирована в социальных сетях: одноклассниках ("данные изъяты"), фейсбуке ("данные изъяты"/), инстаграм ("данные изъяты"/) 831 подписчик, ВКонтакте ("данные изъяты") 1475 онлайн-участников. Страница ФИО1 в Инстаграм "данные изъяты" 970 подписчиков. Организация собирает пожертвования через свой интернет-сайт с помощью электронного кошелька "Юmoney" ("данные изъяты").
Проведя содержательный анализ представленных материалов, судами сделан правильный вывод о том, что деятельность Движения носит политический характер, поскольку распространяемая Движением информация оказывает влияние на правовое регулирование общественных отношений на территории Российской Федерации, направлена на формирование общественного мнения в отношении проводимой государственными органами политики, запрещающей "пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений".
По сведениям, представленным Межрегиональным управлением по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу 20 октября 2021 года на счет
ФИО1 перечислены денежные средства в размере "данные изъяты" рублей со счета Благотворительного фонда социально-правовой помощи " ФИО12" (ОГРН N, зарегистрирован в "адрес"), включенного Минюстом России 01 марта 2016 года в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (назначение платежа - благотворительная помощь).
Согласно информации, размещенной на сайте Российской ЛГБТ-сети, включенной Минюстом России 08 ноября 2021 г. в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, Благотворительный фонд социально-правовой помощи " ФИО13" является ее организацией-оператором.
На сайте Российской ЛГБТ-сети размещена информация о сборе пожертвований, в реквизитах для оплаты получателем платежа указан Благотворительный фонд социально-правовой помощи " ФИО14". Согласно информации, размещенной на сайте Организации, а также на сайте Российской ЛГБТ-сети Организация является ее коллективным участником. На сайте Российской ЛГБТ-сети размещено положение о ее коллективных участниках, согласно которому коллективный участник разделяет миссию, цели и задачи Российской ЛГБТ-сети, соблюдает ее устав, вносит вклад в ее деятельность и письменно заявляет о своем желании стать ее участником.
Таким образом в судебном заседании установлено наличие информации, изложенной Минюстом России, о получении иностранного финансирования Движением. Такая информация представлена в распоряжение Минюсту в соответствии с полномочиями Росфинмониторинга.
Позиция представителя административного истца, изложенная в кассационной жалобе, о недопустимости представленных по делу доказательств, правомерно отклонена судебными инстанциями.
Утверждения в жалобе о недопустимости представленных по делу доказательств - сообщений Роскомнадзора и Росфинмониторинга и нарушении судом принципа состязательности судебной коллегией отклоняются, поскольку в соответствии с требованиями статей 84, 176, 178 КАС РФ все обстоятельства дела установлены судом на основании доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства, которым суд в решении дал надлежащую правовую оценку.
Росфинмониторинг, являясь федеральным органом исполнительной власти, выполняющим, в том числе функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам, вправе собирать и предоставлять в распоряжение уполномоченных федеральных органов власти соответствующую информацию.
Приведённые в кассационной жалобе доводы о том, что осуществляемая Движением деятельность не является политической, и не нарушает границы статьи 29 Конституции РФ и ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не влекут отмены судебных актов, поскольку направлены на переоценку собранных по делу доказательств.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 8 апреля 2014 года N 10-П, некоммерческая организация для того, чтобы быть признанной выполняющей функции иностранного агента, должна, в том числе:
участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, т.е. независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, участвовать (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
Их формы могут быть самыми разнообразными. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
По делу установлено осуществление организацией в проверяемый период политической деятельности путем: организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений; публичных обращений к государственным органам, оказывающих влияние на деятельность этих органов, в том числе направленных на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов; а также распространение, в том числе с использованием современных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики.
Отвергая доводы административного истца о нарушении статьи 29 Конституции РФ, статьи 10, 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, судебная коллегия отмечает, что осуществление права на свободу выражения мнения (и свободу прессы), может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, в целях сохранения государственного единства и территориальной целостности Российской Федерации, ее независимости от внешних факторов, в частности, от факторов, которые могут дестабилизировать внутриполитическую и социальную ситуацию в стране.
Вопреки доводам административного истца относительно ограничения его профессиональной и общественной деятельности и нарушении его права на неприкосновенность частной жизни, в результате наделения его спорным статусом, судебная коллегия отмечает, что включение в соответствующий реестр имеет своим предназначением их идентификацию в качестве специфического субъекта политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и не означает указания на исходящую от данных организаций угрозу тем или иным государственным и общественным институтам. Такие сведения не могут влиять на формирование отрицательного отношения к осуществляемой лицом деятельности и тем самым не могут восприниматься как проявление недоверия или желания дискредитировать такое лицо.
Оснований, влекущих безусловную отмену судебных актов, по делу не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.